«Мысли камня»: философский монолог от Лизы Варвары Арановой

Елизавета Варвара Аранова — стендап-комик, сценарист, режиссер и креативный продюсер. В студенческие годы играла в КВН за команду «Имени И. С. Баха», затем писала юмористические скетчи, монологи для комиков и сценарии для сериалов. В 2018 году дебютировала в качестве стендап-комика в Stand-Up Club No1 в Москве. Параллельно продолжила работать в кино. Среди ее работ — сериал «Мне плевать, кто вы», в котором Аранова выступила в качестве режиссера, сценариста и креативного продюсера; сериал «Миля». В 2024 году вместе с Богданом Лисевским запустила шоу «Что у вас случилось?», которое его создатели называют юмористическо-терапевтическим.
Редакция «Правил жизни»
Редакция «Правил жизни»
«Мысли камня»: философский монолог от Лизы Варвары Арановой
Зина Любич

Предисловие от автора

Привет! Во всех рассказах этого номера есть общий герой – курьер. Человек, благодаря которому мы можем никуда не ходить и оставаться дома. Мой рассказ этой темы касается напрямую, хотя непосредственно про курьера в нем не будет ни слова. Зато много будет про камень. Который лежит, думает и никуда не ходит. Собственно, находится в том состоянии, к которому мы стремимся, вызывая курьера. Все, дальше я передаю слово камню. Спасибо, что прочтете.Предисловие от камня

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Зачем вам читать мысли камня? В целом – незачем. Как и все остальное. На вопрос «зачем?» всегда подходит ответ «да незачем». Но интерес – это главное отличие человека от всех остальных существ на планете. Человеку интересно все: как устроен мир, почему так случилось или, наоборот, не случилось, что происходит за шторами той спальни.

Но самое интересное для человека – это чье-то мнение. Абсолютно по всем вопросам. Хотя каждому, кто высказывает свое мнение, можно задать вопрос: «Зачем?» И всегда можно ответить: «Да незачем». Но интерес заставляет сказать: «Ладно, рассказывай».

В общем, я камень. И если уж вы целыми днями шерстите социальные сети и читаете мнение всех подряд и по любому поводу, то уж точно найдете несколько минут, чтобы выслушать мнение камня – это куда интереснее. Хотя, конечно, делать это и незачем. Но интересно. Ведь я – камень.

Жизнь

Я уже много тысячелетий подряд наблюдаю за жизнью людей. Мой рассказ лишен сценарных уловок, у меня нет нужды удерживать внимание зрителя, поэтому сразу скажу: в конце люди умирают. Что интересно, это и делает людей живыми. Вся их жизнь построена вокруг события, которое происходит практически мгновенно, но фоном существует в их жизни всегда. Из-за смерти людям все время приходится поглядывать на часы, ведь на деле это таймер. Как устроена смерть, мы пока разбирать не будем. А сейчас посвятим немного времени тому, как они живут. Хотя, в общем и целом это синонимы. Умирание – это продолжительный жизненный процесс, который в конце концов заканчивается смертью. Жизнь... Ну, вы и сами поняли. Не буду же я все вам разжевывать.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Так вот. Интересно, как свою жизнь устроили люди, зная, что она коротка. Люди создали себе иерархии и статусы, чтобы вести сомнительную гонку. Мне это непонятно. Я камень. Я ни с кем не соревнуюсь, у меня нет никакого комплекса относительно других камней. Я ни разу не испытывал зависти при мысли о том, что Стоунхендж – самый медийный камень на планете и люди хотят до него добраться, сфотографироваться на его фоне, поставить его фотографию в рамку. А я всего лишь камень на обочине. Мой максимум взаимодействия с людьми – меня случайно пнут. И меня такие социальные роли абсолютно устраивают. Мне не требуется психолог, который найдет причины моей зависти в том времени, когда я был еще камушком.

Я приведу один пример, который четко показывает человеческую природу. Люди обгорают на солнце, солнце вредит их коже. И было бы логично избегать солнца. Но люди решили изобрести крем, который они наносят на кожу, чтобы можно было лежать на солнце. Крем называется «От загара», но он нужен для того, чтобы они могли загорать.

Людям не нравится принимать обстоятельства, которые даны им природой. Суть человека состоит в желании все исправить, а потом исправить то, что он исправил до этого. Люди столетиями пытались объединиться в одно сообщество: придумали письма, телеграммы, телевидение и телефоны, чтобы потом прийти к тому, что высшее благо – это побыть в одиночестве. Человек весь состоит из нелогичности и противоречий. Люди веками шли к тому, чтобы изобрести пластик и внедрить его повсеместно в свою жизнь, а теперь веками будут изобретать способ запретить его, чтобы спасти природу. Потому что человеку всегда нужен враг и всегда нужно что-то или кого-то спасать. Без врага и спасения человек вроде как и не существует. С тех пор как он подчинил себе дикую природу и гигантская птица или тигр больше не угрожают его жизни, он стал самостоятельно создавать себе врагов, чтобы с ними бороться.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Людям не нравится абсолютно все, что происходит с ними в данную минуту. Скажи человеку, что он три часа не сможет сесть, он будет негодовать. Потом скажи ему, что в самолете ему придется сидеть три часа, он будет негодовать еще больше.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Человеку не нравится принимать правила. Ему нравится придумывать свои правила и постоянно пытаться их нарушить. Человек не может существовать без игр. Камень, ножницы, бумага – возмутительнейшая из человеческих игр. В ней нет никакой справедливости и логики. Это игра, в которой слабость выдают за силу, а договоренности – за истину. Посудите сами: камень бьет ножницы – здесь меня все устраивает; ножницы режут бумагу – это тоже справедливо и реально. Но ответьте мне, люди, по какой причине, когда камень оборачивают в бумагу, камень побежден? Что это за бумага, способная победить камень? Что на ней? Печати какие-то? Какой-то официальный документ написан на этой бумаге? Ведь свойства бумаги от всего этого не меняются. Кто посмел в безобидную детскую игру вплести такую примитивную бюрократию? Что бы вы ни написали на этой бумаге, какие бы правила ни напечатали, какой бы печатью ни заверили – все это внутри вашего мира и вашей фантазии. Мне, камню, до этого вообще дела нет – до ваших человеческих игр. Что бы вы там себе ни придумали, я в этой игре побеждаю всегда. Ведь я – камень.

У человека миллиард игр во всех сферах жизни, и все они по большей части бессмысленные. У этих игр единственная цель – убить время. Вот и получается главная игра, где есть два антагониста: человек и время. Человек вечно пытается убить время, а время пытается убить человека. Победить в этой игре человеку пока еще ни разу не удалось.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Любовь

Люди разучились любить по-настоящему. Слишком много лишнего: статус, общество, интернет. Хочется любить что-то весомое и значимое, что можно кому-то показать и что одобрят. И в этой гонке люди часто выбирают любить то, что не имеет для них смысла.

Я однажды был любим. Ощущал настоящую дружбу и преданность. Меня подобрал мальчик, и я был его лучшим другом, я был всегда рядом с ним. Родители постоянно пытались разрушить нашу связь, дарили ему кучу всего, что его абсолютно не интересовало. Дарили не для того, чтобы порадовать сына, а чтобы другие взрослые видели, что они это дарят. Мальчику не нужно было ничего. У него уже был я. Я камень. Это куда веселее. Дети всегда видят суть, они умеют любить, у них еще нет предрассудков, потому что они не успели им научиться.

Но потом мальчик становился старше, пытался соответствовать, костенел внутри и в один момент просто выбросил меня.

Часто ли так делают люди? Да постоянно. Самое сложное для человека – это постоянство. На втором месте – перемены. Человек одновременно боится неизменности и изменений. Звучит противоречиво, если воспринимать буквально. Но если немного углубиться, вы найдете подтверждения этому в своем сердце. Я не знаю, о чем говорю, я камень. Я не могу испытать изменения, а неизменность – это вся моя суть.

Сказать честно – я завидую людям. Я бы хотел испытывать боль. Люди вечно пытаются сбежать от боли, не понимая, какую ценность она несет. Боль показывает слабое место, показывает силу ощущения. Да если бы не боль, люди бы все вымерли к чертям собачьим. Даже не заметили бы, что у них что-то на теле почернело, просто списали бы на непереносимость лактозы и игнорировали проблему дальше.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но поговорим про душевную боль. Я наблюдаю за людьми тысячелетиями и могу с уверенностью сказать: разбитое сердце – это движение. Не бойтесь этого. Люди, которые осмелились столкнуться с болью и пережили ее, становились больше, а те, которые от боли закрывались, – уменьшались на глазах.

Воспринимайте душевную боль как массаж. Если вдруг стало больно, значит, вам надавили на нужную точку. Не закрывайтесь, расслабьтесь, после чего уходите с прямой спиной и с легкостью в теле.

Если бы я мог столько чувствовать, если бы я мог испытывать настоящую любовь, я бы никогда не побоялся какой-то там боли. Боль – это всего лишь новая ступень к тому, чтобы открыться любви еще большего размера. Я могу только мечтать о том, чтобы кто-то разбил мое сердце, – это бы означало, что я полюбил. Да, вот такой вот я романтик. Я хоть и камень, но сердце у меня не каменное.

Кстати, мальчик, про которого я вам рассказывал. Я долго наблюдал за ним: как он взрослел, как менял друзей, как влюблялся и расставался без сожаления – в присущей ему манере. Он вырос в мужчину, который изменял всему. Единственное, чему он не изменял, – своему принципу «изменять всему». А потом он умер по ироничному стечению обстоятельств. Он игнорировал боль, не обратился к врачу и, вы не поверите, умер от камней в почках. Что тут скажешь? Хоть в чем-то он оказался постоянным.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Смерть

Самое возмутительное в людях – они еще успевают скучать. За свою короткую жизнь, полную движения, человек может сесть на час и заскучать. Представляете? Вот так сидеть на лавочке, ждать друга, который опаздывает, посмотреть на часы, увидеть, что друга нет уже пятнадцать минут, и сказать: «Господи, его нет уже целую вечность!» Пятнадцать минут для человека – это целая вечность. В мире, где я, сука, камень.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Жизнь бабочки состоит из движения. Она может сесть куда-то на секунду и дальше без остановки летать. Ее жизнь длится несколько дней. Жирафы спят всего тридцать минут в сутки, остальное время они ходят по саванне. Я лишен возможности двигаться, за это моя жизнь длится вечно. Чем больше в твоей жизни движения, тем короче она по итогу. Сначала человек понял: если двигаться меньше, то жизнь становится длиннее. А потом, видимо, подумал: если не двигаться вовсе, то это обеспечит вечную жизнь. Он изобрел автомобили, мотоциклы, самолеты, чтобы двигаться без движения. Потом он изобрел телевидение, интернет и другие устройства, чтобы продолжать движение, не вставая с дивана. Так почему же, создав столько всего для себя, человек все еще несчастлив? Ответ очень прост: как бы человек ни хотел обмануть природу, движение – это его главная суть. Человек должен действовать каждую секунду своей жизни. А наблюдать за всем лежа – это моя роль в этом мире. Ведь камень тут я.

Вам сложно оценить сейчас, как мало времени у вас на такое большое количество возможностей. Но поверьте мне, не стоит откладывать на потом чувства, мечты, реализацию. Начните двигаться прямо сейчас, потому что камнем вы стать еще успеете. Однажды вы станете мной. Однажды от вас останется лишь камень с датами вашей жизни.