Когда преступник — жертва: роман Риэ Кудан о будущем справедливости

Как будет выглядеть общество, где преступников называют Homo Miserabilis и переселяют в небоскреб в центре города? Публикуем отрывок из романа Риэ Кудан «Симпати Тауэр Токио» (издательство Inspiria) — лауреата премии Акутагавы, переведенного Анной Слащёвой.
Редакция «Правил жизни»
Редакция «Правил жизни»
Когда преступник — жертва: роман Риэ Кудан о будущем справедливости
«Правила жизни»

Сегодня, благодаря широкой поддержке жителей Токио, Министерства охраны окружающей среды, Министерства юстиции и других государственных институций, проект башни в Синдзюку-Гёэн наконец начинает воплощаться в реальность. Подготовка идет полным ходом, и завершение строительства намечено на 2030 год. Я с нетерпением жду того дня, когда Homo Miserabilis, ранее вынужденные жить в ужасающих условиях, смогут переселиться в чистую и светлую башню в самом сердце города.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Я уверен, что этот проект станет важным шагом на пути международного признания и послужит примером новой социальной открытости для Японии, которую долго упрекали в недостаточном внимании к уязвимым и маргинализированным группам. Следовательно, мы сможем заслуженно заявить о себе как о стране — лидере социальной инклюзии, которой доверяет и которую уважает весь мир.

В то же время я отдаю себе отчет в том, что многие люди выступают против строительства башни. На протяжении многих дней мне приходится переживать из-за акций протеста, волн демонстраций и языка ненависти. На недавней встрече с жителями близлежащих районов прозвучало немало резких замечаний в мой адрес. Более того, в интернете мне и моим сторонникам угрожают убийством.

Но я ни о чем не жалею, и меня не пугает мысль о смерти. Если моя смерть принесёт счастье и радость огромному количеству людей, то я с радостью умру, но пока мне суждено жить, я намерен до конца выполнять свой долг как автор Homo Miserabilis. И потому, ради исполнения той миссии, которая на меня возложена, я твердо верю, что необходимо наладить диалог с каждым из тех, кто выступает против строительства башни.

Так и родилась идея включить в новое издание раздел «Вопросы и ответы» — как попытку честно и открыто ответить на все сомнения, критику и страхи, высказываемые читателями за эти десять лет.

Вопрос. Почему необходимо заменить термины «преступники» и «правонарушители» на Homo Miserabilis?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вопрос. Почему мы должны сочувствовать тем, кто заслуживает наказания?

Вопрос. Не вызовет ли сочувствие преступникам пренебрежение чувствами жертв?

Вопрос. Если улучшить условия содержания осужденных, не приведет ли это к росту преступности?

Вопрос. Могут ли люди с трудной и несчастной судьбой стать счастливыми?

И т. п.

Я попытался ответить на эти и на многие другие — и конкретные, и абстрактные — вопросы с максимальной искренностью и осознанностью. Очень надеюсь, что ответы, предоставленные мной в этой книге, помогут хоть немного приблизить читателя к пониманию концепции Homo Miserabilis, и проект постройки башни не встретит дальнейших препятствий.

Однако мне также хотелось бы задать несколько вопросов вам, читателям, в частности тем, кто до сих пор испытывает отвращение к преступникам и требует для них самого сурового наказания.

Вопрос. Почему вы — не «преступник»?

Вопрос. Вы никогда не совершали преступлений, потому что у вас выдающиеся моральные качества?

Вопрос. Или вы никогда не совершали преступлений, потому что у вас высокий уровень самоконтроля и умственного развития?

Честно говоря, я сам задаю себе эти вопросы на протяжении десятилетий.

Я уже говорил об этом не раз, но повторяю снова: ни вы, ни я не стали «преступниками» вовсе не потому, что мы наделены выдающимися моральными качествами, а потому, что мы с вами родились в таких условиях и такой среде, которые помогли выработаться этим выдающимся моральным качествам.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Нас окружали взрослые, которые внушили нам убеждение в том, что счастливая жизнь возможна без нарушения закона, потому что они хвалили и поощряли нас за хорошие оценки в школе и за добрые дела. Тем самым они нас мотивировали: «Продолжай — ты на верном пути». И в этом подкреплении, по мере повторения хороших поступков, нас постепенно научили не сдаваться, не отворачиваться от будущего, а надеяться на него, даже сталкиваясь с жуткими трудностями или провалами.

Человек, который осознанно трудится ради счастливого будущего, способен предсказать и последствия своих негативных поступков. Представление о будущем — полезная сдерживающая сила, которая не позволяет нам сойти с верного пути и удерживает от преступления. Только благодаря нашей привилегии счастья мы не стали преступниками и ведем чистую и безгрешную жизнь.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Однако вы можете и не подозревать, что многие люди рождены без такой привилегии. Они не получили положительного подкрепления своих хороших поступков и стали взрослыми, ощущая, что само их рождение — ошибка. У таких людей не сформирована «система вознаграждения» в головном мозге. Даже после совершения хороших поступков у них не выделяется дофамин, как у обычных людей, поэтому они несчастны. Их мировоззренческие предпосылки и восприятие реальности отличаются от ваших.

Когда они пытаются представить счастливое будущее, они не знают, что такое «счастье». Без «счастья», которое нужно беречь, барьеры для совершения преступлений чудовищно низки. Им не хватает сил представить «счастье» других людей, и им трудно почувствовать себя виноватыми, когда они разрушают чужое «счастье».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В подавляющем большинстве случаев те, кого мы сегодня называем преступниками и правонарушителями, — это вчерашние жертвы. Это несчастные люди, которые так и не смогли объяснить миру, что они — жертвы, и получить заботу и поддержку от других людей.

Разве не нечестно, не жестоко заставлять этих людей жить с нами, Homo Felix, в одном мире и применять к ним одинаковые законы и правила?