От стен к сценам: как формировалось московское уличное искусство

Как московский стрит-арт прошел путь от самиздата и нелегальных надписей до музейных архивов, почему художники отказались от шрифтов в пользу сюжетов и символов и как город стал полноценным участником художественного процесса — публикуем отрывок из книги Игоря Поносова «От стен до сцен» (издательская программа музея «Гараж»).
Редакция «Правил жизни»
Редакция «Правил жизни»
От стен к сценам: как формировалось московское уличное искусство
«Правила жизни»

Эксперименты в граффити: сюжетность, стрит-лого, дизайн, абстракция

Параллельно с развитием граффити-бомбинга московские уличные художники начала нулевых искали новые формы самовыражения, в которых шрифт как основополагающий элемент отходил на второй план или же вовсе отсутствовал. Среди первопроходцев этого направления — Антон Польский (Мэйк), Кирилл Кто и Code.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Отказ от шрифтовых композиций в пользу фигуратива и сюжетности проявился и у других авторов этого периода — наиболее отчетливо это отражается в творчестве московской граффити-команды RUS*.

Се, Камар, Олег Баскет, Чуб, Worm, Tek и Мэйк — ядро команды — сформировали новаторский, отступающий от канонов российского граффити-движения стиль, в котором изобразительность, сюжет и взаимодействие с городским контекстом были крайне важны. Особенно это заметно в работах Мэйка, создававшего в начале нулевых сюжетные рисунки, близкие к стилистике комикса и мультипликации:

«В 2000 году я сделал серию рисунков, отходящую от традиционных граффити, которыми я занимался ранее. И если сначала я ориентировался на 3D-стиль и граффити DAIM’а, то в 2000-м ушел в сторону детского рисунка и концептуализма, сайт-специфичного рисования. К этому меня подвигла мысль о том, что город — это холст и он не ограничивается стеной, это среда, с которой можно взаимодействовать. Комментировать какие-то интересные моменты, которые замечаешь, — старые здания и прочее. Думаю, это стало кульминационным моментом для всей второй волны в целом».

Интересны и эксперименты Кирилла Кто: в 2002 году он создал один из символов своего творчества — так называемых стрит-лого**, — пуговицу. Этот лого он придумал во время фестиваля на роллердроме «Локстрим».

Тогда Олег Баскет сразу отметил одну из ключевых особенностей деятельности художника:«Кирилл очень ярко подал свой стиль — стиль, ни на кого не похожий и отходящий от традиций хип-хоп-культуры».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В начале 2000-х изображение какого-либо знака, символа или лого, отходящего от традиций граффити-движения, где доминирует стилистически выверенная шрифтовая композиция, воспринималось российским сообществом как нечто неординарное и действительно новое.

Со временем к пуговице Кирилла Кто добавились лестница Самолазка, рыбка и телефонная трубка. Даже сегодня, более двадцати лет спустя, эти символы, напоминающие теги или throw-ups, можно встретить на улицах Москвы:

В конце 1990-х и начале 2000-х я собирал для мамы обрезки старого оргалита — она мастерила что-то из этого, я на них тоже рисовал, как правило что-то вертикального формата. Именно тогда и появилась лесенка — получилось так, что задал сам формат. Позднее лесенка стала Самолазкой, которая всю жизнь занимается лазанием, разведывает новые территории.<...> Рыбку я подсмотрел у девочки, рисовавшей что-то похожее в тетрадке. Я видоизменил этот знак, и он стал больше похож то ли на рыбку, то ли на ракету... Эта рыбка-ракета закрепилась лучше остальных, потому что ближе всего к тегу: ее форма идеальна для быстрого написания и легко узнается.<...> Я много разговаривал по телефону... Некоторые из этих телефонных диалогов я воспроизводил на улице: например, рисовал трубку со спичбаблом, в который была вписана фраза.

В 2003 году молодежный журнал «Молоток», активно освещавший столичную граффити-сцену начала нулевых, отметил новые веяния:

В московских граффити возникло новое направление: забить за собой какой-нибудь простой предмет или символического персонажа, сделать это своим графическим тегом и развивать эту тему по городу. Граффитчики, как подорванные, рисуют: кто чайники, кто телефоны и пуговицы, кто морковки, кто кастрюльки и буйки. И веселятся. Только как назвать этот новый прикол? Кто-то предложил коротко и ясно — «штуки»!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

К середине 2000-х сформировался целый ряд авторов, тяготевших к фигуративным и экспериментальным практикам. Среди них — стремившиеся к шрифтовому дизайну и иллюстрации Дмитрий Аске, Nootk, Алексей Лука (16:59) и Алексей Кио, мастера стрит-лого Scissor и August, а также чутко работавшие с контекстом места 0331c, Паша 183 и Кирилл Кто. Параллельно развивалась группа художников, работавших над собственным шрифтовым стилем, стремящимся к абстракции: Akue (A24), Petro, Zmogk и Scheme.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Эту волну быстро подхватили и другие участники сцены, и уже в первых двух выпусках моего издания Objects book*** (2005, 2006) можно отследить множество попыток создать свой стрит-лого, персонажа или сюжет.

Некоторые художники в своих экспериментах прибегали к нетипичному для уличного пространства инструментарию. Так, в 2006 году, находясь в перманентном поиске новых способов самовыражения, Паша 183 открыл новую форму, которую сам называл Underground Light Art (U. L. A.), — проецирование статичных изображений в подземных шахтах и тоннелях. В этом многолетнем проекте соединились все его увлечения: самодельная электроника, уличное искусство и исследование подземных пространств.

На увлечение подземной средой мегаполиса в начале пути очень сильно повлияла информация о подземельях: именно после прочтения ряда статей о подземной Москве автор и решился спуститься под землю, где почти год самостоятельно исследовал бесчисленные территории городских катакомб. Наслаждаясь их величием и красотой, фиксируя на пленку некоторые объекты, у художника постепенно родилась мысль об интерпретировании пространства живого андерграунда. Дабы не быть кощунственным по отношению к сединам подземелий и не оставлять в них меток о своем пребывании, автор решил прибегнуть к помощи бесконтактной, универсальной технологии — проекции.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Следующим этапом для осуществления авторского замысла стал поиск автономного (беспроводного) проектора. За неимением подобных в продаже автору пришлось собирать устройство своими силами. Результатом явилось уникальное в своем роде изобретение — шестивольтовый, водонепроницаемый, противоударный, переносной проектор.

Другие художники тоже старались отойти от привычных граффити-канонов, развивая более перформативное, пространственно-композиционное и контекстуальное уличное искусство.

*RUS — московская граффити-команда, основанная в 1999–2000 годах. Участники: Илья Камар (Kamar), Антон Польский (Мэйк, Make up), Алексей Се (Se), Филипп Тэк (Tek), Олег Баскет (Basket), Андрей Чуб, Даниил Червяк (Worm).

** Стрит-лого (англ. street logo) — направление, наиболее активно проявившееся в Европе в начале 2000-х и ставшее важным этапом трансформации граффити-практик в сторону стрит-арта.

*** В первых выпусках Objects book прослеживается формирование стиля таких художников, как Bigud, Bodik, Limite, Unplate, ZUKCLUB, August, Incubus Project, Influx, No Future Forever, 310 Squad, «НЁК», 0331c, Паша 183, Search & Upgrade, Petro и др.