Кто такой Дэниел Аршам — художник, оформивший показ Dior потрескавшимися инсталляциями

Креативный директор мужской линии Dior Ким Джонс зовет оформлять свои показы современных художников — и прошедшее на днях шоу в Париже не стало исключением. На этот раз для бренда потрудился американский художник Дэниел Аршам. Правила жизни рассказывает подробнее о его связи с театром и модой и о «разрушенной» коллаборации с Dior.
Кто такой Дэниел Аршам — художник, оформивший показ Dior потрескавшимися инсталляциями

В мире современного искусства нельзя быть художником в старорежимном понимании этого слова. Это подтверждает и Дэниел Аршам, который работает на стыке скульптуры, архитектуры, видеоарта и моды. Сейчас он руководит архитектурным бюро Snarkitecture, создает объекты и тотальные инсталляции, оформляет магазины и снимает видео о своем видении будущего. При этом художник старается работать с простыми материалами вроде гипса и повседневными объектами — стульями, тумбочками и настенными часами, но подавать их в принципиально новом ключе. Даже название своего бюро Аршам связал с поэмой Льюиса Кэрролла «Охота на Снарка» — «невозможным путешествием невероятной команды в поисках невообразимого существа».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Работать над оформлением пространств Аршам начал с театра. В 2006 году сет-дизайн балета EyeSpace ему доверил знаменитый хореограф Мерс Каннингем — постановка стала последней в жизни режиссера. Примечательно, что Аршам в итоге отвечал не только за геометричные белые инсталляции на сцене, но и за свет и костюмы танцовщиков — эдакая первая ниточка, связавшая художника с дизайном одежды и модой.

Балет EyeSpace в постановке Мерса Каннингема
Балет EyeSpace в постановке Мерса Каннингема
danielarsham.com

Однажды Дэниел Аршам познакомился с Эди Слиманом во время его работы в Dior, и тот позвал художника спроектировать бутик Dior Homme в Лос-Анджелесе, дав полную свободу — единственным пожеланием было сохранить в примерочных привычные скамейки и зеркала. Аршам признается, что в этой простоте и была главная сложность, пришлось звать на помощь друга-архитектора Алекса Мустонена, и с этого и началась история бюро, которое работает в основном с модными магазинами (по его проектам создавались интерьеры Kith, Calvin Klein, Louis Vuitton, COS в Майами). И, как мы теперь видим, история работы с Dior тоже.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
danielarsham.com

Как художник Аршам предпочитает работать с «измененной реальностью»: «Мои работы, особенно когда они взаимодействуют с архитектурой, заключаются не в побеге от реальности, а в преобразовании повседневного». Такой была персональная выставка Аршама «Архитектура в движении», которая прошла в 2017 году в павильоне «Карелия» на ВДНХ: художник полностью исказил внутреннее пространство, разместил свои инсталляции на потолке, заставил стены вытянуться и завязаться узлом. Этой же идее преобразования посвящен его длительный арт-проект Future Relics — серия объектов — повседневных вещей из белого гипса, от телефонных аппаратов и магнитофонов до автомобилей, полуразрушенных и траченных временем, как будто бы выкопанных археологами десятилетия спустя. Художник так и называет эту концепцию — «ложная археология» и даже выпустил трейлер фильма, который согласно его задумке должен выйти через 70 лет — летом 2089 года, — когда его объекты действительно могут стать реликвиями.

Оформлять мужской показ Dior сезона весна‒лето 2020 Ким Джонс позвал Аршама потому, что считает его созвучным наследию Кристиана Диора, несмотря на совсем другой характер работ художника и его взгляды на будущее. «Мы вместе работали с архивами — у Dior потрясающие архивы! — и выбирали вещи, которые как-то выделялись для каждого из нас», — рассказывает Аршам о работе с Джонсом. Результатом стало не только оформление подиума: в весенне-летнюю коллекцию вошли сумки и бейсболки, будто подвергнутые эрозии, кроссовки с логотипами с характерными трещинами, ботинки из полупрозрачного пластика, украшения с кристаллами — каждое со своим секретом (например, подвеска в виде книги — автобиографии Кристиана Диора раскладывается, как гармошка, в сегментированный браслет).

Работы Аршама нередко сравнивают с творчеством Сальвадора Дали. Комментируя инсталляцию для Dior — огромные часы с друзами кристаллов в разломах, — он и не отрицает влияния сюрреалиста: «Я с удивлением узнал, что Кристиан Диор был галеристом до того, как начал работать в моде. Он одним из первых выставлял работы Дали со "стекающими" часами. Что я понял, в том числе благодаря коллаборации с Dior, — искусство не должно оставаться только в пространстве музеев. Представляя его новой аудитории, совмещая модную публику и любителей искусства посредством такого сотрудничества, можно рассказать о своих идеях гораздо большему количеству людей».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Dior Homme весна-лето 2020, бейсболка из коллаборации с Дэниелом Аршамом
Dior Homme весна-лето 2020, бейсболка из коллаборации с Дэниелом Аршамом
Peter White/Getty Images