Марка, за которой стоит следить: авангард от грузинского бренда Situationist

Молодого грузинского дизайнера Ираклия Русадзе поначалу сравнивали с Демной Гвасалией, но теперь он создает вещи, совсем не похожие на хайповый (и поднадоевший многим) Vetements, — бодрую гендерно-нейтральную одежду с упором на интересный крой и богатую на детали.
Марка, за которой стоит следить: авангард от грузинского бренда Situationist

На фоне конфликта с Грузией многие россияне стали вспоминать, за что любят эту страну и без чего будет очень грустно, если ситуация не разрешится. Среди классных вещей, которые Грузия дала миру (и России в том числе), — местные модные дизайнеры. И это не только Демна Гвасалия: новое поколение молодых грузинских марок составит достойную конкуренцию британцам, французам и бельгийцам, недаром в прошлом году «гостевой нацией» Pitti Uomo была именно Грузия. Среди тех, кто показал тогда во Флоренции свои коллекции, особенно выделялся Ираклий Русадзе со своим брендом Situationist.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Откуда взялась марка

Situationist в 2015 году основали Ираклий Русадзе и Давит Гиоргадзе. Поначалу Ираклий как дизайнер отвечал за одежду, а художник и фотограф Давит — за имиджевую составляющую. Но сейчас Русадзе занимается брендом в одиночку, а Гиоргадзе иногда участвует в создании коллекций как приглашенный коллаборатор.

Situationist весна-лето 2018
Situationist весна-лето 2018

Название марки взялось из увлечения Русадзе философией ситуационизма и творчеством художников Ситуационистского интернационала. Эти художники транслировали через свои произведения политические идеи, порой довольно радикальные, — впоследствии они были сформулированы в политическо-философском трактате Ги Дебора «Общество спектакля». Ситуационисты выступали против капитализма и считали, что общество потеряло непосредственность и свободу, будучи парализованным развернувшимся перед ним бесконечным зрелищем. Ираклий захотел перенести идеи в модный контекст — и в противовес скоротечным модным трендам сосредоточился на сложном крое и качестве.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Situationist весна-лето 2019
Situationist весна-лето 2019
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кто дизайнер

Ираклий Русадзе — дизайнер-самоучка. Он родился в 1991 году, вырос в постсоветской Грузии и довольно рано понял, что хочет развиваться именно в направлении моды. С 14 лет он учился работать с тканью и кроем у разных портных и в ателье. Когда пришло время выбирать: поступать в институт и изучать теоретическую сторону дизайна или сосредоточиться на практике, Ираклий выбрал второе, разумно сочтя, что теорию можно изучить и самостоятельно.

До того как запустить Situationist, Русадзе начинал делать марку под своим именем. Это была первая проба пера, и тогда дизайнера сравнивали с неожиданным для Запада феноменом грузинской моды — Демной Гвасалией и его Vetements. Но чем больше Ираклий работал, тем меньше его стиль походил на провокативную эстетику Демны, и теперь параллель едва ли будет уместной: Русадзе никогда не искажает пропорций эпатажа ради, как его старший коллега, вся деконструкция в его коллекциях продумана, а в крое нет нарочитой небрежности.

Situationist весна-лето 2019
Situationist весна-лето 2019
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Почему нам нравится эта марка

Русадзе очень смело работает с силуэтами и деталями. Дизайнер не боится добавить драпировки классическим жакетам, посадить накладные карманы на кожаный плащ, нашить галстук прямо на жилетку. Но основа любой коллекции Situationist — это костюмы. «На всех архивных фотографиях отцы и дедушки в костюмах. Это что-то очень грузинское, то, что осталось с нами с тех времен, когда мы не могли ориентироваться на Европу и Америку», — говорит Ираклий.

Situationist весна-лето 2019, бэкстейдж показа
Situationist весна-лето 2019, бэкстейдж показа

Дизайнер вообще постоянно обращается к грузинской истории советского и досоветского периода, к одежде и силуэтам, которые были популярны в прошлом, и переосмысливает их на современный лад. Он бережно работает с национальным наследием: в деконструированных деталях удлиненного смокинга можно угадать элементы грузинской чохи, застежка рубашки повторяет ворот национального платья.⠀

У Situationist нет разделения на «женскую» и «мужскую» линии — на каждом показе модели выходят вперемежку, да и идентифицировать с ходу, для кого сшиты пиджаки сложного кроя, деконструированные пальто и свободные брюки, не получается — то есть это гендерно-нейтральная одежда. Притом в лучшем смысле слова: она не обезличивает, а, наоборот, позволяет подчеркнуть свою (любую) индивидуальность. Это подчеркивает и сам дизайнер: «Situationist не предназначен для формы тела, он предназначен для формы личности».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Situationist весна-лето 2019
Situationist весна-лето 2019

Куда и как это носить

На первый взгляд кажется, что все вещи Situationist сложные и подходят только тем, кто ставит моду во главу угла. На самом деле в коллекциях Ираклия Русадзе хватает и базовых брюк, свитеров и рубашек — со своими изюминками, конечно, но такими, которые не мешают адаптировать их для повседневного гардероба. Тут не встретить кричащих цветов, гамму дизайнер выдерживает спокойную и глубокую — от целой палитры серых оттенков и вариаций хаки до темно-синего, приглушенно-зеленого и чистого песочного. Поэтому носить вещи можно и в пир, и в мир, перемешивая с вашими повседневными свитерами и куртками.

Situationist весна-лето 2019, детали
Situationist весна-лето 2019, детали
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Где это купить и сколько это стоит

К счастью, чтобы купить вещи грузинского дизайнера, не обязательно лететь в Тбилиси обходными путями. Situationist продается в магазинах Opening Ceremony в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе и Токио, в британских Browns и Verv и других европейских магазинах. В России тоже грузинская марка представлена: например, в концепт-сторе On-Off в Москве и Iva в Санкт-Петербурге. Цены у Situationist — как в среднем у большинства небольших концептуальных брендов: на брюки они начинаются от $200, а за вещи из кожи придется отдать около $1500.