«Зеленая» мода: как меняется фэшн-индустрия, чтобы противостоять глобальному потеплению

В июне сразу три больших бренда — Nike, Burberry и Levi’s — рассказали о своих планах по борьбе с климатическими изменениями. Разбираемся, как модная индустрия влияет на климат и что предпринимают отдельные компании, чтобы сократить вредные выбросы в атмосферу.
«Зеленая» мода: как меняется фэшн-индустрия, чтобы противостоять глобальному потеплению
Vivienne Westwood

Арктические льды стремительно тают, Европа переживает самое жаркое лето в истории, в Мексике в 30-градусную жару идет снег, а ученые предупреждают: если изменения климата будут продолжаться с той же скоростью, то к 2050 году человечество окажется на грани вымирания.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Многие ученые сходятся во мнении, что климатический хаос вызван деятельностью человека. Чтобы предотвратить изменения климата, человечеству нужно сократить выброс парниковых газов, вызывающих повышение средней температуры. Одно из главных положений Парижского соглашения по климату гласит: необходимо удержать рост температуры в пределах до 2 °C, а это значит, что нужно в разы сократить выбросы углекислого газа, внедрять инновационные технологии и переходить на альтернативные источники энергии.

Тающий асберг в порту города Илулиссат на западном побережье Гренландии
Тающий асберг в порту города Илулиссат на западном побережье Гренландии
Konrad K./SIPA/East News

Это понимают и в модной индустрии, которая ответственна за выброс около 1,2 миллиарда тонн парниковых газов только в 2015 году — это больше, чем мировое авиа- и морское сообщение за аналогичный период, и 5 % всех выбросов в мире. Текстильная промышленность выбрасывает в атмосферу столько же углекислого газа и его эквивалентов, сколько вся Россия, а нынешняя скорость роста индустрии приведет к тому, что к 2050 году потребление ресурсов (и, соответственно, объемы выбросов в атмосферу) вырастет в три раза.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что предпринимают бренды

В декабре 2018 года ООН разработала Хартию модной индустрии для борьбы с изменениями климата, которую подписали десятки брендов. Главная цель — снизить выбросы углекислого газа в атмосферу на 30 % к 2030 году и достичь углеродной нейтральности к 2050 году. Документ был разработан при участии дизайнера Стеллы Маккартни, чей бренд Stella McCartney считается одним из самых экологичных в индустрии.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В июне этого года к Хартии присоединился и спортивный гигант Nike. Директор по устойчивому развитию бренда Ноэль Киндер отметил, что меры следует принимать комплексно, не ограничиваясь проблемой парниковых газов, — поэтому Nike также будут переходить на «зеленые» источники энергии и придерживаться принципов экономики замкнутого цикла, как они постановили в своем Circular Design Guide: это использование возобновляемых ресурсов (например, энергии ветра и солнца вместо сжигания ископаемого топлива), минимизация и переработка, использование вторсырья.

Burberry обещают достичь углеродной нейтральности к 2022 году

Углеродная нейтральность означает предельную минимизацию выделения парниковых газов вплоть до того, что все выбросы диоксида углерода будут сбалансированы его изъятием из атмосферы — например, за счет посадки леса.

Burberry объявили, что магазины и офисы компании станут «углеродно нейтральными» к 2022 году. Электричество для работы офисов будет поступать от солнечных батарей, весь мусор будет перерабатываться. Еще британский бренд разрабатывает новую упаковку для своей продукции, а также отказался от практики сжигания нераспроданной продукции (за это бренд жестко критиковали).

Levi's инвестируют в проекты по энергосбережению

В Levi's также планируют сократить выбросы парниковых газов на 90 % к 2025 году и полностью перейти на возобновляемые источники энергии. Для скорейшего достижения поставленных целей компания инвестировала $2 млн в сотрудничество с Международной финансовой корпорацией (IFC), которая занимается исследованием способов рационализации энергопотребления и внедрением их на производствах в развивающихся странах.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кампания линейки Levi's Waterless, направленной на уменьшение потребления воды при производстве изделий из денима
Кампания линейки Levi's Waterless, направленной на уменьшение потребления воды при производстве изделий из денима
Levi's

Первые результаты

Пока одни бренды озвучивают свои планы, другие уже делятся результатами. Этой весной Gucci отчитались о результатах за 2015–2018 годы: согласно документу, за три года «вредное воздействие» бренда на окружающую среду сократилось на 16 %. В это комплексное понятие входят такие показатели, как выбросы углерода, расход воды и ее загрязнение, использование земель и загрязнение воздуха (кроме парниковых газов, в процессе производства одежды могут образовываться и другие соединения, опасные для организма). Достичь этого удалось за счет частичного перехода на «зеленые» источники энергии (ее стали использовать на производствах бренда в полтора раза больше, чем до 2015 года) и разумного обращения с отходами: например, компании удалось повторно использовать около 11 тонн отходов кожи в рамках проекта Gucci Up. Согласно десятилетней стратегии бренда, к 2025 году его воздействие на природу должно снизиться на 40 %.

Главный экоактивист от моды — Вивьен Вествуд — посвящает борьбе с климатическими изменениями регулярные митинги и даже превращает в них собственные рекламные кампании. Вествуд даже запустила отдельный сайт Climate Revolution, на котором публикует свои эссе, записи выступлений и новости, а также сняла кампанию Save The Arctic, для которой позировала сама, а также пригласила своих друзей-знаменитостей — Кейт Мосс, Гвендолин Кристи, Тома Хиддлстона и других. Но главное, на что решилась дизайнер, — отказ от расширения производства и фактически роста своего бренда: так она хочет бороться со сверхпотреблением в моде. Даже на футболках Vivienne Westwood появляются надписи «Покупай меньше». «Теперь я больше заинтересована в качестве, а не в количестве. Я хочу, чтобы люди хорошенько обдумывали свои покупки, а потом долго ими пользовались. Если каждый будет довольствоваться несколькими красивыми вещами, климатическая проблема будет решена», — говорит Вивьен.

Активизм Вествуд не остается без поддержки. Британский модный совет совместно с дизайнером, а также мэрией Лондона проводит мероприятия, которые должны сподвигнуть бренды на переход к более экологичным источникам энергии и на сокращение выбросов парниковых газов: это образовательные циклы, консультации и аудиты, которые помогут брендам понять, в каких частях производство можно рационализировать и сделать экологичнее при минимальных усилиях (начиная от самых банальных вещей вроде замены лампочек на фабрике на диодные).