Кроссовки дня: яркие лаковые BAPE STA, позаимствовавшие силуэт у культовых Air Force 1

Кроссовки BAPE STA — это, по сути, копия Nike Air Force 1, только из яркой лакированной кожи и с небольшими внешними отличиями. По просьбе Правила жизни команда паблика Please разобралась, как японскому стритвир-бренду удалось дать культовому силуэту новую жизнь (и почему им за это ничего не было).
Кроссовки дня: яркие лаковые BAPE STA, позаимствовавшие силуэт у культовых Air Force 1

Первые BAPE STA появились в 2002 году — через девять лет после основания бренда Bathing Ape. При взгляде на эти кроссовки даже далекому от сникер-культуры человеку становится ясно, что они практически полностью позаимствовали силуэт культовых Air Force 1, вышедших в 1982 году. Копии, или, правильнее сказать, бутлеги, — явление для фэшн-индустрии не новое: в 1980-е уже развернул масштабную деятельность в Гарлеме самый известный бутлегер мира Дэппер Дэн.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Помимо ярких расцветок и лакированной кожи, от «эйрфорсов» кроссовки отличает логотип (вместо найковского свуша — падающая звезда), а также надписи на язычке и мидсоли. В целом, это всё — хотя при внимательном рассмотрении кажется, что нос BAPE STA чуть короче,чем у Air Force 1, но длина по подошве не меняется.

Под занавес лета BAPE представили три новые расцветки кроссовок: зеленые в стиле ямайского флага, голубые с отсылкой к образу «Чудо-женщины» и розовые. Хотя новыми их можно назвать с большой натяжкой: кроссовки в таких же цветах уже выпускали в нулевых. Современные пары отличаются лишь белой подошвой и цветом внутренней поверхности кроссовка (старые модели были цветными от и до).

Разумеется, BAPE не ограничивались лакированной кожей и вовсю экспериментировали с материалами и текстурами. Были и нубуковые кроссовки, и замшевые, и выполненные под змеиную кожу, и монохромные, с минимальным декором и даже версия Mid (ботинки средней высоты). И все же золотые дети двухтысячных — от Soulja Boy в США до Тимати в России — любили эти кроссовки вовсе не за сдержанность.

Знаковые коллаборации

BAPE предвосхитили сегодняшние тренды еще лет десять назад — чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на знаковые коллаборации бренда.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Первым на ум приходит сотрудничество с Канье Уэстом — основатель BAPE Томоаки Нагао (Ниго) был одержим хип-хоп-культурой и желанием оставить в ней свой след (хоть и опосредованно). Результатом коллаборации стали коричнево-красно-бежевые кроссовки с изображением студента-медведя — лирического героя первой трилогии альбомов Канье. Модель вышла в 2007 году тиражом 126 пар — и немедленно была продана. Сейчас кроссовки можно найти на вторичном рынке по цене подержанной иномарки в Москве.

Еще одну знаковую коллаборацию BAPE выпустили совместно с американским художником Брайаном Доннелли, известным как Kaws. Это сейчас имя Kaws знают все, кто более-менее следит за модой и культурой, а коллаб BAPE x Kaws вышел, на секунду, в 2005 году — когда в портфолио Доннелли еще не было таких крупных брендов, как Dior, Nike, Marc Jacobs и Vans. В интерпретации художника получилась лаконичная белая пара из замши с фирменными крестиками.

И наконец, модель, посвященная Губке Бобу. BAPE выпустили ярко-желтые лакированные кроссовки с улыбающимся лицом любимого — или раздражающего, кому как, — героя мультсериала еще в 2008 году. Идея до сих пор актуальна — например, совсем недавно Nike анонсировали собственную пару по мотивам «Губки Боба».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Почему никто не засудил BAPE

Nike не единственные, у кого BAPE позаимствовали силуэт. Среди других «скопированных» моделей — SKULL STA, которые можно назвать копией adidas Superstar; очень похожие на Nike Air Max Bruin цветастые ROAD STA; замшевые кеды CREPES, «срисованные» с PUMA Clyde.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

И ни с одним из брендов у BAPE не было юридических проблем. Более того, adidas и BAPE договорились о коллаборации — и в 2003 году выпустили модель Super Ape Star.

Super Ape Star
Super Ape Star

Эту удивительную благосклонность спортивных гигантов в отношении нишевого бренда объясняют по-разному. Некоторые отмечают, что у компаний разная аудитория и большим компаниям нет смысла давить на небольшой, но достаточно влиятельный бренд — лучше сотрудничать.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Эту версию подтверждает другой кейс: в 2006 году дизайнер-энтузиаст из Нью-Йорка Ари Саал Форман выпустил 252 пары кроссовок Ari Menthol 10s, вдохновившись деятельностью Ниго и моделью BAPE STA в частности. В основе был все тот же силуэт Air Force 1. Реакция от Nike последовала незамедлительно — тираж потребовали снять с продажи. Как говорится, что дозволено Юпитеру, не дозволено быку. Обычный нью-йоркский энтузиаст не может сделать то же, что и дизайнер поопытнее, с номером Фаррелла и Канье в телефонной книжке и собственным раскрученным брендом.

К счастью для Формана, его кроссовки раскупили так быстро, что до этого не дошло. Сейчас Ari Menthol 10s — одна из самых желанных для сникерхедов, но говорить о ней согласно досудебному соглашению Форман смог относительно недавно.

Ari Menthol 10s
Ari Menthol 10s

Можно пойти еще дальше и предположить, что BAPE невольно служат для Nike «полигоном» для творчества. Наблюдая за экспериментами BAPE STA (и в случае их успеха), Nike берутся переосмысливать собственные Air Force 1 — в качестве иллюстрации подойдут Air Force 1 «Easter Egg» 2005-го и 2018-го и Air Force 1 ‘07 «Ostrich Skin» 2015-го. Сначала похожие модификации появлялись у BAPE, и лишь потом они могли перекочевать к «старшему брату» в ассортимент.

В качестве эпилога просто покажем вам бутлег на бутлег — запущенный лос-анджелесским исполнителем Gab3 бренд Starwalk, в котором пока значится только копия BAPE STA с отличающейся звездочкой.