Рабы моды: почему в модной индустрии так широко используют рабский труд и как с этим бороться

Устойчивое развитие в моде, о котором так много говорят в последнее время, привлекло внимание к вызванным модной индустрией экологическим проблемам. А вот этические остаются в тени. Одна из больших глобальных проблем моды сейчас — трудовое рабство. Правила жизни рассказывает, как оно остается возможным в 2019 году и как с ним пытаются бороться.
Рабы моды: почему в модной индустрии так широко используют рабский труд и как с этим бороться
REUTERS

Почему рабство в моде вообще существует?

Для того чтобы при нынешних скоростях и масштабах производства футболка из масс-маркета по-прежнему стоила 300 рублей, она должна быть сшита из быстрорастущего (и обработанного пестицидами) хлопка, на ее производство уйдут кубометры воды, и в результате качество будет настолько низким, что вам придется выбросить ее через пару стирок. Индустрия моды поймала себя в ловушку: чтобы увеличивать прибыль, брендам нужно производить новые и новые вещи все чаще и в бóльших объемах. Это оборачивается перепроизводством и стократным ростом количества текстильного мусора. Но если об экологическом кризисе отрасли сейчас стали активно говорить, то о том, что копеечную футболку кто-то еще должен сшить, почему-то забывают.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Попытки максимально удешевить производство и получить как можно больше прибыли от продажи дешевых товаров быстрой моды — это и есть корень современного рабства в модной индустрии.

Jack Taylor/Getty Images

Бренды размещают заказы на пошив своих изделий на тех фабриках и в тех странах, где материалы и труд дешевле, и часто не задумываются о том, за счет чего достигается эта дешевизна. Несмотря на то что в Европе и Америке принимаются законы, обязывающие производителей одежды открыто публиковать информацию об источниках материалов и путях поставок, это не гарантирует прозрачности (а значит, и исключения возможности использования рабского труда) в работах, происходящих за пределами страны.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Например, в Великобритании подобный закон действует с 2016 года, но импорт одежды, в производстве которой мог быть задействован рабский труд, оценивают в $9,3 миллиона ежегодно. Под подозрение попадают и масс-маркет-ретейлеры, и люксовые бренды. А недавнее расследование The New York Times показывает, что в регионе Синьцзян на территории Китая более миллиона уйгуров (тюркоязычный коренной народ, населяющий запад Китая) были насильно помещены в трудовые лагеря, часть из них принуждают работать на фабриках по пошиву одежды, которые выполняют в том числе заказы американских брендов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Получается, что невольным соучастником рабства может стать каждый, покупая одежду крупных глобальных компаний.

Насколько обширна эта проблема?

Согласно Global Slavery Index, всего в современное рабство вовлечено около 40 миллионов человек по всему миру, и больше 70 % из них — женщины. Так или иначе, проблема рабства касается всех отраслей промышленности — к сожалению, многие компании готовы увеличить свою прибыль за счет чьего-то бесплатного труда. Вклад модной индустрии в проблему современного рабства тоже огромен. По некоторым подсчетам, общая стоимость одежды, при производстве которой используется рабский труд и которая ежегодно импортируется в страны «большой двадцатки», составляет $127,7 миллиарда. Одежда — вторая по размеру категория в рейтинге GSI, ее обгоняет только компьютерная техника.

Reuters
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сложно оценить и количество вовлеченных в принудительный труд людей. Всего на производстве одежды, обуви и аксессуаров работает около 75 миллионов человек, большинство из них — жители небогатых стран, экономика которых во многом завязана на модную индустрию. Рабство может существовать на каждом из этапов производства: от принудительной работы на хлопковых плантациях до использования детского труда на швейных фабриках в обмен на обещание бесплатного образования (которое жертвы обмана, конечно же, не получают). Отсутствие контроля бренда над всеми этапами поставок и производства развязывает руки недобросовестным подрядчикам.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Успех модной компании сейчас все больше зависит от возможности быстро произвести то, что соответствует запросам покупателей. Бренды сокращают сроки заказов, и подрядчики часто заставляют работников работать сверхурочно или прибегают к несанкционированному субподряду, что сопряжено с высоким риском эксплуатации», — говорит Юки Ло, старший менеджер по мониторингу и оценке организации Freedom Fund, которая занимается проблемой современного рабства.

На текстильной фабрике в в Дакке, Бангладеш, работник обрабатывает ткань химикатами, не имея специальной одежды и средств защиты
На текстильной фабрике в Дакке, Бангладеш, работник обрабатывает ткань химикатами, не имея специальной одежды и средств защиты
Pascal Mannaerts / Barcroft Imag / Barcroft Media via Getty Images

Организация KnowTheChain в 2018 году оценила 43 модных бренда по тому, насколько прозрачны их цепи поставок. Из них 28 брендов набрали меньше 50 очков из 100, а значит, в их производственных цепях риск использования рабского труда высок. «Более половины компаний, которые мы рассмотрели для рейтинга, даже не имели политики, которая бы запретила работодателям отнимать у своих работников паспорта», — добавил директор проекта Килиан Мут.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как компании и активисты пытаются бороться с рабством?

Грань между рабством и вроде бы оплачиваемым трудом, но в ужасных условиях и без социальной защиты — очень тонкая. После трагедии на швейной фабрике Рана-Плаза в Бангладеш в 2013 году, при обрушении здания которой погибло 1134 человека, весь мир заговорил об условиях, в которых приходится трудиться работникам. Общественность пришла в ужас от того, что женщины — их среди работников было 85 % — находились за швейными машинками по 16 часов в день, получали крошечные зарплаты, а руководство фабрики долго игнорировало жалобы на аварийное состояние здания.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

После случившегося Fashion Revolution запустило кампанию Who Made Your Clothes, призвав покупателей задаваться вопросом, кто и как создает одежду, за которой они приходят в магазин. Хештег #whomademyclothes вышел в топ обсуждаемых тем в твиттере, и с тех пор кампания проводится ежегодно 24 апреля — в день трагедии.

С проблемой современного рабства в моде пытаются бороться многие некоммерческие организации. Например, Not for Sale и Free the Slaves работают непосредственно в странах с высоким уровнем рабства, добиваясь принятия локальных законов, которые бы помогли его искоренить. Free2Work изучает политику и прозрачность пути поставок известных брендов вроде Gap, H&M, Levi's, adidas и многих других и ранжирует их по шкале A–F на основании того, как те беспокоятся о правах работников. Организация считает необходимым дать покупателям инструмент, на основании которого они смогут сделать осознанный выбор.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Все организации отмечают, что путем к решению проблемы рабства и несправедливых условий труда может стать прозрачность производства, которую бренды смогут обеспечить, если будут более ответственно относиться к выбору подрядчиков. Но ключевым фактором тут становится запрос аудитории — только неравнодушие тех, кто в конечном счете покупает одежду, может привести к реальным изменениям системы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Активисты испанского профсоюза устраивают забастовку
Активисты испанского профсоюза устраивают забастовку перед магазинами одежды в память жертв трагедии на фабрике Рана-Плаза
Reuters

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Каково это — попасть в сексуальное рабство

Каково это — защищать в судах жертв современных рабовладельцев