Больше, чем дизайнер: почему смерть Альбера Эльбаза — невыносимая потеря для модной индустрии

24 апреля не стало Альбера Эльбаза. 59-летний дизайнер, больше всего известный как бывший креативный директор Lanvin, умер от осложнений, вызванных коронавирусом. По просьбе Правила жизни Анастасия Полетаева объясняет, какой величины на самом деле лишился модный мир. Да и мир в целом.
Больше, чем дизайнер: почему смерть Альбера Эльбаза — невыносимая потеря для модной индустрии
Pascal Le Segretain/Getty Images
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Интересно, что самая красивая индустрия в мире — мода — не особо озадачена тем, как сделать кого-то красивым. Скорее, мода состоит из красивых вещей, людей и мероприятий, но в остальном это директива, как выглядеть и жить. И хотя за последние десять лет мир проделал большой путь от модной диктатуры к чему-то менее фашистскому, глобально мало что изменилось. В рекламных кампаниях крупных брендов снимаются канонически красивые женщины. Одежда сидит на тебе тем лучше, чем ближе ты к размеру XS. У самых популярных девушек в инстаграме (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) идеальная жизнь, кожа и задница. Все они по-прежнему очень богатые, и приблизиться к ним примерно так же сложно, как войти в список Forbes.


Интересно и то, что в модной индустрии появился человек вроде Альбера Эльбаза — и не прогнулся под снобский, фэтфобный, циничный и жесткий мир. Он умер всего лишь в 59 лет, очень внезапно, через два месяца после выступления на международной онлайн-конференции Cartier и через три после запуска собственной марки одежды AZ Factory. Еще и из-за дурацкого коронавируса, который вроде как наконец-то отступил и которого нет сил больше бояться. 25 апреля соцсети заполонили посты, в которых звезды и друзья дизайнера прощались с ним. В текстах не было восхищения, патетики или общих фраз. В них была любовь. И благодарность за то, как сильно Эльбаз хотел украсить каждую женщину, с которой работал.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вот Ким Кардашьян выкладывает чуть ли не самый откровенный пост за всю историю своего аккаунта: «Когда я узнала о его кончине, мое сердце разбилось. Помню, это был мой первый визит в Париж, и Альбер внезапно пригласил меня на обед. Я чуть не упала в обморок, когда он вошел. Это был самый теплый и гостеприимный человек на свете. Альбер одел меня для моей первой обложки Vogue и подарил платье, чтобы я могла навсегда сохранить это воспоминание. Потом Альбер и Lanvin одели меня на первый в моей жизни бал Met Gala. Наши примерки буквально состояли из смеха и объятий. У него была удивительная душа, и я буду помнить его до конца своих дней».

Ким Кардашьян в Lanvin, Met Gala 2014
Ким Кардашьян в Lanvin, Met Gala 2014

От текстов-прощаний, посвященных Эльбазу, остается неловкое чувство, будто прочитал чей-то личный дневник. Поймите правильно: в мире много талантливых дизайнеров, великих, сильных личностей и просто знаменитостей. Но далеко не каждого провожают так, как этого 59-летнего пухлого мужчину, который не работал на момент смерти ни на один крупный бренд, кроме разве что собственного имени.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В чем тогда его секрет? Есть простой ответ, который можно прочесть в любом его некрологе: Эльбаз очень любил женщин. Еще одно парадоксальное качество в мире моды, с одной стороны существующем ради женщин и на их деньги, а с другой — не особо кого-то любящем. Ведущий критик американского Vogue Сара Мауэр в трибьюте Альберу вспоминает его слова для подкаста Vogue Voices 2013 года: «Когда вы освещаете красную дорожку и все, что вы видите, — это сумка, ожерелье и пара серег, вы упускаете саму суть. Я хочу увидеть женщин. Я хочу понять, кто они. Моя цель — заставить платье исчезнуть. Создать впечатление, будто я не сделал ничего. Я должен придумать такую вещь, которую не будет видно, потому что все, что я хочу видеть, — это лицо женщины, которая наденет это платье».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Autumn/Winter 2011-2012 ready-to-wear collection show on March 4, 2011 in ParisКредит:
Показ осень–зима 2011/2012 ready-to-wear, неделя моды в Париже
FRANCOIS GUILLOT/AFP/Getty Images

Скоро мы увидим множество книг и фильмов, посмертно посвященных Альберу Эльбазу. И очевидно, что состоять они будут из воспоминаний тех, кто его любил, а не из фактов биографии. Потому что в сухом остатке биография Эльбаза не такая уж впечатляющая: да, он работал два года в Guy Laroche — не самом крупном бренде в мире. Потом попал в Saint Laurent, где, хоть и получил благословение самого Ива Сен-Лорана, продержался лишь пару сезонов — пока его не выжил оттуда Том Форд. Произошедшее в модных кругах называли чуть ли не рейдерским захватом, но что случилось, то случилось. Затем Эльбаз возглавил Lanvin, где задержался почти на 14 лет — с 2001 по 2015 год. Это был расцвет его таланта и заодно французского модного дома: феерия, любовь критиков, огромные продажи, звезды на красных дорожках, слезы в конце показов. Эльбаз ушел из марки сам, потому что не был согласен с направлением, в котором двигались модная индустрия и Lanvin в частности. Как и все события, связанные с его именем, этот разрыв вызвал шквал эмоций — и, конечно, это была настоящая трагедия. Не какой-то модный кулуарный скандальчик или бизнес-скандал, как с пьяными расистскими высказываниями Джона Гальяно, а по-настоящему горестная утрата: талант Эльбаза тогда потеряли не владельцы Lanvin, а женщины, которые чувствовали себя счастливыми в его одежде. Модная индустрия ждала его возвращения целых шесть лет, и вот он вернулся в январе 2021-го — с собственной маркой AZ Factory, которая хоть и оказалась очень нежно и внимательно созданной, но не стала тем потрясением и взрывом, которого, возможно, ждали от Альбера. Теперь он умер. И все. Эльбазу не довелось возглавить Chanel или Dior, создать первые джинсы или мини-юбку, придумать платье из сырого мяса для Леди Гаги, одеть в свои вещи весь азиатский рынок, поднять до небес продажи Gucci, как Алессандро Микеле, в конце концов, стать сенсацией в тиктоке.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
ARIS, FRANCE — OCTOBER 18: Fashion Designer Alber Elbaz photographed outside the Louvre Museum on October 18, 2016 in Paris, France.Крелдит:
Альбер Эльбаз за работой
Andreas Rentz/Getty Images

Получается, его будущие биографы столкнутся с очень непростой задачей: им придется передавать следующим поколениям не грандиозные взлеты и падения, а любовь, которой у Альбера было так много. В 2015 году The New York Times посвятили уходу Альбера Эльбаза из Lanvin материал, в котором есть такой абзац: «Любовь» — это слово, которое особенно часто употребляют в отношении господина Эльбаза. И пусть мода, как известно, держится вовсе не на любви, а на взаимных упреках и насмешках, почти невозможно найти хоть одного человека, имевшего негативный опыт общения с Эльбазом. Господин Толедано (президент модного подразделения концерна Puig, занимал должность managing director в Guy Laroche при Эльбазе. — Правила жизни) сказал, что он ушел в отставку через несколько месяцев после того, как Эльбаз покинул Guy Laroche и перешел в Saint Laurent. «Когда вы любите кого-то и он или она бросает вас, вы не можете сразу влюбиться снова. Вам нужно время».

Альбера Эльбаза действительно любили все: от самой популярной женщины в мире до главных бизнес-воротил и, конечно, покупательниц. Именно Эльбаз всю бытность в Lanvin одевал главную актрису Голливуда Мерил Стрип для красных дорожек. И в его новорожденном бренде AZ Factory было очень много тепла и внимания к деталям: взять хотя бы платье со шнурком, пришитым к собачке на молнии, чтобы его было удобно застегивать самостоятельно. Или удобные костюмы под названиями You’re a Star и Pajama Look But Don’t Touch. В его платьях не было ничего эдакого, кроме того, что они украшали и будто обнимали любую владелицу, независимо от веса, роста и возраста. В его подходе к дизайну тоже не было ничего эдакого, кроме того, что Эльбаз хотел делать людей счастливыми и не относился формально к тому, за что брался, — будь то создание новой модели брюк или, например, служба в израильской армии, где молодой Альбер, страдающий астмой, организовывал вечера для солдатов и их семей, чтобы те не чувствовали себя одинокими. В его подходе к бизнесу тоже ничего эдакого не было, но вещи Lanvin, созданные Эльбазом, до сих пор дорожают на онлайн-аукционах и выглядят так, будто их сшили вчера. Никаких it-bags, мерча и одежды для концертных туров рэперов — только любовь и умение посмеяться над собой и нашим дурацким несовершенным миром.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Пока вся модная индустрия прощается с дизайнером, чья биография так плохо отражает масштаб его таланта, хочется не пустить вежливую слезу, а пересмотреть видео десятилетней давности, в котором Альбер смешно пляшет между двух модельных красавцев. А заодно вспомнить, что мода нужна, чтобы мы почувствовали себя чуть красивее и счастливее. Все остальное не стоит ни копейки.