Microsoft, Samsung и другие технологические бренды приостанавливают работу в России (или поставки). Что нужно об этом знать?

Мы сбились со счета брендов и компаний, приостановивших деятельность в России за последнюю неделю. Закрываются магазины, замораживаются поставки, а онлайн-сервисы ограничивают доступ пользователям из нашей страны. Кажется, затронуты все возможные сферы: от люкса группы компаний Kering (Gucci, Saint Laurent, Balenciaga и другие) до образовательных проектов Coursera и Pearson, от поставляющей технологии для бизнеса Cisco до удаленной из AppStore игры Minecraft. Но сосредоточимся на технологических брендах и расскажем, на что можно расчитывать в этом сегменте в ближайшее время.
Microsoft, Samsung и другие технологические бренды приостанавливают работу в России (или поставки). Что нужно об этом знать?
David McNew/Getty Images

Согласитесь, сейчас поводов для тревоги предостаточно: мало того, что компании повально замораживают деятельность в России на неопределенный срок, так еще и их позиции быстро меняются — приходится раз за разом обновлять новостную ленту, чтобы понимать, доступна ли та или иная марка в России или уже нет.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

За примерами далеко ходить не надо: 4 марта власти США разрешили Samsung и LG не присоединяться к экспортным санкциям против России. Спустя 7 часов российское подразделение Samsung объявило о прекращении поставок смартфонов, чипов и другой электроники в нашу страну. Еще через три часа стало ясно, что приостановка временная и объясняется исключительно логистическими сложностями. Скорее всего, возникли ограничения на авиаперевозки и транспортировку грузов морским путем. Компании нужно заново выстроить логистические цепочки, чтобы поставки в российские магазины возобновились. Пока можно покупать уже ввезенную в страну технику, а также в полной мере пользоваться сервисными программами.

Возникает закономерный вопрос: что же на самом деле происходит с российским рынком электроники, технологий и сервисов? Насколько ощутимыми будут последствия для рядового россиянина, и на что ему рассчитывать в обозримом будущем?

Johny Vino/Unsplash.com

Критическая инфраструктура, корпорации и средний бизнес

О прекращении работы в России заявили Microsoft, Oracle, SAP и Cisco — большая четверка технологических брендов, предоставляющих продукты, программное обеспечение и сервисы для бизнеса, в том числе, в крупнейших корпорациях и критически важной инфраструктуре компаний разного профиля. Довольно быстро стало известно, что компании отказались только от новых контрактов — текущие обязательства они исполняют. За исключением Cisco, однако у их клиентов есть время, чтобы найти альтернативных поставщиков услуг.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Российское правительство в последние годы активно работало над вопросами импортозамещения, так что доля той же SAP среди EPR-систем сократилась на фоне роста отечественной компании 1С. Впрочем, Россия пока не готова к стопроцентному импортозамещению, хотя и в значительной мере снизила зависимость от западных продуктов. То есть мощностей должно хватить для того, чтобы закрыть потребность в новых контрактах отечественными продуктами и сервисами.

Если западные компании «дернут рубильник» и перестанут выполнять обязательства, для некоторых объектов (особенно, критической инфраструктуры компаний) это станет равносильно забвению. В таком случае Microsoft, Oracle, SAP и Cisco моментально потеряют репутацию в глазах клиентов по всему миру. Если важнейшие корпоративные сервисы могут в любой момент отключится — стоит ли пользоваться ими в принципе? При подобном раскладе мировым трендом станет импортозамещение.

Nikita Kachanovsky/Unsplash.com

Электроника, бытовая техника, компьютеры, гаджеты

Если внимательно следить за новостями, может показаться, что Россия вот-вот окажется отрезана от технологического рынка и останется без новых смартфонов, ноутбуков, телевизоров, стиральных машинок и прочих важных для повседневной жизни устройств. Наиболее серьезная ситуация — с поставками процессоров Intel и AMD, обе компании американские, обе в ограничительной риторике заявляют о санкциях против России и отказываются поставлять продукцию в нашу страну. Неизвестно, коснется ли это только процессоров, затронет компьютеры и ноутбуки или консоли Xbox и PlayStation. Этот вопрос пока находится в подвешенном состоянии, и нам остается только наблюдать за ситуацией.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На самом деле большинство брендов, в том числе Apple, говорят про озабоченность ситуацией с Россией и Украиной, а также прекращение поставок по очень простой причине: они не понимают, какие ценники устанавливать из-за плавающего курса рубля, а также наладить логистику.Среди производителей гаджетов почти нет желающих присоединяться к санкциям против России и потерять крупный рынок сбыта: скорее всего, уже в ближайшие недели все «отказавшиеся» от России производители разберутся со сложностями в операционной деятельности и вернутся на наш рынок. Другой вопрос — с какими ценникам, учитывая курс доллара и евро?

Ben Tofan/Unsplash.com

Приложения, сервисы и все, что мы привыкли делать со смартфона

Наименее однородная и объяснимая ситуация — с приложениями и сервисами, к которым российские пользователи привыкли получать доступ с мобильных устройств, в том числе смартфонов. Одни отказываются от предоставления услуг вынужденно, поскольку не могут соблюдать стандарты качества, другие используют приостановку деятельности в России как жест против военной спецоперации в Украине.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

К первым относится все, что так или иначе зависит от курса валют и логистики. Например, в России больше нельзя заказать демократичную одежду на ASOS и люксовые марки на Farfetch. Британская компания стала заложником нестабильного курса валют, клиенты люксового ритейлера в могли бы покупать товары с выросшими из-за падения рубля ценами, однако курьерская служба DHL больше не работает в России. Возможность заказать одежду в H&M, Zara, ASOS, Farfetch, Nike и у остальных брендов скорее всего появится, когда производители, опять же, выработают новую ценовую политику.


Однако есть компании, дальнейшую судьбу которых на нашем рынке невозможно спрогнозировать. Речь обо всех, кто занял принципиальную позицию насчет российской политики и никоим образом не сталкивался с проблемами из-за курса рубля или транспортировки продуктов. Например, речь о выплатах моделям на OnlyFans, стримерам игр с Twitch, доступности российских отелей в Booking, образовательных программах Coursera, интернет-магазине игр для Nintendo Switch, а также музыкальном сервисе Deezer. Как, когда и при каких условиях они вернутся в Россию — пока можно только гадать.