Модная энциклопедия шестидесятых в фильме «Рок-волна»

«Рок-волна» (The Boat That Rocked) режиссера Ричарда Кертиса, вышедшая на экраны в 2009 году, — драмеди про пиратскую радиостанцию, вопреки всему снабжающую Великобританию рок-музыкой в середине шестидесятых, — фильм на редкость актуальный, а еще очень модный: по нарядам героев можно составить исчерпывающий гид по стилю той эпохи. Пересматриваем картину и разглядываем костюмы в ней.
Модная энциклопедия шестидесятых в фильме «Рок-волна»

На дворе 1966 год — время расцвета британской поп- и рок-музыки. Все слушают рок, но властям это как бельмо в глазу — новые веяния в культуре ассоциируются у них с аморальным поведением, хулиганством, растлением нации и всем сопутствующим, поэтому на официальных радиостанциях такую музыку не ставят. Выход есть всегда, был бы спрос аудитории: пиратские радиостанции круглосуточно крутят новую актуальную музыку с кораблей, дрейфующих в Северном море. Официально они никак не нарушают закон, но чиновники негодуют, а слушатели — ликуют.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Именно в таком контексте и разворачивается действие фильма: на корабль «Радио рок» приезжает 18-летний Карл (Том Старридж), которого отчислили из школы за курение. Владелец «Радио рок» Квентин (Билл Найи) — его крестный отец, и мама отправляет Карла к нему на «перевоспитание». Едва ли можно найти менее подходящее место для исправления поведения, чем корабль, полный разухабистых диджеев, которые без ума от рока — об этом говорят и сами его обитатели, но именно там происходит взросление и внутренняя трансформация Карла, параллельно с которой разворачивается еще ряд историй — комичных, чувственных, трогательных.

«Рок-волна», 2009

Дух времени передан во всем — и в первую очередь, безусловно, в нарядах героев. За костюмы в фильме отвечала художница Джоанна Джонстон. На ее счету немало номинаций на различные кинопремии — в том числе на «Оскар» за костюмы в фильмах «Линкольн» (2013) и «Союзники» (2017), но «Рок-волна» почему-то не удостоилась интереса кинокритиков. Впрочем, это едва ли делает фильм и костюмы в нем менее интересными. У Джонстон есть персональная страсть к одежде разных декад XX века (например, среди ее работ как костюмера — «Агенты А.Н.К.Л.» Гая Ричи про разгар холодной вoйны и «Операция "Валькирия" Брайана Сингера про Вторую мировую), и яркая, взрывная и свободная британская мода шестидесятых удается ей на ура.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Британия второй половины шестидесятых переживает всплеск субкультур — моды, хиппи и не только привносят в жадную до всего нового модную среду собственный колорит. Молодежь носит цветные костюмы с брюками клеш, вельветовые пиджаки, узорчатые рубашки в огурцах и галстуки им под стать. Сочетать «несочетаемые» узоры — нормально, контрастные цвета — еще лучше, а дополнить все это необходимо крупными солнцезащитными очками или шелковым платком на шее.

«Рок-волна», 2009

В этом многообразии у главных героев фильма все равно можно выделить персональные модные предпочтения. Так, глава пиратского радио Квентин носит элегантные костюмы-двойки с непременным платком каре в нагрудном кармане, не расстается с затемненными прямоугольными очками даже в помещении, небрежно накидывает на шею шарф. Щеголь Гэвин Кавана, эффектно вернувшийся на борт «Радио рок» в ярко-фиолетовом костюме и шляпе с перьями, и дальше придерживается образа рок-звезды с полурасстегнутыми рубашками и крупными украшениями. Американец Граф обожает свою потертую коричневую кожаную куртку. Предрассветный Боб, как настоящий хиппи, ходит в длинных туниках и узорчатых жилетах. А юный Карл балансирует между разными стилями, примеряя то свитера крупной вязки поверх рубашки с узором пейсли, то жакет-мундир с крупными золотыми пуговицами.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Рок-волна», 2009
Билл Найи в роли Квентина
«Рок-волна», 2009
Билл Найи в роли Квентина
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Если наряды мужчин в фильме разношерстны, то женщины однозначно отдают предпочтение самому популярному в ту эпоху фасону. В 1962 году дизайнер Мэри Куант создает мини-юбку, которая захватывает модные умы, как лесной пожар. Пьер Карден в шестидесятых показывает мини-платья А-силуэта, его революцию подхватывают и другие модные дома, а мировые производители тканей делают ставку на синтетические материалы — яркие, эластичные, инновационные. Все это формирует стиль десятилетия, и в «Рок-волне» он отражен не хуже, чем в любом мировом музее моды. Желтые мини носят с розовыми колготками, сарафаны надевают поверх водолазок и под вязаные крючком безрукавки.

«Рок-волна», 2009
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Несмотря на такую пеструю смесь, одежда героев совсем не отвлекает от сюжета — в общей массе ее просто перестаешь замечать. Не бросаются в глаза и сшитый из разноцветных заплат пиджак простого парня Саймона, который он выбирает в качестве свадебного наряда, ни авангардный черно-белый кейп мамы Карла, когда та навещает корабль на Рождество. Наряды диджеев и слушателей «Радио рок» подсвечиваются только в одном случае — на контрасте с чопорными костюмами правительственных чистоплюев, мечтающих навсегда уничтожить пиратские радиостанции.

Гэвин Кавана прибывает на корабль
Гэвин Кавана прибывает на корабль
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В фильме эти два мира — душных правительственных традиционалистов и открытой новому публики — не раз противопоставляются в утрированной манере. Рождественская вечеринка с традиционными для Великобритании атрибутами вроде бумажных корон (их кладут в хлопушки с конфетти и сейчас) в доме министра выглядит максимально натянутой и неловкой, а на корабле — веселой, живой и очень уместной.

Несмотря на то что правительству удается в итоге найти лазейку и объявить неугодные радиостанции вне закона, а сам корабль терпит бедствие и тонет, пытаясь уйти от преследования властями, фильм заканчивается на доброй ноте. Как мы знаем, рок-музыку не только не смогли задушить — она навсегда вплелась в мировую культуру и стала важной ее частью. Равно как и полная желания жить, творить и самовыражаться мода шестидесятых.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Рок-волна», 2009