Темные времена: как и когда загар вошел в моду

Один из самых красноречивых признаков того, что человек отлично провел отпуск или вообще не особо утруждает себя сидением в офисе, — красивый, ровный загар. Слова «отдохнул» и «загорел» едва ли не синонимы, но так было далеко не всегда.
T

Темные времена:

как и когда загар вошел в моду

Один из самых красноречивых признаков того, что человек отлично провел отпуск или вообще не особо утруждает себя сидением в офисе, — красивый, ровный загар. Слова «отдохнул» и «загорел» едва ли не синонимы, но так было далеко не всегда.

По доброй воле подставлять себя солнцу люди стали относительно недавно — вплоть до 20-х годов прошлого века чахоточная бледность считалась признаком благородства, а загар, наоборот, свидетельствовал о том, что человек много и тяжело работает, подолгу на улице. Вспомним сцену из «Унесенных ветром», где нянька ругает главную героиню за то, что та пренебрегает шалями и зонтиком: «Сколько патоки на вас извели, мисс Скарлетт!» — ворчит она, припоминая хлопоты, с которыми пришлось отбеливать случайно «прилипший» загар.


Занятно, что первые трещины в фундаменте моды на бледность появились с открытием возбудителя туберкулеза — эту бактерию в 1882 году открыл Роберт Кох. С этого момента идея путать аристократичность с болезненностью постепенно стала терять свою привлекательность, а здоровый румянец и свежий цвет лица, наоборот, начали цениться все больше. Однако переломный момент случился спустя 40 лет благодаря Коко Шанель — эта без преувеличения великая женщина не только переодела женщин в брюки и сделала рыбацкие тельняшки элегантными, но и ввела моду на загар. Отдыхая в 1923 году на Лазурном Берегу, она решительно отказалась прятаться под маркизами и зонтиками от солнечных лучей, отчего ее кожа приобрела естественную смуглость. Вполне ожидаемо вслед за Шанель, к которой вскоре присоединились Хемингуэй, Пикассо и другие представители богемы, загорать принялись едва ли не все модницы и модники Европы и США.

Уже к концу 1920-х производители косметики начали выпускать масла для загара, обещавшие ускоренное потемнение кожи. Первопроходцем стал Жан Пату с его Huile de Chaldée, а в середине 1930-х вышло и первое средство с солнцезащитным фильтром в составе. Реклама обещала, что продукт быстро обеспечит ровный и темный загар, одновременно защитив от ожогов.


Растущая популярность загара не могла не повлиять и на модную индустрию — максимально открытые купальники, включая революционные для того времени бикини, начали вытеснять громоздкие купальные костюмы, больше похожие на гимнастическое трико. В дверь истории вот-вот собиралась стучаться сексуальная революция, раскрепощение и свобода сменяли общественную чопорность, ханжество и зажатость, а молодость, энергичность и загар начали считаться признаком современности.

К 1960-м в моду вошел беспечный калифорнийский образ жизни с его серфингом, пляжным волейболом, катанием на мотороллере и прочими удовольствиями на открытом воздухе. Выгоревшие волосы и глубокий загар проложили себе дорожку даже в игрушечную индустрию — в 1972 году компания Mattel выпустила загорелую куклу Барби со светлыми прядями в шевелюре.

Тогда же появились и первые автозагары, которые помогали быстро потемнеть звездам Голливуда и тем, кого природа наградила светлым типом кожи, не склонным к загару. Изначально выпущенные для медицинских целей солярии переместились в салоны красоты, сделав загар доступным круглогодично и повсеместно.


Первые звоночки о вреде увлечения загаром прозвучали в 1980-х, а к началу нового тысячелетия ученые забили тревогу. Одно за другим начали выходить исследования, которые свидетельствовали о растущем числе заболевших различными видами рака кожи. И связь между ультрафиолетовым излучением и печальной статистикой была неоспорима — оказалось, что необходимое для жизни на Земле солнце может ей же и угрожать, если чрезмерно увлекаться инсоляцией. По всему миру организации здравоохранения начали проводить активные кампании по обучению «безопасному поведению на солнце»: призывали носить головные уборы, избегать пребывания на солнце в дневные часы, отдавать предпочтение одежде с длинными рукавами и, конечно же, пользоваться средствами с солнцезащитными фильтрами.

К ученым вскоре присоединились и медиа — законодатели моды, глянцевые журналы, все больше рассказывали о фотостарении и вреде излишнего воздействия ультрафиолета, настойчиво предлагая сделать средства с SPF неотъемлемой частью ухода за кожей. Эти усилия не прошли даром: интенсивный загар постепенно перестал казаться признаком успешности и здоровья, а часами жариться на солнце, щедро намазавшись маслом, больше не считалось идеальным отпуском и путем к красоте. Однако, несмотря на постоянно пополняющийся список исследований о вреде чрезмерного воздействия ультрафиолета и необходимости использования солнцезащитной косметики, у идеи тщательной защиты от солнца и сегодня есть оппоненты.


Одна из наиболее распространенных претензий к постоянному использованию косметики с SPF — риск столкнуться с дефицитом витамина D, для естественной выработки которого нужен ультрафиолет. На этот счет существует немало исследований, суть которых одна: никакие дефицитные состояния вам не грозят, если вы пользуетесь SPF-косметикой в оптимальном количестве. Для того чтобы получить нужную порцию ультрафиолета, достаточно 15—30-минутной прогулки без использования солнцезащитного средства. Более того, даже сидя на пляже под зонтиком или катаясь на яхте под защитой навеса, мы получаем определенную порцию облучения благодаря отражающим свойствам песка, воды и других поверхностей.


Другой аргумент, который до недавнего времени приходилось признавать вполне состоятельным, заключался в дискомфорте использования солнцезащитных кремов. Чтобы эти продукты выполняли свою функцию, требовалось наносить их довольно толстым слоем, отчего на коже образовывалась неприятная пленка. Жирный блеск и белесый налет тоже не придавали шарма этому этапу ухода за собой, а некоторым от использования таких продуктов «везло» с воспалениями и забитыми порами. Однако, вопреки утверждениям скептиков, косметическая индустрия занята далеко не только маркетинговыми задачами — над тем, чтобы сделать формулы средств с SPF не только безопасными, но и максимально комфортными, бьются армии специалистов.

И вполне успешно! Так, один из крупных игроков на этой сцене, компания Bioderma, которая создает дерматологическую косметику, недавно обновила и дополнила свою линейку Photoderm. На смену устаревшим фильтрам пришли инновационные комплексы ингредиентов, которые не только обеспечивают защиту от солнечных лучей, но и ухаживают за кожей: увлажняют, оказывают антиоксидантное действие, помогают поддерживать иммунитет кожи, усиливают естественные защитные функции благодаря маннитолу и эктоину в составе и, конечно же, остаются максимально комфортными в использовании. По сути, средства, предназначенные для защиты от ультрафиолета, превратились в полноценные продукты для ухода за кожей.

К примеру, новое молочко Photoderm Lait Ultra SPF 50 содержит глицерин, помогающий сохранить в коже влагу, комплекс мощнейших антиоксидантов, позволяющий нивелировать губительное влияние солнечных лучей типа А, виновных в преждевременном старении кожи и повышенном риске развития онкологии. Формула средства подходит для чувствительной кожи, разрешена для использования даже беременным женщинам и детям, включая младенцев, не раздражает глаза и не вызывает слезотечения, если попадает на глазную слизистую. Будучи водостойким, оно не смывается при повышенном потоотделении и во время купания, не блестит, не выбеливает и в целом остается совершенно неощутимым — никакого налипшего песка или неприятной жирности, словно на кожу нанесли гусиный жир. И даже отдушки, которая нравится в косметике далеко не всем, это средство лишено.


Одно из опасений по поводу использования солнцезащитных средств связано с нежеланием остаться вовсе без загара — пусть пережаренная солнцем кожа и вышла из моды, но привезти из отпуска свежий цвет лица и приятно потемневшие плечи хочется многим. Ключевое слово тут — умеренность. Небольшое воздействие UV-лучей действительно полезно, и современные солнцезащитные средства позволяют эту умеренность соблюсти, избежав вреда. Так что посвежевшему виду регулярное использование солнцезащитной косметики ничем не угрожает, зато от ряда проблем со здоровьем и внешностью способно помочь уберечься.

Вместе с тем кожа некоторых людей совсем не дружит с солнечными лучами — аллергия на ультрафиолетовое излучение, хрупкая пигментация и ряд других состояний иногда делают пребывание на солнце мучительным. Для таких случаев уже существуют специальные средства, формула которых направлена не только на максимальную защиту кожи от солнца, но и на работу с пигментацией. К примеру, эмульсия Photo Reverse французской марки Institut Esthederm создана для кожи с пигментацией или склонной к ее появлению. Она подойдет и тем, кто недавно делал агрессивные косметологические процедуры, которые требуют избегания солнечных лучей в период восстановления. Средство не просто защищает от солнца, но и снижает воспаление, нейтрализует свободные радикалы и оптимизирует выработку пигмента кожи, снижая риск появления пигментных пятен. Как и молочко Bioderma, эмульсия совершенно незаметна и не ощущается на коже. А для тех, кто уже столкнулся с неровностями пигментации, есть тонированный вариант средства — он не только обеспечит защиту и уход, но и поможет выровнять тон кожи.


Наконец, последний аргумент противников регулярного использования солнцезащитной косметики — губительное воздействие на Мировой океан — тоже недавно опровергнут: современные формулы средств стали безопасны для планеты. Если еще недавно экологи били тревогу в связи с тем, что купальщики «сгружали» в морскую воду огромное количество компонентов, которые вредили океанической флоре и фауне и уничтожали целые колонии кораллов, то сегодня между косметической индустрией и защитниками здоровья природы наметился мир — пометка Ocean Care (ею, к слову, награждены все вышеперечисленные средства) говорит о том, что косметика полностью безопасна не только для потребителя, но и для окружающей среды.


Конечно, болезненную бледность едва ли можно считать популярной — выглядеть свежо сегодня нравится большинству из нас. Однако в нынешнем косметическом арсенале полно средств, которые способны обеспечить приятный золотистый оттенок кожи без вреда для ее здоровья — легкие автозагары, тинты, бронзеры и прочие вполне комфортные в использовании продукты с легкостью решают эту задачу. Современные же солнцезащитные средства помогают с максимальным комфортом и пользой избежать многих проблем со здоровьем, что очень важно, ведь некоторые из них могут стать необратимыми. Как ни крути, моднее всего сегодня оставаться здоровым и энергичным, а подвергать себя ненужному риску ради спорной красоты — совершенно точно безнадежно устаревший тренд.


{"width»:1120,"column_width»:75,"columns_n»:12,"gutter»:20,"line»:20}
default
true
960
1120
false
true
true
{"mode»:"page»,"transition_type»:"slide»,"transition_direction»:"horizontal»,"transition_look»:"belt»,"slides_form»:{}}
{"css»:».editor {font-family: ESQDiadema; font-size: 16px; font-weight: normal; line-height: 24px;}"}