Король плиссировки и функционального дизайна: что нужно знать об Иссее Мияке

В возрасте 84 лет ушел из жизни основатель одного из самых известных японских модных домов Issey Miyake Иссей Мияке. Рассказываем, как мальчик, переживший атаку на Хиросиму, получил французский орден за инновационный способ обработки ткани и стал легендой мира моды.
Король плиссировки и функционального дизайна: что нужно знать об Иссее Мияке

Иссей Мияке — урожденный Мияке Казумару — родился 22 апреля 1938 года в Хиросиме и застал ядерную бомбардировку города в возрасте 7 лет. Тогда он потерял мать, которая скончалась от лучевой болезни. Эта трагедия, а также увиденный взрыв сильно повлияли на мальчика — свои эмоции он начал выражать через творчество.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Впрочем, изначально Мияке взялся вовсе не за моду, а за графический дизайн — именно эту дисциплину он изучал в токийском Университете искусств Тама. После окончания учебы в 1965 году он уехал в Париж — всего за три месяца до своего приятеля Кензо Такады, первого японского модного дизайнера, добившегося успеха в Европе. В Париже Мияке пошел по стопам друга — они вместе поступили в школу пошива одежды при Синдикате высокой моды, после которой Мияке начал свою карьеру подмастерьем у французского кутюрье Ги Лароша, а два года спустя учился у Живанши, прежде чем переехать в Нью-Йорк в 1969 году.

Сменить модную столицу на Америку его побудили парижские беспорядки: Мияке понял, что не хочет шить одежду для дам, которые «пудрят носы и пьют хорошее вино за обедом», — он искал более современных, универсальных, технологичных решений в модном дизайне. Впрочем, в Нью-Йорке он задержался недолго и в 1970-м вернулся в родную Японию, где открыл свою первую студию Miyake Design Studio. Концепцию он сформулировал как поиск «новой универсальной формы одежды, которая отвечает требованиям нашего времени».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кампания Issey Miyake, снятая Ирвином Пенном
Кампания Issey Miyake, снятая Ирвином Пенном
Кампания Issey Miyake, снятая Ирвином Пенном
Кампания Issey Miyake, снятая Ирвином Пенном

Мияке старался создавать вещи для жизни — бодрой и активной, какой он видел ее в семидесятые. В своих экспериментах он вывел идею A Piece of Cloth (A-POC), то есть цельного куска ткани: дизайнер старался максимально сохранять целостность материала, делать минимум надрезов и работать с предельно простым кроем. Это, однако, не делало его работы скучными, даже наоборот — начиная с 1973 года, когда открылся первый магазин Issey Miyake в Париже, про Мияке говорили как про главного новатора.

Иссея Мияке наряду с Рей Кавакубо, основательницей Comme des Garçons, и Йоджи Ямамото считают основоположниками японского авангарда в моде. Они не работали как альянс, но так или иначе пересекались — Кавакубо и Ямамото были последователями Мияке, и втроем они создавали нечто совершенно новое для западной публики, сознательно отказываясь от обтягивания фигуры и работая с тканью как со скульптурным материалом. «Я понял, что самый главный мой недостаток, отсутствие западного наследия, также будет моим преимуществом. Отсутствие западных традиций и условностей было именно тем, что нужно для создания современной и универсальной моды», — говорил впоследствии Мияке.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Эскиз «платья-летающей тарелки»
Эскиз «платья — летающей тарелки»
Само «платье-тарелка»
Само «платье-тарелка» из коллекции Issey Miyake 1994 года
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А еще Мияке неспроста прозвали «королем плиссировки». С середины 1980-х он экспериментировал с техниками плиссировки ткани, чтобы создать сохраняющие свою форму мелкие складки. Дизайнеру удалось изобрести свой собственный способ термической плиссировки: после температурной обработки материал сохранял графичную складчатую текстуру навсегда. За это изобретение Мияке даже получил французский орден Почетного легиона и степень доктора в лондонском Королевском колледже искусств.

Смотреть

Плиссировка — не единственное изобретение, за которое мода должна быть благодарна Иссею Мияке. Концепция A-POC получила развитие: в сотрудничестве с дизайнером Даи Фудзиварой Мияке придумал программируемую вязальную машину, которая производила трикотажную трубу из единой нити. Материал можно было просто размотать и разрезать, получая готовую вещь — края ткани не осыпались, отходов фактически не оставалось. Сейчас с трехмерным вязанием работают многие бренды, но на заре нулевых это было удивительным феноменом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Issey Miyake осень-зима 2021
Issey Miyake осень-зима 2021
Issey Miyake осень-зима 2021
Issey Miyake осень-зима 2021
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

И наконец, триумфом функционального дизайна Иссея Мияке стала знаменитая черная водолазка Стива Джобса. Да-да, именно японский дизайнер стал автором самой знаменитой в мире униформы. В конце девяностых Мияке разработал костюмы для сотрудников компании Sony, которые покорили Джобса в ходе его визита в головной офис компании. После этого основатель Apple связался с дизайнером и попросил его создать для него нечто предельно простое, чтобы не отвлекаться от работы. Мияке сконструировал ту самую водолазку и предоставил Джобсу сотню экземпляров — их изобретатель и носил до конца жизни. После смерти Джобса в 2011 году Мияке снял эту модель с производства. Но в 2017-м, когда над мужской линией Issey Miyake уже работал Юсуки Такахаси, в продажу (по цене $270) поступила обновленная версия черной водолазки — с одной стороны, никак не связанная с Джобсом, с другой, не менее функциональная.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

С 2007 года за коллекции в Issey Miyake уже отвечала команда дизайнеров — сам Мияке вышел на пенсию, хотя и продолжал следить за креативной составляющей всего, что выходило в различных линиях бренда (а это несколько одежных направлений, экспериментальные сумки, парфюмерия и не только). Он также учредил культурный фонд The Miyake Issey Foundation, организующий выставки, издающий книги и занимающийся творческими исследованиями в области моды и дизайна. Сам дизайнер говорил: «Любопытство и ощущение счастья — вот ядро моей работы. Дизайн никогда не статичен, он возможен только в постоянном обмене идеями и ощущениями. Даже одежда сама по себе неинтересна, если она не порождает ощущения и реакции в своих носителях. И я создаю ее не для того, чтобы выразить себя, а чтобы дать ответы тем, кто задает вопросы о времени, в котором мы живем, и о том, как в нем жить». Пожалуй, этим действительно стоит руководствоваться.

Выставка Issey Miyake: Making Things
Выставка Issey Miyake: Making Things в Париже, 1998