Культовые кроссовки, выпуск 1: история adidas Gazelle — тренировочной обуви, ставшей модным и культурным феноменом

В первом выпуске цикла материалов о классических моделях кроссовок вместе с командой паблика Please вспоминаем историю одной из самых знаковых моделей adidas — Gazelle, первой замшевой пары в истории бренда, которая за более чем 50 лет проделала путь от тренировочных арен до любимой обуви разных субкультур, рок-звезд и даже супермоделей.
adidas Gazelle
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Если вы хоть немного интересовались историей спортивной обуви, то знаете, что кроссовки редко выходили за пределы спортплощадок — они использовались по назначению, то есть для занятий спортом. Основатель adidas Ади Дасслер уже в середине 1920-х годов был одним из самых опытных и известных конструкторов спортивной обуви. Сначала он занимался любимым делом в рамках семейного производства Gebrüder Dassler Schuhfabrik («Обувная фабрика братьев Дасслер»). Когда отношения со старшим братом Рудольфом (который позднее откроет Puma) совсем разладились, Ади стал отцом adidas.

К 1960-м годам adidas уже триумфально прошлись по призовым местам Олимпиад и трансформировались в большую спортивную компанию, которая выпускает не только обувь. Так, в 1960-м, к летней Олимпиаде в Риме, были выпущены adidas Rom, предшественник Gazelle: кожаная пара с рифленой подошвой и замшевой накладкой на нос получила название в честь итальянской столицы (в то десятилетие это было обычной практикой). К следующим Играм, 1964 года в Токио, бренд представил модель Olympiade с солидным набором улучшений: подошва получила изменение геометрии, язычок сделали мягким, чтобы не нарушать кровообращение, появилась петелька сзади, а пятка лучше фиксировала стопу благодаря увеличению толщины.

adidas Rom
adidas Rom
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
adidas Olympiade
adidas Olympiade

Это время характеризовалось постоянными улучшениями не очень сложных технологий: к каждому большому спортивному событию бренды старались представить новинку, жизненный цикл которой составлял примерно от двух до в лучшем случае пяти–семи лет, после чего силуэт уступал место более совершенному. Gazelle стали очередным этапом развития линейки, вобравшим в себя черты предшественников. Для середины 1960-х модель стала прорывной, ведь полностью замшевый верх появился у adidas впервые. Материал выгодно отличался от кожи легкостью и гибкостью, обеспечивая приемлемый уровень прочности материала и защиты стопы атлета. Форма верха, Т-образная накладка на мысок (почти как у Rom) и контрастные белые полоски на окрашенной замше — все эти составляющие надолго изменили вектор того, как выглядел модельный ряд adidas. Handball Spezial и линейка City Series (куда в 2016-м вошли «Москва» и «Санкт-Петербург») — самые наглядные примеры влияния оригинальных «газелей».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В первом издании было две расцветки: красная и синяя, обе — с белыми полосками. Красную версию оснастили подошвой от более ранней модели Olympiade из каучука (gum) с волнообразным протектором. Она не скользила и отлично подходила для тренировок на открытом воздухе. Синяя пара могла похвастаться новейшей технологией Microcell, появившейся в 1968 году: в волнообразную подошву включались микропузырьки с воздухом, которые придавали ей отличные амортизирующие свойства. Эта пара лучше всего показывала себя в помещениях.

К 1970-м «газели» подошли очень популярными, и компания экспериментировала с конструкцией: модель получила новый пяточный карман, а в 1971-м подошва с пузырьками обновилась — рисунок протектора изменили на современные «соты»-шестиугольники.

Любовь продлилась недолго: уже к 1973-му руководство adidas решило заменить Gazelle на клона с говорящим названием — Jaguar. Однако в исторической перспективе «ягуар» не смог догнать «газель». Gazelle обрела несколько других версий, немного сменила внешность, пережила несколько перерождений, а «хищник» благополучно остался лишь в памяти фанатов adidas.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
adidas Jaguar
adidas Jaguar
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 1979-м бренд выпустил линейку Spezial — семь слегка освеженных моделей-«ветеранов». Gazelle Spezial получила новую подметку adidas Trefoil, иную форму верха и переработанный мысок, после чего отправилась на гандбольную площадку. В 2011-м эту версию переиздали под названием Gazelle Indoor.

Февраль 1980-го отметился началом производства лицензионных кроссовок adidas в СССР на таких же станках, что и у головного бренда. Среди них можно заметить пару Moskau в трех расцветках, практически идентичную Gazelle. Выпускались и полуофициальные кроссовки «Москва» (не путать с оригинальными лицензионными) — что-то усредненное между оригинальными силуэтами Gazelle и Campus.

Первые десятилетия «газели» изготавливали из материала kangaroo velour из кожи австралийского животного. Лишь в 2012 году adidas заговорил о прекращении использования кожи сумчатых, которое не прекратилось и сегодня. Поясним: долгое время австралийцы находились в сложных отношениях с местной фауной. Колоссальную часть экономики Австралии в XIX и XX веках составляло скотоводство, а кенгуру уничтожают пастбища, необходимые для выпаса скота. Местные жители отстреливали их с санкции правительства. Знаменитая «война с эму» произошла примерно по тем же причинам, только птицы опустошали посевы пшеницы. А ведь была еще и кампания против кроликов, которых правительство страны истребляло особым вирусом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

С конца 1970-х до середины следующего десятилетия бренд не выпускал других ярких расцветок. Тем не менее Мик Джаггер, Кит Ричардс и Майкл Джексон выбирали именно Gazelle, а в 1985-м выйдут зеленые Gazelle австрийского производства. Позже они приобретут большую коллекционную ценность из-за необычного оттенка, высокого качества и страны происхождения (история adidas в Австрии была короче, чем в других европейских странах, — до 1990 года, а потом все производство перенесли в Восточную и Юго-Восточную Азию: Китай, Индонезию, Вьетнам). Следующий набор расцветок модель получит лишь в начале 1990-х.

В Великобритании конца 1970-х «газели» обладали прочной фанатской базой, которая и по сей день является ядерной аудиторией линейки Spezial. Речь, конечно, о футбольных фанатах, которые не признавали более простых моделей от adidas и котировали именно Gazelle. Занятный срез времени: в 1996 году группа The Lightning Seeds на пару с комиками Дэвидом Бэдилом и Фрэнком Скиннером сочинили к чемпионату Европы по футболу, который принимала Великобритания, песню Three Lions (вы наверняка слышали цитату из нее: Football's coming home). На 47-й секунде можно заметить, что на ногах убежденного фаната Бэдила именно темно-синие Gazelle.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 1980–1990-е из футбола модель проникла в музыкальную среду и уличные субкультуры под колоссальным влиянием американского хип-хопа и брит-попа. И хотя рэперы в основном отдавали предпочтение Superstar (из-за популярности баскетбола), некоторые хотели выделяться и выбирали Gazelle. Самый яркий пример — Beastie Boys. Один из участников группы Mike D даже вложился в легендарный лос-анджелесский магазин X-Large, большую часть ассортимента которого в год открытия, в 1991-м, составляли замшевые adidas Gazelle и Puma Suede. Благодаря этому Gazelle даже недолго были популярны среди скейтбордистов.

Брит-поп же всегда был тесно связан с субкультурой террас и футбольных фанатов. Короли этого жанра манкунианцы Oasis активно носили «газели», а солист Лиам Галлахер по сей день выпускает коллаборации с adidas. Говоря о Соединенном Королевстве, нельзя не упомянуть главную супермодель 1990-х Кейт Мосс — ее снимок в кроссовках винного цвета 1993 года стал настолько знаменитым, что в 2016-м его использовали для новой рекламной кампании.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В нулевых и десятых годах развитие богатого наследия шло ни шатко ни валко, однако в последние пару лет модель все чаще вспоминают не в контексте субкультурных релизов и коллабораций. Самый яркий час славы «в новейшей истории» случился буквально только что: совместная коллекция с Gucci включала в себя люксовые интерпретации утилитарного силуэта, напоминающие знаковую модель Gucci Ace. К выходу готовится и версия от Шона Уотерспуна: с фирменной яркой графикой на кордовой ткани. Другой примечательный релиз — мохнатые леопардовые Gazelle, созданные в сотрудничестве со стритвир-брендом NOAH NY в 2020-м.

Сможем ли мы засвидетельствовать столетний юбилей Gazelle? Перед нами есть пример Converse: с начала производства первых моделей прошло более 100 лет. Обе пары имеют колоссальный потенциал для кастомайзинга, солидную историю и выстроенный брендами нарратив. Уверены, что несмотря на вариативность силуэта и простоту конструкции, это реально.