Скандал вокруг Balenciaga не утихает. Что случилось? И как бренд планирует спасти репутацию?

Разбираемся, в чем, собственно, дело, на чем строятся конспирологические теории пользователей соцсетей относительно Balenciaga и к чему это может привести.
Скандал вокруг Balenciaga не утихает. Что случилось? И как бренд планирует спасти репутацию?
Raphael Lafargue/ABACAPRESS.COM/East News

Что произошло?

Вся история началась со снимков рекламной кампании Balenciaga. Чтобы показать новую коллекцию к сезону подарков, бренд пригласил фотографа Габриэле Галимберти, который сотрудничает с National Geographic и уже десять лет ведет собственный фотопроект под названием «История игрушек» — снимает детей из разных стран в их комнатах вместе с любимыми игрушками.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Для Balenciaga Галимберти снял детей-моделей в своем фирменном полурепортажном стиле, а вместо настоящих игрушек они держали в руках сумки из весенне-летней коллекции модного дома. Только сумки эти были не обычные, а в виде плюшевых медвежат, но в кожаной сбруе с шипами и клепками — похожая применяется в БДСМ-практиках. Выглядело это как минимум странно.

Balenciaga
Кадр из кампании Balenciaga

Какая была реакция?

Сочетание детей с отсылками к БДСМ моментально вызвало бурный гнев в соцсетях. Пользователи обвинили Balenciaga в сексуализации детей и даже в оправдании детской порнографии и педофилии — настолько вопиющим было несоответствие моделей и реквизита. К тому же на одном из снимков заметили распечатанный документ на столе — постановления верховного суда США по делу о детской порнографии.

И еще кое-что. После того как в соцсетях началось бурное обсуждение детской кампании, бдительные пользователи обратили внимание еще на одну деталь. Весенне-летняя кампания Balenciaga под названием Garde-robe вышла незадолго до детской. Для нее позировали Николь Кидман и Изабель Юппер в образе современных бизнес-леди — в офисах с заваленными бумагами рабочими столами. На одном из снимков с Юппер на столе оказался альбом Михаэля Борреманса — современного бельгийского художника, известного в том числе неоднозначными работами с обнаженными детьми. Мнения медиа и общественности на этот счет свелись к уже ставшей крылатой фразе «Совпадение? Не думаю».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Изабель Юппер в кампании Balenciaga
Изабель Юппер в кампании Balenciaga

Если сами по себе снимки детской кампании общественность жестко раскритиковала, то такие детали уже породили конспирологические теории. Например, тот факт, что Balenciaga удалили свой аккаунт в Twitter после покупки соцсети Илоном Маском, соотнесли с тем, что до этого в ней были разрешены хештеги, связанные с детской порнографией. Блогеры выстраивали разные предположения, вплоть до того, что Balenciaga намеренно добавляли неоднозначные детали в свои съемки на протяжении нескольких лет и последняя кампания просто была апофеозом склонности руководства бренда к подобного рода запрещенным вещам.

А что ответили Balenciaga?

Бренд быстро удалил противоречивые снимки со всех своих площадок, но далеко не сразу дал официальный ответ по поводу разгоревшегося скандала. Только спустя несколько дней креативный директор Balenciaga Демна Гвасалия опубликовал в своих соцсетях комментарий: «Мы выступаем против любых форм насилия над детьми. Детская безопасность и благополучие — наш приоритет». Он заявил, что использование взрослых сумок в детской съемке было неуместным и неправильным. Также он извинился за появление в кадре судебного документа, но заявил, что не знает, откуда он там взялся. Дизайнер пообещал найти ответственного за это человека и предъявить ему официальный иск.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Позже заявление появилось в аккаунте Balenciaga. Компания приняла на себя ответственность за то, что решила снять детей вместе с провокационными сумками: «Наши плюшевые сумки с мишками и подарочная коллекция не должны были быть представлены детям. Это был неправильный выбор Balenciaga в сочетании с нашей неудачей в оценке и проверке изображений. Ответственность за это лежит только на Balenciaga».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кадр из кампании Balenciaga
Кадр из кампании Balenciaga

Но вину за попадание в кадр судебного документа о детской порнографии Balenciaga возложили на продюсерскую компанию North Six и теперь намерены судиться с ней: «Все предметы, задействованные в этой съемке, были предоставлены третьими лицами, которые письменно подтвердили, что это не настоящие служебные документы. Они оказались юридическими бумагами, скорее всего, со съемок телевизионной драмы. Попадание этих документов в кадр было результатом безрассудной небрежности, на которую Balenciaga подаст жалобу».

Также бренд добавил, что «начинает работу с организациями, специализирующимися на защите детей, и стремится положить конец жестокому обращению с детьми и их эксплуатации». Впрочем, о каких конкретно организациях идет речь, пока не уточняется.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что будет дальше?

Как бы бренд ни старался дистанцироваться от происходящего (Balenciaga уже обвиняли в пассивности и бездействии, когда они не спешили разрывать отношения с опальным Канье Уэстом), от пожара не убежишь. Теперь про скандал вокруг одного из своих любимых брендов высказалась Ким Кардашьян. «Как мать четверых детей, я была потрясена этими снимками. Безопасность детей должна быть предметом самого пристального внимания, и в нашем обществе не место любым попыткам нормализовать жестокое обращение с ними. В настоящее время я пересматриваю свои отношения с брендом, основываясь на их готовности взять на себя ответственность за то, что никогда не должно было случиться, и на действиях, которые я ожидаю увидеть, чтобы они предприняли для защиты детей».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Ким Кардашьян в наряде Balenciaga
Ким Кардашьян в наряде Balenciaga
Stefanie Keenan/VF22/WireImage for Vanity Fair

Поскольку подписчики Кардашьян в соцсетях требовали от нее высказываний с самого начала скандала, Ким также добавила: «Последние несколько дней я молчала не потому, что не испытывала возмущения недавними кампаниями Balenciaga, а потому, что мне нужно было поговорить с командой и понять, как это могло произойти. Я ценю то, что Balenciaga удалили рекламные кампании и извинились. После разговора с ними я полагаю, что они понимают серьезность проблемы и примут необходимые меры, чтобы это больше никогда не повторилось».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вообще, под раздачу теперь попадают все, кто сотрудничал с Balenciaga. Поклонники призывают к ответу Николь Кидман, снявшуюся в весенне-летней кампании: в то время как остальные участницы удалили снимки из своих соцсетей, пост Кидман до сих пор на месте, а сама актриса никак не прокомментировала скандал.

Автор снимков Габриэле Галимберти также подвергся нападкам и потоку гневных писем. В ответ на них он сообщил, что появление сумок на снимках — не его выбор: «Я не в состоянии комментировать выбор Balenciaga, но должен подчеркнуть, что я не имел права ни в какой форме выбирать продукты, моделей или их сочетание. Однако линчевание, подобное этому, отвлекает от реальной проблемы и преступников», — добавил он.

Пока неизвестно, приведет ли эта история к публичному кэнселингу Balenciaga или к отставке креативного директора, но хочется верить, что действия в области защиты детей будут не напоказ, а настоящими. По крайней мере, взрывная реакция на противоречивые снимки показывает, что обществу не все равно.