Заглянуть в будущее автомобильной отрасли
![Заглянуть в будущее автомобильной отрасли Заглянуть в будущее автомобильной отрасли](https://www.pravilamag.ru/upload/img_cache/b70/b700d975c9ff43a9bebc95dbbb559cf8_ce_2400x1600x0x100_cropped_510x340.webp)
Твой новый автомобиль из Китая
Невозможно отрицать: хедлайнером мировой автоиндустрии решительно стала Азия. И доминанта тоже очевидна — Китай, где производится и покупается наибольшее количество автомобилей в мире. Автомобили из Поднебесной становятся все более популярными как у себя на родине, так и на экспортных рынках.
![](https://www.pravilamag.ru/upload/img_cache/b85/b85c2cf0ff4179cab0f50acb0d4b4c9a_cropped_510x340.webp)
Для этого есть основания. Современные модели от лидеров китайской автомобильной индустрии вполне технологичны, технически продвинуты, эстетичны, качественно собраны, безопасны даже по европейским стандартам и по-прежнему дешевле западных конкурентов. Как этого удалось достичь? Не без участия мировых автогигантов.
Крупнейшие представители автомобильной индустрии давно «живут» на крупнейшем автомобильном рынке мира — с созданием контролируемых государством СП, размещением производств автомобилей и комплектующих не только для экспорта, но прежде всего для внутренних рынков. Создание совместных предприятий с выпуском автомобилей под собственными китайскими марками неизбежно сопровождалось шерингом технологий, и результат был масштабным. Секрет успеха — высокие ожидания клиентов, строгое законодательное регулирование и традиционное невозмутимое трудолюбие.
![](https://www.pravilamag.ru/upload/img_cache/add/adddaec65852c8b6efbd3fab1bdd05e1_cropped_510x320.webp)
Довольно быстро Китай стал безоговорочным мировым лидером и по продажам транспортных средств на новых источниках энергии. В 2022 году было продано более 4 млн чисто электрических автомобилей и еще примерно 1,67 млн подзаряжаемых гибридов. Ни одной стране мира такое не снилось.
Конкурировать между собой и с признанными лидерами рынка китайским автопроизводителям понравилось. Скорость выхода новых моделей — рекордная. Сокращение жизненного цикла моделей с семи-восьми лет порой до двух-трех лет — роскошь для европейских автопроизводителей, но китайцы могут себе позволить. Причем не только в базовом сегменте. Неудивительно, что продажи китайских брендов в России росли все последние годы: если в 2020 году на компании из Поднебесной приходилось всего 4%, то в 2021-м их доля достигла 7,5%, в 2022-м — 18%, а в 2023-м — уже превысила 40%. Интенсивное обновление модельного ряда умножает продажи, но не только это. Сегодня автоиндустрия Китая — сверкающая всеми цветами радуги визуализация передовых мировых автомобильных тенденций.
Лампочка Ильича
Китайские компании сделали ставку на электротягу, что в российских реалиях пока цель абстрактная. В Китае с зарядной инфраструктурой дела лучше. Более гибкое предложение — гибриды. Например, Chery Tiggo 8 Pro E+ или Haval Xiaolong Max — в них трансмиссия объединяет электродвигатели с ДВС и батареей, чтобы иметь возможность ехать как на чистой электротяге, так и от ДВС, который может работать и как обычный двигатель, и как генератор для пополнения батареи. Которую, конечно, вы можете подзарядить от обычной розетки. Причем гибридная Chery уже продается в России.
![](https://www.pravilamag.ru/upload/img_cache/a48/a48089174f51f1eed88f8537bf448eea_cropped_510x340.webp)
На протяжении 13 лет власти Китая субсидировали покупку электромобилей с запасом хода более 300 км. Сейчас и без субсидий электромобили расхватывают как мясные пирожки хуцзяо бин — популярный на юге Китая стритфуд. И это уже модели другого класса, по запасу хода входящие в число мировых лидеров (700–1000 км). Батареи нового поколения CATL 4C Qilin обеспечивают бо́льшую концентрацию энергии, чем традиционные для индустрии элементы 4680, а еще могут зарядить аккумулятор с 10 до 80% за десять минут. А значит, автомобили становятся не только «дальнобойнее», но и легче, быстрее. При совокупной мощности силовой установки 600 л. с. и более, как у моделей Voyah, разгон до сотни происходит за 2,9 с для просторного автомобиля на четверых. Спорткары больше не нужны!
![](https://www.pravilamag.ru/upload/img_cache/fa2/fa2ffa3abc6b362367560c49053ee1e0_cropped_510x338.webp)
Нейросети давно уже прописались в системах автономного вождения или, проще говоря, беспилотных автомобилях. Растущее количество подключенных к сети автомобилей и объектов инфраструктуры гарантирует системе быстрое обучение. Фактически уже сейчас такие машины, как Niо EP9 и Xpeng G9, способны перемещаться по городу и трассам абсолютно самостоятельно. В Чунцине и Ухане уже работают полностью беспилотные такси, в Шанхае — беспилотные грузовики, а на ряде магистралей разрешена эксплуатация автомобилей без водителя. Главное преимущество китайских производителей перед Tesla — использование лидаров (лазерных дальномеров), а не камер. Причем в производстве лидаров Китай — мировой лидер. Так что вопрос массового внедрения нейросетевых «автопилотов» в Китае — прежде всего в законодательной плоскости.
Сильны нейросети и в рекомендательных алгоритмах. Развитый инфотейнмент подключенных к соцсетям мультимедийных систем — черта практически любого автомобиля из Китая. Неслучайно на многих китайских автомобилях есть отдельный дисплей на передней панели для пассажира — на него, как правило, выведены виджеты стриминговых музыкальных и видеосервисов, игры и даже караоке.
Также для китайских автомобилей характерны широкие коммуникационные возможности. Даже на недорогих массовых моделях вроде Omoda C5 голосовой ассистент управляет всеми системами автомобиля, понимает команды на русском.
![](https://www.pravilamag.ru/upload/img_cache/21c/21cceb003a86d0116f6b8e276fa8503e_cropped_510x383.webp)
Создатели Human Horizons HiPhi X шагнули дальше — и превратили автомобиль в средство коммуникации. Лазерные матричные фары высвечивают на дороге маршрут навигации, а также подают программируемые сигналы владельцам других авто — например, предупредить об опасном участке дороги впереди. Десятки вариантов анимированных реакций, несомненно, создают более комфортный психологический фон в пробках.
Китайские марки устремлены в будущее, формируя собственные экосистемы, объединяющие подключенные автомобили, станции сервиса и зарядки — но не только это: частями экосистемы становятся культурные события, музыкальные тренды, коллекции одежды, разнообразные подписки. Автомобили превращаются в продвинутые «гаджеты», но и производители «железа» трансформируются в IT-компании.
Контент из первых рук прямо сейчас
Новинки китайского автопрома, сломавшего устоявшийся облик и структуру индустрии, появляются так быстро, что следить за ними без задержки можно только в реальном времени — например, в китайском сегменте интернета. Чтобы понимать, о чем рассказывают китайские блогеры, необязательно учить язык! Можно просто открыть видео в «Яндекс Браузере», и он сделает русскую закадровую озвучку для роликов на YouTube или популярном в Китае видеохостинге Bilibili.
![](https://www.pravilamag.ru/upload/img_cache/792/7928acb5147570cccd27dc6634369824_cropped_510x339.webp)
Реклама. ya.ru