Икона скама: что происходит в бренде ÖMANKÖ и почему его покинул Артем Ермилов

В середине июля сообщество ÖMANKÖ вышло с заявлением, что его основатель Артем Ермилов отошел от дел «в связи с мошенничеством и утратой доверия». Спустя несколько часов в канале iGutsal появилось пояснение мошеннических действий Артема: «...он обманом назанимал у многих столичных креаторов кучу денег и потратил их на беттинг [ставки. — Прим. ред.], проиграв буквально всё». «Правила жизни» решили разобраться, в чем дело и что происходит с популярным сообществом
Икона скама: что происходит в бренде ÖMANKÖ и почему его покинул Артем Ермилов
«Правила жизни»

Обычно модная и приближенная к ней публика Москвы подхватывает, смакует и обрамляет новыми подробностями любой слух быстрее, чем Сарик Андреасян снимает фильмы, но в случае с ÖMANKÖ все пошло по странному сценарию. Тусовка не то чтобы смаковала слух, а перешептывалась небольшими группами — в сухом остатке получалось так: молодой, талантливый, предприимчивый парень, очаровавший все слои светской и не очень Москвы, собрал деньги с друзей и потерял их то ли на ставках, то ли на фьючерсах (тут версии расходились). Казалось бы, вопиющая история и репутационный скандал для сообщества, которое за восемь лет существования разрослось и в приличный стритвир-бренд, и в организацию, сотрудничающую с большими брендами — от ушедших adidas и IKEA до родных «Яндекса» и концепт-стора «КМ20». Но расставлять точки над i ни Артем, ни команда ÖMANKÖ, ни их друзья, ни люди, хоть сколько-нибудь знакомые с одной из сторон, не спешили. Как объяснил нам источник, близкий к ÖMANKÖ (да, почти все респонденты пожелали остаться анонимными), Артему не хотели вредить, хотели «обойтись с ним по-христиански и не привлекать внимание к ситуации». Видимо, воспитательная беседа внутри коллектива не дала плодов: Ермилов, по словам нашего собеседника, продолжил занимать деньги под разными предлогами — от онкологии до похорон бабушки. И тут чаша христианского терпения переполнилась.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Восстановим хронологию событий. В марте 2022 года Артем уехал в Казахстан и отключился от всех процессов ÖMANKÖ: руководительских, контентных, партнерских. Все взвалили на себя два его партнера: Севада Восканян и Камиль Абдулберов, ко всем процессам подключились редакторы паблика (изначально ÖMANKÖ — паблик о моде). «Артем пытался поработать в Казахстане: запустить какой-то бар, криптопроекты, но они успехами не увенчались. Он решил играть на фьючерсах, то есть вливать все в криптовалюты. Деньги терял в огромных количествах, никому об этом не говорил, а в сентябре прошлого года вернулся в Москву», — говорит наш собеседник. При этом доступа к счетам ÖMANKÖ у Артема не было — все юридически оформлено на Камиля и Севаду. Артем Ермилов в переписке с редакцией «Правил жизни» упомянул, что ÖMANKÖ у него забрали, поэтому в документах владельцами числятся два человека. Развивать эту мысль Ермилов не захотел.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Когда накопления у Артема закончились, он придумал продавать несуществующее худи «ÖMANKÖ Алматы» — покупатели доверчиво переводили деньги ему на карту. Команде пришлось компенсировать ущерб за свой счет. Тут бывшие соратники и выяснили, что, помимо фейкового худи, отец-основатель придумал фейковую болезнь, назанимал крупные суммы в общей сложности у 60 человек (цифра приблизительная) из казахстанской, московской и питерской тусовки и даже у арабских предпринимателей. Прокололся на смешном — забыл, кому какой диагноз называл: не выучил матчасть по видам онкологии. Общую сумму долга знает только сам Ермилов (и, естественно, не называет) . По приблизительным подсчетам, это больше $300 тыс.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«У ÖMANKÖ ни перед кем никаких долгов нет. Мы ни у кого не брали кредиты, мы не брали инвестиции, мы не продаем проект, мы не закрываем проект, и у нас все хорошо. Никакой ответственности за этот обман компания ÖMANKÖ нести не будет», — отрезают представители бренда. Говорят, что команда связалась с кредиторами и решает вопрос полюбовно, но долги Ермилова — его и только его головная боль.

Редакция связалась с пострадавшими, чтобы узнать подробности из первых рук, но никто не горел желанием публично признаваться, что стал жертвой изощренного обмана. Тогда на помощь пришли люди, которым Артем встречался на пути в разное время в разных ипостасях: как товарищ, как потенциальный контрагент, как конкурент.

ÖMANKÖ скандал. ÖMANKÖ основатель
«Правила жизни»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Так, энтузиаст уличной моды, широко известный в узких кругах, признается:

«То, что Артем — парень ушлый, было понятно сразу. Знакомы мы с 2016 года. Опыт общения в совместных компаниях всегда заканчивался их распадом — так что последний кейс меня не удивил.

Мой случай из 2017-го комичен и нелеп: Артем попросил привезти ему вещи из британского бутика, которые он заказал в подарок близкому человеку. Поскольку мы были знакомы лично, я оплатил вещи из своих средств, будучи наивно уверенным в добропорядочности этого человека. Если говорить лаконично, процесс возврата денег занял больше полугода. Относительно небольшая сумма (примерно 25 тыс. рублей) разбивалась на части, в оправдание он приводил кучу причин. Уверен, если бы не моя узнаваемость в этом микрокосме и общий круг общения, деньги бы я не получил».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Другими естествоиспытателями отношений с Ермиловым стали ювелир Владислав Зиновьев и его компаньон художница Анастасия. В 2018 году основатель ÖMANKÖ обратился к ним за эскизом кольца:


«Мы приняли предложение и приступили к работе. Через несколько дней я отправил селекцию наиболее перспективных эскизов в директ Артему. На следующий день я проснулся от звонка Анастасии. Она сразу отправила меня на страницу ÖMANKÖ. Что я там увидел? Результат нашей работы, который был опубликован без нашего разрешения. Оно бы и не понадобилось при условии какой-либо компенсации. Когда я задал вопрос основателю паблика Артему Ермилову, в чем, собственно, дело, он сказал мне примерно следующее: "То, что вы сделали, можно сравнить с переводными картинками: вы просто перенесли наш логотип, и это вряд ли можно считать серьезной работой". Следом он заблокировал меня в паблике и пошел с этими эскизами в бренд Asher Ney. Они в итоге и произвели "коллаборационные" кольца для продажи. Разумеется, наши имена нигде не были указаны. После блокировки я начал публично бить в набат: разместил сторис с просьбой обратить внимание и выпустил пост с описанием ситуации, который перепостили крупный паблик Primaere и на тот момент не очень большой кэмп "СЬ". Через некоторое время он мне написал, мы недолго пообщались на повышенных тонах, но на этом все закончилось — никаких последствий для Артема не было».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Характерно, что с Asher Ney Артем уже успел поработать до инцидента с Владиславом: ювелирный бренд выпустил подвеску с логотипом бренда The Öde, в котором Артем числился сооснователем. Представители бренда не ответили на запрос редакции. Впрочем, близкие к ÖMANKÖ источники сообщают, что бренд связался с ювелиром и он не предоставил доказательств воровства дизайна. Более того, буква Ö на печатке (а кольцо вышло именно в таком виде) — референс, который команда давала другим ювелирам.

Закономерный вопрос: неужели команда, работавшая бок о бок с Артемом, не знала или не замечала грязной политики руководителя? По словам близких к ÖMANKÖ источников, в 2018 году Севада и Камиль занимались исключительно пабликом и не имели «доступа к телу». Впрочем, у других наших собеседников накопились вопросы к ÖMANKÖ другого порядка — по редакционной политике. Например, вспоминается следующий случай.


7 октября 2019 года в телеграм-канале Ксении Дукалис «не тереби дао» появился скриншот с приглашением на поп-ап концепт-стора Aizel совместно с Team Putin. Временную торговую площадь открыла владелица Aizel Айсель Трудел на месте бутика Christian Louboutin на Большой Дмитровке. В то же время Айсель лоббировала закон о снижении порога беспошлинного ввоза товаров из иностранных интернет-магазинов (с €1000 до €500, а с 2022 года — до €200). К моменту открытия поп-апа это было общеизвестно. Из канала Дукалис стало ясно, что приглашение на открытие поп-апа рассылал на тот момент главный редактор ÖMANKÖ Севада Восканян.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сам он описывает этот кейс так: «К нам обратились организаторы из какого-то агентства. Артем сказал, что Aizel платят хорошие деньги за гест-менеджмент — рассылку 150 приглашений — несколько сотен тысяч рублей. Существенная сумма за небольшой объем работы: составить список гостей и пригласить на мероприятие без агитации». Артем предложил разделить работу пополам, но в итоге всем занимался сам Севада.

Годом позже ÖMANKÖ в шутку обличил паблик поменьше, кэмп «СЬ». Претензия заключалась в том, что редакторы большого паблика находили фото кампейнов на просторах VK и выкладывали к себе без указания источника

В начале 2022 года похожая претензия к главным героям этого материала появилась у телеграм-канала StyleThere — мол, помимо фотографий, редакторы скопировали почти весь пост, причем спустя сутки после публикации оригинала. Подписчики обратили внимание на источник, текст поправили, добавив ссылку.

От такого способа ведения дел страдали и другие авторы, которые пожелали остаться анонимными или вовсе отказались давать комментарии. Мы приведем цитату респондента из первой категории:

«ÖMANKÖ делают типичное новостное медиа. И в этом нет ничего криминального, так как основному проценту пользователей мессенджера как раз нравится формат "по верхам". Однако есть два но: во-первых, авторы ÖMANKÖ преподносят свой контент как уникальный, притом что обычно берут его из иностранных пабликов и лишь меньшую часть создают сами. Во-вторых, периодически берут посты из чужих каналов и публикуют с незначительными изменениями. Кажется, позиционирование ÖMANKÖ устарело: когда ты ведешь канал обособленно — принципиально не делаешь репосты и не взаимодействуешь с другими авторами мессенджера».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Севада Восканян ответил на претензии в копировании контента так: «Раньше мы болезненно относились к воровству своего контента, но потом решили, что ничего страшного не произойдет, если наш пост скопируют. Аудитория ÖMANKÖ уверенно растет, мы ее не потеряем, несмотря ни на чьи обвинения и инсинуации». По его словам, все новостные паблики работают по одному принципу: увидел новость в первоисточнике — адаптировал — опубликовал. «Ö никогда не брали у других пабликова их "оригинальный" контент и тем более не выдавали его за свой. Авторы других телеграм-каналов считают, что если они чуть раньше выложили новую съемку, то остальные должны их репостить, — я считаю такую практику контрпродуктивной».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
ÖMANKÖ основатель. ÖMANKÖ скандал
«Правила жизни»

Администрация другого сообщества, занимающего схожую с ÖMANKÖ нишу, делится, что тоже сталкивалась с заимствованием постов. Также, по словам ребят, Артем ставил условия агентствам и брендам в духе «с вами работаем либо мы, либо они». В распоряжении редакции есть две афиши мероприятия с иностранным артистом. В первой версии есть логотипы ÖMANKÖ и наших анонимных собеседников, во второй — только ÖMANKÖ. При этом Артем Ермилов пытался общаться с нашими собеседниками как ни в чем не бывало, но, что называется, осадок остался.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Впрочем, соперничество (пусть порой и не очень спортивное) на поле телеграма — дело одно, а многоуровневая ложь и финансовые махинации — совсем другое. Близкие к Ермилову источники говорят, что парень находится в худшем своем состоянии. И дело не в здоровье — благо лейкемия, рак мозга, смерть родственников и прочие имитации горя так и остались ладно срежиссированным спектаклем, в который охотно верили многочисленные друзья. Ту самую сторис, которую команда Omanko выложила 10 июля, Артем немедленно попросил удалить, поскольку «у этого глупого действия очень странный мотив», но интернет помнит все. Редакция, разумеется, связалась с Артемом, чтобы узнать его версию событий, и получила финальный штрих к портрету: «Я не хочу ни на что проливать свет, и я уже прошел этот этап быстрее, чем это представляется возможным. Я отпустил произошедшее, и последнее, чего я хочу, — это чего-то негативного своему детищу, даже если я к нему больше не причастен... Присутствовать в инфополе, увы, не желаю от слова "совсем", особенно рядом с ÖMANKÖ в одной статье».

Редкий случай: основатель отказывается от бренда, а бренд, в свою очередь, от него, еще и публично. Кто больше при этом страдает? Как будто никто: за год ÖMANKÖ сделали коллаборацию с «Динамо», выпустили лимитированную «Яндекс. Станцию», дроп футболок с рисунками детей с РАС и организовали несколько разнокалиберных мероприятий.

Но закончить этот текст все равно хочется фразой «Дело ясное, что дело темное».

*Instagram принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской и запрещена в РФ.