Смотримся в черное зеркало — 2: как развиваются отношения моды и искусственного интеллекта
В первой части материала, посвященного использованию искусственного интеллекта в моде, мы выяснили, что у него есть две большие области применения: техническая и творческая. Техническая касается оптимизации поисковых алгоритмов: например, если вы искали что-то на сайте мультибрендового магазина, ИИ порекомендует вам похожие товары или поможет подобрать вещи под ваш запрос, а еще аналитики прогнозировали для ИИ будущее в оптимизации логистических цепочек.
Творческая область, конечно, звучит более волнительно, ведь тут нейросеть конкурирует с живыми людьми — дизайнерами, художниками, фотографами, стилистами. Оправдываются ли опасения скептиков или творческим профессионалам получается подружиться с ИИ? Пожалуй, второе. Но тоже с оговорками.
Изображения, созданные нейросетями, становятся все более реалистичными и убедительными, и это все больше используют в каталогах и лукбуках. Речь не о несуществующей одежде, а о цифровых моделях, которые демонстрируют реальные вещи. Бренд денима Levi’s начал использовать лица, сгенерированные ИИ, чтобы сделать репрезентацию моделей в онлайн-магазине «более разнообразной», но столкнулся с резкой критикой: бренд осудили за то, что замена живых моделей на цифровых скорее вредит разнообразию, ведь настоящие люди разного этнического происхождения не получают работу.
И все же направление цифровых моделей продолжает развиваться. Моделей для Levi’s создала амстердамская студия Lalaland.ai, которая специализируется именно на этом. По мнению ее основателей, такой подход не только помогает репрезентации разных лиц, но и упрощает для брендов и магазинов процесс съемок и позволяет сэкономить и на моделях, и на стилистах и визажистах. Для бизнеса подписка на услуги студии обойдется минимум в €600 в месяц: за эти деньги можно получить неограниченный доступ к генерации самих лиц и до 50 рендеров — готовых картинок с разными вещами и позами (стати, сервис можно попробовать бесплатно — но создать только одну модель и получить пять рендеров). То есть ощутимо дешевле, чем работать с людьми. А еще цифровые персонажи порой выглядят так, как будто похожи сразу на нескольких ваших знакомых, но при этом ни на кого конкретного, и такое сходство-несходство помогает продажам.
Стартап Lalaland.ai работает с 2019 года, он самый известный (в портфолио, кроме Levi’s, есть Tommy Hilfiger, Puma, Adidas и не только), но не единственный. Есть еще студия Deep Agency, которая позиционирует себя как «виртуальное модельное агентство», и проект ZMO.ai, который занимается ИИ-визуализацией разных продуктов и моделей, — их подписки стоят еще дешевле.
Многие работники модельной индустрии — кастинг-директора, агенты и сами модели — опасаются, что развитие рынка ИИ-моделей действительно лишит работы живых людей в силу своей выгодности. Другие уверены, что цифровые аватары останутся в своей нише, но ведь работа не сводится только к съемкам и каталогам, так что и настоящие модели никуда не исчезнут. Третьи действуют по принципу «не можешь победить — присоединись». Например, модель Ева Герцигова создала свою цифровую копию при помощи технологии MetaHuman теперь ее аватара можно будет использовать в фото- и видеокампаниях. Так или иначе, раз технология существует и экономически выгодна, то она будет использоваться, это часть новой реальности.
В России бренды тоже начинают работать с ИИ в области модных кампаний. Так, универмаг «Цветной» для работы над сезонной съемкой пригласил диджитал-художницу Onastya и стилиста Леру Агузарову, которые создали изображения с привлечением искусственного интеллекта. Впрочем, они не стали маскировать результат под «обычную» съемку и сделали акцент на сюрреализме как главной изюминке, которую дает ИИ.
Вот что рассказала команда «Цветного» об этом опыте: «Хотелось порефлексировать на актуальную и обсуждаемую сейчас тему: может ли ИИ заменить креаторов? Для нас ответ очевиден: не сегодня. За всеми классными ИИ-кейсами стоит команда авторов. И благодаря тому, что ИИ используется лишь как инструмент в их руках, конечный результат не выглядит визуальным шумом. Так было и в нашем случае: благодаря ИИ мы создали дополненную рекламную реальность, сохранив документальную фактуру». По словам создателей, интегрировать в картинки реальные предметы одежды из новых коллекций «Цветного» оказалось непросто, а вот отказ от реальных моделей в пользу цифровых, наоборот, дал творческий толчок: нередко создание кампании отталкивалось именно от кастинга, теперь можно было пойти другим путем. Эксперимент точно не был разовым: «Думаем, что это новая норма, и гибридно мы будем использовать этот инструмент и в дальнейшем».
Дизайнер Collina Strada Хиллари Теймур считает, что искусственный интеллект «поменяет правила игры» в моде. Новая весенняя коллекция бренда, показанная на неделе моды в Нью-Йорке, создана в «соавторстве» с ИИ. Это один из первых примеров, когда дизайн нейросети переносится в физическое воплощение (если не считать принты и изображения, тут примеров уже хватает) — сгенерированные картинки стали эскизами, на основе которых Теймур создала вещи. В яркую деконструированную эстетику Collina Strada такой прием вписывается на ура, но станет ли он более массовым?
В Alena Akhmadullina запустили мужскую кутюрную линию Akhmadullina Atelier Man и в честь этого представили цифровой арт-проект — коллекцию мужской одежды, созданную с помощью искусственного интеллекта. При этом в женских коллекциях команда бренда уже давно использует нейросети как один из инструментов для помощи с эскизами: «ИИ дает в этом плане множество преимуществ: мы можем на этапе эскизирования быстро проработать все детали, объединяя возможности нейросети и аналогового творчества». Бренд Alena Akhmadullina применяет нейросети в том числе для генерации принтов и первым среди российских брендов выпустил лукбук, созданный с помощью искусственного интеллекта.
Есть и другие примеры необычного использования ИИ в модном творчестве. Например, дизайнер Коннер Айвс сделал видеопрезентацию коллекции Conner Ives весна-лето 2024, которую «озвучила» Кэрри Брэдшоу из «Секса в большом городе» — то есть ее голос сгенерировал искусственный интеллект. Существует даже «Неделя ИИ-моды» — пока что в виде экспериментальной платформы, на которой проходит конкурс для цифровых художников и дизайнеров, работающих с нейросетями. Весной уже прошел «первый сезон», сейчас собирают заявки на второй — любой может принять участие.
«Цифровая мода не заменит физическую, но в скором времени будет ее неотъемлемой частью — как только очки смешанной реальности станут таким же обыденным гаджетом, как сегодня смартфоны и ноутбуки», — говорит Татьяна Дьяконова, директор по продукту школы бизнес-образования в сфере моды Fashion Factory. В этом году школа отмечает свое десятилетие, а курс по созданию цифрового бренда запустила еще ее основательница Людмила Норсоян: сфера диджитал-моды в целом и внедрение в нее ИИ-технологий уверенно развиваются на протяжении последних нескольких лет. «Цифровые коллекции могут быть способом продвижения как реальных коллекций, так и полностью вымышленных, и позволяют брендам дополнительно зарабатывать, тестировать ассортимент или просто развлекать свою целевую аудиторию, — добавляет Татьяна. — Для молодой аудитории их цифровое самовыражение столь же значимо, как и присутствие в физическом мире. Использование таких технологий — это не только способ оставаться актуальным брендом, но и дополнительная возможность улучшить покупательский опыт».
Среди подобного рода приемов Татьяна отмечает геймификацию и применение визуальных эффектов в рекламных интеграциях: стоит вспомнить, например, разошедшиеся в соцсетях ролики Jacquemus с гигантскими сумками и похожие у российского бренда Arny Praht. Сюда же попадает и недавняя презентация коллаборации Ekonika и Juliawave, которая прошла в смешанном — цифровом и физическом — формате и также задействовала ИИ-технологии: для аудитории это выглядит эффектно и увеличивает медийные охваты.
Пока одни переживают, что искусственный интеллект отнимет их рабочие места, эксперты из McKinsey & Company напоминают, что технологические прорывы, пусть и заменяли местами человеческий труд, всегда приводили к экономическому росту и созданию новых профессий. Возможно, скоро в дополнение к модным дизайнерам появятся должности вроде «ИИ-модельер».
Основательница платформы для молодых дизайнеров Closr Дришти Гангвани считает, что владение инструментами искусственного интеллекта должно внедряться на уровне обучения: «В системе модного образования люди уже учатся дизайну с использованием цифровых платформ, и сейчас это становится нормой. Через пять–десять лет вне зависимости от того, хотите вы создать собственную коллекцию или работать в Ralph Lauren, вам необходимо будет уметь пользоваться этими технологиями». С ней согласен и Шон Бойл, основатель стартапа Unitmode, который занимается внедрением ИИ-инструментов в программы брендов по устойчивому развитию: «Я думаю, что ИИ станет таким же повсеместным, как компьютеры». Но то, что у нас есть компьютеры и смартфоны, не отменяет физической реальности: мы все равно носим одежду из ткани и восхищаемся ремеслами, уходящими корнями в прошлые века. Едва ли это изменится с распространением ИИ-технологий, и так же считает Татьяна Дьяконова: «С другой стороны, существует и обратная тенденция: все, что сделано ручным трудом, без применения технологий, будет цениться в разы дороже. Это новый люкс будущего».