История одной вещи: бюстгальтер, который освободил, а потом поработил женщин

109 лет назад, 3 ноября 1914 года, американке Мэри Фелпс Джейкоб был выдан патент №1115674 на так называемый бесспинный лифчик, так что именно от этой даты ведут историю современного бюстгальтера, хотя у него, безусловно, были и другие предки. Рассказываем, откуда взялся столь важный предмет женского гардероба и как отношение к нему менялось в ходе истории.
История одной вещи: бюстгальтер, который освободил, а потом поработил женщин
«Правила жизни»

История изделий, поддерживающих женскую грудь (ведь слово «бюстгальтер» как раз переводится с немецкого как «держатель груди»), уходит корнями в древность. Еще в Древнем Египте носили льняные повязки, затягивающие бюст, поскольку это считалось красивым. В папирусе VI века до нашей эры, содержащем любовное послание, было написано: «Я хотел бы стать лентой, которая стягивает твою грудь». Мода на маленькую грудь перекочевала и в античную Грецию, а затем в Рим. Древние римлянки носили на груди кожаные повязки — строфионы, их изображения сохранились на фресках и мозаиках. У них, кстати, было не только эстетическое назначение, их использовали и при занятиях гимнастикой.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Древнеримская мозаика
Древнеримская мозаика
wikipedia:de

А в Средневековье наступила долгая эпоха корсетов — конструкций с металлическими или другими жесткими пластинами, которые наглухо заковывали верхнюю часть женского торса. О том, как это было неудобно, а нередко и вовсе опасно для жизни, историками костюма написана не одна книга. Парадоксальным образом в 2008 году в австрийском замке Ленгберг обнаружили тканевую конструкцию середины XV века, очень похожую на современный мягкий лифчик: никаких пластин, косточек и прочего, только мягкие льняные «карманы».

Бюстгальтер из Ленгберга
Бюстгальтер из Ленгберга
imago/Legion Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

И все же тотальное доминирование корсетов завершилось только в конце XIX века. Благодаря суфражисткам, которые вполне справедливо считали корсет элементом угнетения женщин, начали появляться альтернативы. Француженка Эрмине Кадоль показала на Всемирной выставке в Париже в июне 1889 года первый прототип предмета белья, который поддерживал грудь с помощью лямок на плечах, а не за счет крепления на корпусе. Кадоль работала в корсетной мастерской, и, по одной из версий, клиентка пожаловалась на неудобства корсета при игре в теннис. Тогда мастерица убрала мешающую часть и добавила сатиновые ленты.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Изобретение Эрмине Кадоль
Изобретение Эрмине Кадоль
imago/Legion Media

В 1899 году дрезденская швея Кристина Хардт показала в местной палате ремесел «женскую фуфайку на лямках с укрепленными чашечками для груди». Сама она так описывала изобретение: «Это изделие поддерживает дамскую грудь, нисколько не стесняя ее природной формы». Пару десятилетий с тех пор Германия и Франция боролись за право первенства в изобретении бюстгальтера, но официально его родиной все равно стала Америка, притом только в 1914-м.

По легенде, эта часть истории началась осенью 1910 года, когда юная Мэри Фелпс Джейкоб готовилась к балу дебютанток. Она принадлежала к богатому семейству, за ней стояли те самые «старые деньги», так что бал был важным событием. Но корсет никак не сходился: при общей стройности девушка обладала пышным бюстом. Так что она попросила горничную принести пару платков, ленту и иголку с нитками и тут же «на коленке» смастерила выход из положения. На балу дебютантка произвела фурор, все ее подруги захотели такой же удобный и легкий предмет одежды. Несколькими годами позднее Мэри Фелпс вышла замуж, основала свой магазин белья, а 3 ноября 1914 года получила патент №1115674 на изделие под названием Backless Brassiere, «бесспинный лифчик».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Патент Мэри Фелпс Джейкоб
Патент Мэри Фелпс Джейкоб
imago/Legion Media

Несмотря на революционность изобретения, прибыльным ее дело так и не стало, и в 1922 году она продала патент компании братьев Уорнер за $1,5 тыс. (около $20 тыс. в пересчете на современные деньги). А вот братья смогли полностью развернуть коммерческий потенциал бюстгальтера и за первые 30 лет продаж заработали на производстве лифчиков $15 млн.

В течение XX века бюстгальтеры стали повсеместными и постоянно претерпевали изменения: совершенствовались формы, менялись структуры застежек и креплений лямок, появлялись новые синтетические материалы — все для того, чтобы лучше прилегать, поддерживать и визуально совершенствовать форму груди. Но если изначально бюстгальтер был символом освобождения от корсета и вообще женской эмансипации, то уже к семидесятым значение изменилось на полностью противоположное. Радикальные феминистки призывали выбрасывать и сжигать бюстгальтеры, поскольку они, как говорила литературовед Жермен Грир, были «отвратительным символом угнетения женщины».

Женщина на демонстрации в Нью-Йорке выбрасывает лифчик, 1969
Женщина на демонстрации в Нью-Йорке выбрасывает лифчик, 1969
Bettman/Getty Images
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кроме споров вокруг символического значения бюстгальтера, были дискуссии о его влиянии на организм. Британская ассоциация мануальных терапевтов считает, что неправильно подобранное по размеру и форме белье может привести к болям в спине и плечах и нарушению осанки. Существовали убеждения, что тесный лифчик способствует развитию рака груди, поскольку нарушает ток лимфы, но никаких доказательств этому нет. В целом споры вокруг этого предмета продолжаются до сих пор, равно как и работа над удобством конструкции и внешним видом. Ким Кардашьян для своего бельевого бренда Skims выпустила бра с плотными торчащими «сосками», и полыхающие в соцсетях и медиа дискуссии наглядно показывают, как общество далеко от консенсуса в вопросах бюстгальтера.

Ким Кардашьян на презентации Skims
Ким Кардашьян на презентации Skims
SKIMS