Кроссовки дня: перевыпущенные желтые Yeezy Boost 350 как иллюстрация к плану Канье Уэста завоевать мир

Продолжаем рассказывать про отдельные релизы, за которыми стоит более масштабная история, чем просто желание выпустить очередные новые кроссовки. В этом выпуске Екатерина Кулиничева, автор книги «Кроссовки: культурная биография спортивной обуви» и телеграм-канала «Чей туфля спортивная», рассказывает о перевыпуске кроссовок Yeezy Boost 350 в редком желтом цвете — и о новой стратегии Канье Уэста, которая направлена не на то, чтобы обесценить коллекционные «изи» из старых дропов, а на то, чтобы в его кроссовках ходил весь мир.

Кроссовки дня: Yeezy Boost 350 Semi Frozen Yellow

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Semi Frozen Yellow — одна из самых редких и котирующихся у перекупщиков и хайпбистов расцветок 350-х Yeezy. Сам дизайн модели 350 вызывает массу дискуссий: его и с бабушкиным носком сравнивали, и с подбородком Таноса из фильмов Marvel (или точнее, Таноса с ними, потому что кроссовки появились раньше кинематегорафической визуализации суперзлодея) — и это были одни из лучших мемов к фильму «Война бесконечности».

На самом деле, на месте этих кроссовок могли быть почти любые другие Yeezy. В случае с именной обувью Канье Уэста, которую он делает для adidas, всегда было интереснее говорить не о дизайне как таковом, а о вещах вокруг него. Новость о том, что кроссовки, выпущенные в 2017 году очень ограниченным тиражом, переиздадут в более масштабном количества, предсказуемо наделало очень много шума. Как и информация о скором рестоке других вариантов Yeezy, которые считались редкими. Хотя памятуя о прошлом ажиотаже, переизданные Semi Frozen Yellow по-прежнему будут продавать по паре в одни руки (что, естественно, никого не спасет от реселлеров, потому что такие меры никогда не работают). Каков новый тираж, точно не известно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кто-то в обсуждениях в соцсетях называет новую тактику adidas и Уэста просчетом: дескать, негоже разбазаривать ауру избранности, которой так дорожат сумевшие ухватить те первые Yeezy счастливчики. Но просчет ли это? Все зависит от того, каковы намерения Уэста и adidas, насколько мы их себе представляем.

Давно понятно, что в кроссовочном бизнесе Канье хочет замахнуться на достижения масштаба «джорданов», самых народных кроссовок мира. Еще в 2016 году на шоу Эллен ДиДженерс Уэст заявил, что вообще-то всегда мечтал выпускать кроссовки для масс, и его беспокоит, что детей из малоимущих семей в школах могут подвергать насмешкам за недостаточно крутые кроссовки. Подобные заявления он делал и в других обстоятельствах — например, на концерте в австралийском Перте в рамках тура Yeezus. Это вполне вписывалось в образ человека, который стремится сделать своей профессией не столько рэп, сколько роль «образца для подражания», всемирной знаменитости. И выбор большой компании-партнера очень логичен. Производственная и торговая инфраструктура — известный козырь гигантских спортивных брендов, именно его в качестве актива они обычно приносят в коллаборации, например, с представителями высокой моды. Уэст, который делал кроссовки не только с Nike, но и с Bape (модель 2007 года Dropout Bear Bapesta) и Louis Vuitton (модель Don 2009 года, где были, помимо прочего, люверсы с отделкой из 24-каратного золота), знал, как это работает.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тогда над высказываниями Канье по поводу доступных кроссовок его имени в основном иронизировали. И на то были причины. Те же Dropout Bear Bapesta на сайтах вроде Grailed идут с пометой «ультра редкость», а на ebay порядок цен на них — $3000-5000. Иными словами, Уэст-дизайнер обуви ассоциировался с чем угодно, кроме массовых доступных кроссовок. Проект «Yeezy для всех», в некотором смысле, все же состоялся — но в виде многочисленных подделок, наводнивших рынки во многих городах мира, в России в том числе.

Стать подлинно народным брендом без массовости нельзя. Джорданы стали джорданами, потому что в них выросла вся Америка. Ну или, по крайней мере, многие прославившиеся потом люди самых разных творческих профессий. Самые первые модели крали, на них копили, но за ними не нужно было стоять в очереди три дня и переплачивать дикие деньги. То же самое можно сказать о других кандидатах в народные кроссовки: adidas superstar и adidas stan smith.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вполне возможно, что теперь Канье приступил к реализации своего проекта мечты «настоящие Yeezy для всех». Аура лимитированности могла быть всего лишь средством создать своим кроссовкам репутацию. Это удалось: Yeezy все последние годы числились в списках самых дорогих кроссовок вторичного рынка. Их же смело можно назвать едва ли не самым знаменитыми кроссовками 2010-х.

Что до недовольства обладателей и опасений, что ресток новых Yeezy обрушит рынок, так эксперты не зря годами предупреждают: рынок коллекционных кроссовок — коварное штормовое море, и играть на нем наверняка очень сложно. Такие перевыпуски редкостей происходят не впервые, и коллекционеры каждый раз недовольны. Хотя на самом деле никакого обвала может и не быть. Культура коллекционирования давно выработала механизмы различения и иерархию для вроде бы одинаковых кроссовок, выпущенных в разное время и при разных обстоятельствах. Энтузиасты со стажем готовы часами обсуждать разницу между винтажем (настоящими старыми кроссовками) и ретро (новыми переизданиями старого дизайна), эти вещи оцениваются во всех смыслах по-разному. Соответственно, есть любители «огэшек»: кроссовок с маркировкой OG, оригинальных вариантов модели, впервые появившийся на рынке (маркировка используется, чтобы отличать их от переизданий — кроссовки старых моделей, повторно перевыпущенных под влиянием моды на ретро). А есть те, кому все равно. С новыми перевыпусками Yeezy на вторичном рынке тоже наверняка разберутся. И никто не мешает Уэсту время от времени продолжать выпускать какие-то модели или расцветки очень ограниченным тиражом.