Страсть японцев к собственным версиям культовых продуктов не секрет для интересующихся модой. В сфере обувного производства реконтекстуализацией уже существующих силуэтов занимались и занимаются A Bathing Ape, Hender Scheme, visvim, Reproduction of Found и множество других брендов. Основатель Bape и Human Made, ныне креативный директор Kenzo Томоаки Нагао (Nigo) так выражался об этом явлении в собственных брендах: «Японская уличная культура всегда строилась на интерпретировании — конвертации старого в новое без потери души».
Первый среди неравных: дизайнер Ясухиро Михара

Герой этого материала — Ясухиро Михара, основатель Maison Mihara Yasuhiro. Его линия кроссовок с трибьютами культовых Vans, Converse, adidas, New Balance начали появляться с 2019 года под названием OG Sole, и в последнее время они набирают популярность — на улицах эти пары с гипертрофированными подошвами появляются все чаще, особенно на самых молодых покупателях. Можно порадоваться, что «внутренний», а не коллаборационный продукт бренда достиг такой узнаваемости. Успех этот совсем не случаен, хотя удача и сыграла свою роль. Прототип самой первой модели линии был создан в программе 3D-моделирования (CAD) и вылеплен из глины. Работа руками, ремесленное мастерство, отношение к продукту как к произведению искусства — все это привело Ясухиро к мировой известности и, кажется, навсегда оставило в истории кроссовок, обуви и моды в целом.
Вот несколько опорных точек его биографии. Уроженец Нагасаки в 1992 году в 20-летнем возрасте поступил в токийский Университет искусств Тама (именно его окончил Иссэй Миякэ) на факультет искусства костюма и текстиля. Цели стать дизайнером у него еще не было: пойти на компромисс пришлось, потому что вступительные экзамены на желаемом для нашего героя факультете искусств были значительно сложнее. Одновременно с учебой Ясухиро подрабатывал на токийских обувных фабриках, где помогал чем мог. Сначала прилаживал бирки и занимался другими мелкими поручениями, потом некоторые сотрудники производства шаг за шагом раскрывали последовательность действий своей работы и тонкости конструирования. Юный энтузиаст даже побывал в Великобритании по обмену, где изучал изготовление колодок и особенности работы на кожевенных фабриках. Выразить накопленные знания в чем-то материальном Ясухиро смог через собственную марку обуви archi doom, созданную в 1996 году. Поначалу обувь шилась по принципу «я тебя слепила из того, что было», то есть из подручных материалов и обрезков кожи. Интерес к причудливым формам и замысловатым техникам проявился уже в дебютных работах.
В следующем, 1997 году наш герой получил университетский диплом и переименовал бренд в Mihara Yasuhiro. Вновь обратим внимание, что дизайнера зовут Ясухиро Михара, но в названии бренда места имени и фамилии изменены. Этот совет, как и сменить нейминг с archi doom на «паспортные» данные дизайнера, ему дал сооснователь и креативный директор United Arrows Хирофуми Курино. В 1998-м открывается компания Ясухиро Sosu и первый бутик Sosu Mihara Yasuhiro в столичном квартале Аояма. Sosu в японском языке имеет значение, близкое к русскому «неправильность», и это во многом характеризует дизайн японца. Еще годом позднее он участвует в Токийской неделе моды с полной коллекцией одежды. Новые ретейл-пространства продолжили открываться. Бодрый старт Ясухиро в индустрии привел его к главной теме этого рассказа — сотрудничеству с Puma, которое стартовало в 2000-м и продлилось целых 15 лет. Сотрудничество началось за два года до запуска линейки adidas Y-3, созданной в кооперации с Ёдзи Ямамото, — эта линия существует по сей день.
Пока еще Ясухиро был начинающим дизайнером (не забываем, что выпустился из университета он лишь в 1997-м). Начинающим, но не пассивным — инициативы ему было не занимать. Японцу удалось вывести Nike и adidas на деловые переговоры о сотрудничестве, но в обоих офисах ему отказали: тогда спортивные компании по большей части оставались сфокусированными исключительно на профильном инвентаре. Сложный дизайн, не обусловленный функцией, пока что не был востребован. Немцы вообще пережили серьезный кризис в начале 1990-х: adidas стоял на грани банкротства. Новое руководство решило не искать новых путей развития, а усилить продвижение старого — то есть спортивного — продукта. Это дало хорошие результаты — настолько, что в в 1998-м компания выкупила бывшую военную базу США и построила нынешнюю штаб-квартиру, городок в городке. Ясухиро оставалось обратиться к главным конкурентам adidas.
Дела Puma продолжительный период тоже шли весьма скверно: компания не получала прибыль с 1986 по 1993 год. В исследовании Барбары Смит «"Адидас" против "Пумы". Как ссора двух братьев положила начало культовым брендам» можно найти такие тезисы: «Бренд был практически предан забвению, и целые партии продукции Puma приходилось сбывать по дешевке. <...> Опрометчивое решение о продвижении Puma через дискаунтеры, казалось, нанесло непоправимый ущерб репутации бренда в Соединенных Штатах. В 1996 году товарооборот там достигал только $25 млн, марку держали на плаву лишь пара футбольных бутс и линейка дешевых сникеров. Доля рынка в США составляла убийственный 1%, и даже эта цифра была, вероятно, округлена». Руководство Puma, в отличие от «трех полосок», было заинтересовано в выходе за пределы спортивных площадок. В той же книге приводятся антикризисные шаги, которые принял Йохен Цайц, назначенный в 1993-м главой правления совета директоров. Он подписал контракт с начинающей теннисисткой-модницей Сереной Уильямс, нанял на работу разбирающихся в молодежной культуре менеджеров до 30 лет, повысил цены на продукцию — в общем, создал бизнес-модель, названную им Sport Lifestyle. «Лайфстайловый» эксперимент с Михарой не был первым: в 1998-м бренд организовал весьма успешное партнерство с Jil Sander. Очереди за кроссовками по $250 (и рост оборота с 410 млн до 590 млн немецких марок) стали сигналом, что компания идет в нужном направлении. Ясухиро, в отличие от Жиль, только предстояло заработать такую репутацию. В то время слово «коллаборация» еще не вошло в массовый обиход, и результат партнерства называли «кроссовками с двойным именем». «Меня даже не волновало, с каким брендом сотрудничать. Я просто хотел поработать с крупным спортивным брендом и вместе создать кроссовки. Я начал звонить всем, чей номер телефона смог найти. Puma была не первой, но, к счастью, японский офис Puma (в то время эксклюзивный агент на японском рынке) проявил интерес. Они решили запустить этот проект как специальный премиум-проект для Японии», — делился воспоминаниями дизайнер. Руководство бренда дало японцу полную творческую свободу — и не прогадало. Пробу пера в рамках премиум-линии Puma Black Label ограничили тиражом 2 тыс. пар («уважили» наступающий миллениум). Солд-аут случился не позднее чем через два дня после релиза. Энтузиасты завалили штаб-квартиру Puma просьбами допроизвести партию. Удивленные менеджеры бренда из Херцогенаураха даже прилетели повидаться с автором столь желанного продукта. Задуманная как эксклюзив для японского рынка линия Puma by MIHARAYASUHIRO уже в 2001-м приехала в главные магазины спортивного гиганта по всему миру. Практически любой западный дизайнер прыгал бы от счастья из-за молниеносной и убедительной победы, но японская культура и образ мысли располагают к куда большей саморефлексии. Дизайнер признавался, что первенство успеха «кроссовок с двойным названием» относительно его собственной марки привело его пусть и к небольшому, но все же личностному кризису.
Однако не позволим затеряться на фоне контекста главному, то есть продукту. Все 15 лет сотрудничества японец удивлял своими подходом и итоговым результатом. «У меня была идея создавать кроссовки, используя методы и процессы изготовления кожаной (классической. — Прим. ред.) обуви», — формулировал свои намерения Ясухиро. В первые годы совместной работы дизайнер, кажется, несколько чаще делал отсылки к конкретно спортивным моделям — например, «беговым шиповкам» MY-8, блок с шипами у которых как бы пришивался сверху. MY-1, MY-6 (о них чуть позже) и MY-9 напоминали кроссовки для непрофессиональных бегунов. У других пар (MY-50) пятка похожа на аналогичный элемент скальных туфель (специализированные пары для альпинистов). Силуэт MY-29 обошелся без радикальных атрибутов — это были просто кроссовки, похожие на популярные ныне Speedcat, только более винтажного облика, словно из 1960-х. Были и варианты, полностью покрытые золотой краской.
Самые известные и хорошо задокументированные модели относятся уже к 2010-м. В них принцип деконструкции и эклектики воплощен предельно наглядно. Ясухиро установил на броги (MY-72) фирменную систему фиксации обуви без шнурков Puma Disc. Эта же система его усилиями оказалась на корпусе от классических дезертов (MY-83). Он же совместил легендарные Suede с меховыми... скажем, унтами и с хромированными ретро-кроссовками, напоминающими баскетбольные и гандбольные модели 1950–1960-х, словно сшив разрезанные поперек половины (MY-57 и MY-57 Mid). Еще одна группа — совершенно нетипичные для спортивного бренда модели. В линейке очутились... лоферы с индексом MY-65. Более того, и в создании своей версии ненавистных кроссовок на танкетке наш дизайнер «повинен».
Как вы поняли, перечислять дизайнерские ходы хочется долго — все же японец создал около 30 коллекций для немцев, в которых наберется под 100 моделей обуви. Но список оборвется на третьей или пятой странице eBay или Grailed. К сожалению, свидетельств ранних работ Ясухиро осталось не слишком много: бум интернета в те годы еще не наступил. Однако посмотреть на любимое творение дизайнера вполне возможно: это модель MY-6, которую он поэтично описывает как «яйцо в миске». Сторонний наблюдатель желает сказать, что линия обуви Ясухиро — дизайн без границ, но сам японец так не считает. В творческом пространстве, с его слов, «в некотором смысле простом или узком», ему удалось выразить концепцию кроссовок, не предназначенных для спорта. Такая результативность (а значит, и многократное продление контрактов) стала возможной благодаря подходу японца. В ходе изучения искусства его одолевала мысль о необходимости привести людей и искусство в равновесие. Сделать это должен именно он. Как? Через кроссовки — экспериментируя и раздвигая границы привычного через утилитарный предмет. «Я хотел создать нечто большее, чем искусство, предназначенное для выставок в музеях или галереях, — я хотел создать что-то, чем человечество/люди пользуются ежедневно, и я думал, что ГАРМОНИЯ может родиться и выразиться. Концепция обуви (как предмета) была очень привлекательной для меня. Это выглядело как символ потребления/использования. Люди носят обувь, передвигаются в ней, наступают на нее и ходят в ней. Типы износа подошвы различаются в зависимости от [походки] человека», — поясняет дизайнер.
Впрочем, не кроссовками едиными славен Ясухиро: в рамках того же сотрудничества он, например, создал рюкзак, который одновременно исполнял обязанности походного складного стульчика, как у рыбаков. Интерпретации американской классики вроде бомберов тоже были. Понемногу одежда появлялась и в его именном бренде. Во-первых, дизайнер сначала размышлял, какие брюки подойдут к спроектированной им обуви, а затем осознавал и необходимость сочетаемого «верха», что «потянуло» за собой верхнюю одежду, — принцип вы поняли. Во-вторых, необходимость заполнять магазины Sosu Mihara Yasuhiro никуда не исчезла. Сегодня оригинальные коллекции одежды вызывают у меня существенно больше симпатии (они правда классные), чем нынешняя обувь MMY, которая, что ни говорите, основана на популярности моделей, разработанных не им лично.
Но финансирование расширения ассортимента Mihara Yasuhiro и трансформации бренда в Maison Mihara Yasuhiro появилось именно благодаря союзу с Puma. В 2004-м Ясухиро устроил показ в рамках Миланской недели моды, а в 2006-м переехал в парижское расписание и закрепился в нем. Интересные пары и аксессуары Puma by MIHARAYASUHIRO выходили по 2015-й, после чего линия перешла в разряд «спящих». Далее в карьере Михары были совместные пары с DC и Fila, но это совсем другая история и, будем честны, далеко не самая захватывающая.