Пять автомобильных брендов на грани исчезновения: неожиданное объединение или банкротство

История автомобилестроения полна несправедливых и неожиданных поворотов. Еще недавно востребованные и успешные марки, машины которых выигрывали соревнования и били рекорды продаж, могли вмиг оказаться на грани исчезновения с багажом долгов и без надежды на возрождение. Это подборка автомобилей, которые остались на дорогах почти чудом, и тех, которые менеджменту спасти так и не удалось.
Редакция «Правил жизни»
Редакция «Правил жизни»
Пять автомобильных брендов на грани исчезновения: неожиданное объединение или банкротство
«Правила жизни»

Saab

Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Пожалуй, самый очевидный в этом списке — шведский Saab. Созданный еще в 1949 году на базе оборонной авиационной компании автомобиль имел все шансы на долгую историю открытий и рекордов. Аэродинамичное строение, дизайн, множество уникальных технических решений и спортивные победы. Главной и самой успешной стала модель с индексом 900. Этот Saab был выпущен в нескольких поколениях и собрал немало наград. В 1990-м 50% акций шведской компании перешли американскому General Motors, еще через десять лет концерн полностью выкупил бренд. Несмотря на скепсис поклонников, эта история могла продолжиться, но свои изменения внес мировой кризис 2008-2009 годов. Американский производитель заговорил о желании продать марку. В числе потенциальных покупателей Saab была и шведская Koenigsegg, производящая суперкары, и нидерландская компания Spyker, но сделки так и не заключили. Претендовали на шведский бренд и китайские производители — против их участия выступал сам General Motors: концерн опасался передачи технологий. В итоге в 2011-м из-за долгов перед поставщиками Saab признали банкротом. Позже еще были попытки возродить компанию с участием нескольких стран и под другим названием, но легендарный Saab больше так и не вышел с конвейера.

Mini

Tiger Aspect Productions
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Mini — это во многом история «вопреки» и наоборот. Созданный в 1959 году в эпоху топливного кризиса малолитражный автомобиль должен был стать недорогим, практичным и по-настоящему «народным» на дорогах Великобритании. Впрочем, популярность он получил совсем не за это: качество наспех спроектированного Mini вызывало вопросы у потребителей, а вот его вес, размер и управляемость стали буквально билетом на гоночные трассы. Эти преимущества не были задумкой British Motor Corporation и Алека Иссигониса, но именно они, а также участие конструктора Джона Купера обеспечили Mini узнаваемость и интерес — правда, не гонщиков или стремящихся сэкономить британцев, а актеров, селебрити и всех, кто оценил дизайн автомобиля. Он засветился в фильмах и со временем стал символом Великобритании 1960–1980-х. Да, значительно обновлять кузов и оснащать машину современными опциями никто не спешил. Mini стал просто игрушкой: лимитированные версии, модификации, цвета, но кузов и большинство опций не менялись уже несколько десятилетий. Все это могло закончиться довольно быстро, но в 1994 году Rover Group со всеми правами купил концерн BMW. А спустя семь лет работы на дорогах появился обновленный MINI, история которого продолжается и сейчас. В прошлом году немецкий концерн представил новое поколение автомобиля f65.

Alpine

National Motor Museum/Heritage Images/Getty Images
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Легенда французского автоспорта. Молодой автогонщик Жан Ределе в 1955 году создает собственный бренд. С самого начала Alpine тесно сотрудничает с Renault. Крупный концерн поставляет молодому производителю шасси, двигатели и другие запчасти, а инженеры Alpine уверенно работают с управляемостью и динамическими характеристиками автомобиля. Культовой стала серия А110. Машина собрала многочисленные награды на ралли и принесла создателям колоссальный успех. Гоночные победы, крупные контракты, модификации и множество вариантов комплектаций для города. Спустя 15 лет после запуска модель начинает терять продажи. Доходы Alpine падают вдвое, разговоры о банкротстве звучат все чаще. Тогда на помощь бренду приходит все тот же Renault. Концерн покупает права, закрывает все долги и вкладывается в создание новых моделей. Но к 1990-м Alpine вновь сдает позиции. Бренд упраздняют, а на заводе в Нормандии начинают выпуск Renault. Возродят заднемоторное купе французской компании только в 2016-м. Это вновь сделает Renault.

Rover

GettyImages
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

История этой марки началась еще в 1887 году. До войны британский автомобиль обеспечивал себе спрос за счет качества и практичности. Правда, Rover ругали за «неинтересные» дизайны. В 1950-е концерн представил модель Land Rover — ее полюбили за прочность и универсальность. Марка пополняет ряд хетчбэками и седанами, параллельно выигрывает награды, но в 1994 году вместе со всем концерном отходит BMW. Немецкий производитель полностью обновляет модельный ряд бренда, а в 2000-м решает продать компанию топ-менеджменту. Еще пять лет бренд развивался без участия крупных производителей, а в 2005-м торговая марка Rover перешла корпорации Ford. Сейчас права на бренд принадлежат индийской Tata Motors, но новых «роверов» не выпускают уже два десятилетия.

Alfa Romeo

GettyImages

Созданный в Милане еще в начале прошлого века Alfa Romeo пережил много перестановок и изменений. С самого начала машины бренда проектировались в том числе как гоночные. Уже спустя год после запуска итальянский автомобиль участвовал в турнирах, а за свою историю успел победить в десятках чемпионатов. В планы довольно перспективного бренда вмешалась Первая мировая война. Концерн был вынужден остановить выпуск, затем частично восстановился и в итоге перешел государственной компании. Под этим руководством бренд Alfa Romeo пережил Вторую мировую войну и даже продолжил развиваться вплоть до 1986 года. В середине 1980-х новые модели и разработка двигателей резко встретились с очередным кризисом. Тогда руководство компании задумалось об объединении с одним из крупных концернов. Переговоры шли с Ford и BMW, но менять страну Alfa Romeo не пришлось: бренд вошел в состав итальянского FIAT. И, несмотря на все сложности, продолжает обновлять линейку и поддерживать уровень продаж сегодня.