Кризис, гонки и The Beatles: история Mini Cooper

Если есть в автомобильном мире история, где все наоборот, то это точно Mini. Он появился как экономичный ответ топливному кризису, прославился в гонках, а полюбился за дизайн. Стал азбукой создания хетчбэков и выиграл там, где, казалось, нет шансов. Был иконой британского стиля, не обновлялся без малого 30 лет и почти пропал на страницах истории. Рассказываем удивительную судьбу главного британского автомобиля, который в итоге стал немецким.
Дарья Фоменко
Дарья Фоменко
Кризис, гонки и The Beatles: история Mini Cooper
«Правила жизни»

50-е годы прошлого века, Великобритания. Страну накрыл топливный кризис, рядовым жителям по талонам положено проехать не более 200 километров в месяц. На дорогах набирают популярность bubble-кары (сверхмаленькие автомобили с минимальной мощностью и расходом топлива) и малолитражные немецкие машины вроде Volkswagen Beetle. Местные чиновники все больше начинают осознавать, что упустили момент создания народного автомобиля. Массовая и экономичная машина с британского конвейера тогда так и не сошла, а рынок продолжали завоевывать представители Германии.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вызов принимает молодой инженер Алек Иссигонис. В короткий срок ему предстоит собрать автомобиль, который, во-первых, станет компактным и экономичным, во-вторых, вместит всю семью, ну и, в-третьих, вытеснит с дорог немецкий автопром. Так, в 1957 году Иссигонис начал работу над первым Mini. На создание ему отвели два с половиной года.

Mini

Есть легенда, что первый чертеж будущего британского классика инженер нарисовал на салфетке в ресторане. Mini стал настоящим изобретением сжатых дедлайнов. Два с половиной года — срок небольшой даже по сегодняшним меркам. Тогда это звучало еще более экстремально. За это время Иссигонису предстояло не просто спроектировать небольшой автомобиль, но и заложить (как выяснилось позже) азбуку создания хетчбэков. Двигатель в том Mini в целях экономии пространства расположили поперечно, трансмиссию — сразу под ним. Машину оснастили передним приводом, резиновой подвеской и широкой постановкой колес. Технически автомобиль был не похож ни на что. Он совместил все передовые на тот момент задумки в три метра длины кузова и уже за это был интересен.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
GettyImages

И вот в 1959 году на дорогах появился первый Austin Mini. Правда, к эпохе топливного кризиса он опоздал. К тому моменту цены на бензин в Великобритании почти восстановились, а потребители не спешили покупать нарочито дешевый автомобиль. К тому же возникали вопросы к его качеству, а еще к оснащению, ведь первые машины не имели ни радиоприемника, ни стеклоподъемников, ни даже регулировки спинки кресла. Все это Алек Иссигонис считал излишним. Но Mini неожиданно преуспел в другом: еще на тестах он разгонялся до 93 миль в час. Скорость, как говорил Иссигонис, не была задумкой, но именно она подарила проекту будущее.

Через год после запуска с идеей доработать Mini пришел конструктор «Формулы-1» Джон Купер. Его впечатлила не только скорость, но и развесовка, габариты и управляемость британской новинки. Тогда на дорогах появится еще одна версия Mini, более мощная. Автомобиль начинает свою гоночную карьеру, но главный прорыв еще впереди. Джон Купер упорно готовит машину к ралли.

Смотреть
Смотреть

1964 год, Монте-Карло, молодой гонщик Пэдди Хопкирк и Mini со стартовым номером 37. Автомобиль отставал от конкурентов по прямой, но превосходил всех на поворотах. Маневренность и компактность позволяли ему проходить виражи ралли без потери скорости. В победу небольшого и даже немного забавного британца, созданного, вообще-то, совсем не для гонок, едва ли кто-то верил. Более 300 километров, значительно превосходящие по мощности конкуренты, снегопад и множество поворотов. Именно здесь началась история признания и славы малолитражного гонщика. Пэдди Хопкирк за рулем 37 Mini пришел к финишу первым. И этот день изменил всю историю автомобиля.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В Великобритании победа отмечалась как национальный праздник. Mini тут же получил статус легенды автоспорта. Его и Хопкирка встречали официальные лица, их приглашали в телевизионные шоу, а поздравительную телеграмму гонщику отправили даже The Beatles. В ней участники группы написали: «Пэдди, ты теперь один из нас!» Mini выиграл в ралли Монте-Карло еще дважды, но будущее ему подарила та самая победа в 1964-м.

GettyImages

С тех пор автомобиль (напомним, все еще созданный в кризис для экономии) стал главным для креативного класса Великобритании. Его любили за маневренность, подходящую для городской езды, дизайн и историю. Среди самых известных водителей Mini — Джон Леннон, Пол Маккартни, Стив Маккуин, Твигги и Питер Селлерс. Это был самый модный и популярный автомобиль того времени. Он засветился в нескольких фильмах и даже на свадьбе принцессы. Mini, кстати, стал еще и символом сексуальной революции. И дал наименование той самой длине юбки.

Так британский автомобиль прожил до начала 1990-х. Лимитированные серии, специальные запуски и уникальные цвета — Mini стал игрушкой маркетинга, и обновлять к тому моменту 30-летний кузов никто не спешил. Машина все еще не приносила доход BMC, поэтому план создателей был простой: продавать его таким, пока это еще возможно. Автомобиль с гоночным прошлым стал просто сувениром.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

К тому времени стало ясно, что Mini нужно спасать. И по иронии сделать это смогли те, кого автомобиль должен был прогнать с британских дорог. В 1994 году BMW покупает бренд и начинает долгую и сложную работу по его обновлению. Для баварцев этот проект стал самым дорогим в истории на тот момент. К 1995-му готов дизайн нового MINI. Его представил Фрэнк Стефенсон. Американский дизайнер позже расскажет, что прототипом для создания чертежа стал английский бульдог. Обновленный MINI повторяет его массивную челюсть, а еще сохраняет историю своего британского прошлого. Кузов R53 становится не переосмыслением, а естественным продолжением. Для этого Стефенсон нарисовал три пропущенных британцами поколения. И показал миру не просто другой, а гармонично вытекающий из прошлого автомобиль. Вместе с тем немецкий концерн еще и значительно обновил технические данные. Машина наконец получила подушки безопасности, обновленную подвеску, которая в то же время сохранила присущую Mini манеру «картинга». Ему добавили электроусилитель руля и даже построили новый небольшой двигатель.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
GettyImages

В 2001 году стартовали продажи первого MINI, выпущенного концерном BMW. А совсем недавно британский классик отметил 66 лет с момента основания. Он появился как экономичный и массовый, прославился в гонках и полюбился за дизайн. MINI — это история наоборот, которая, хочется верить, только начинается.