Убийца, машина-времени и символ эпохи: автомобили, ставшие культовыми благодаря кино

Появление на большом экране всегда было для автопроизводителей одним из самых эффективных инструментов маркетинга. Но зачастую, заплатив миллионы, бренды не получали желаемой популярности. Напротив, порой случайный выбор автомобильного героя легко мог его обессмертить. Мы вспомнили самые яркие примеры четырехколесных звезд экрана, которые обрели культовый статус благодаря появлению в кинофильмах.
Антон Ширяев
Антон Ширяев
Убийца, машина-времени и символ эпохи: автомобили, ставшие культовыми благодаря кино
«Правила жизни»

DeLorean DMC-12 — «Назад в будущее»

В начале 1970-х годов Джон Захария Делореан был настоящей звездой корпоративной Америки. Вице-президент General Motors, крупнейшего автопроизводителя мира, с зарплатой $650 тыс. ($4,7 млн с учетом инфляции), герой светской хроники и живое воплощение американской мечты. Становление президентом GM было лишь вопросом времени. Но вместо этого Делореан увольняется ради создания собственного бренда DMC — DeLorean Motor Company. Он мечтал создать автомобиль будущего, совсем как Илон Маск с его Tesla, — надежный, безопасный, полный современных технологий и футуристически выглядящий.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Legion-Media

За семь лет своей истории компания уничтожит репутацию основателя, впутает его в дело о наркотрафике и уничтожит большую часть его сбережений. DMC-12, или просто DeLorean, станет памятником раздутому эго, излишним амбициям и безумному полету фантазии. Не правда ли, звучит как описание Эмметта Л. Брауна — создателя машины времени в трилогии «Назад в будущее»? Роберт Земекис и Боб Гейл утверждали, впрочем, что их привлекла футуристичная форма DeLorean с подъемными дверьми типа «крыло чайки» и кузовными панелями из нержавеющей стали.

Так или иначе, но к моменту начала съемок первой части, DMC уже обанкротилась, Делореан был под следствием, а про его провал говорила вся Америка. Возможно, DMC-12 так и осталась бы примером великой неудачи, но успех фильма сделал машину одной из самых узнаваемых в мире. Трилогия «Назад в будущее» в сумме собрала $750 млн (почти $2 млрд с учетом инфляции), DeLorean обрела культовый статус, в Техасе началось производство реплик, а многие владельцы начали дооснащать свои машины бутафорскими атрибутами авто дока Брауна.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Pontiac Firebird Trans Am — «Полицейский и бандит»

«Огненная птица» всегда оставалась в тени своей куда более успешной сестры — Chevrolet Camaro, на платформе которой был построен Pontiac. «Шевроле» продавался большими тиражами, добивался более заметных успехов в спорте и в целом стал одним из автомобильных символов Америки. И все же Firebird получил свою минуты славы, благодаря кино. Фильм «Полицейский и бандит» (в оригинале Smokey and the Bandit) Хэла Нидэма вышел в 1977 году. Сюжет — адская смесь простоты, наивности, безумия и экшена в стиле Юга США.

Legion-Media

Богатая техасская семья Энос хочет перевезти 400 ящиков пива в Джорджию для большого пикника на гонках NASCAR (один из любимых видов спорта среди консерваторов Юга США). По закону перевозка алкоголя к востоку от Миссисипи — это бутлегерство. Чтобы осуществить план, богатеи нанимают широко известного в узких кругах лихача Бо Дарвилла по прозвищу Бандит. Он зовет с собой друга Кледуса Сноу, известного как Снеговик, которому поручает вести грузовик. Сам же Бандит садится за руль черно-золотого Pontiac Firebird Trans Am с огромной кричащей птицей во весь капот (заводская комплектация!) и начинает отвлекать внимание копов от грузовика с запрещенным грузом. По пути к Бо присоединяется случайная попутчица — сбежавшая невеста, Карри по прозвищу Лягушка. И сбежала она от сына шерифа.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В дальнейшем весь фильм превращается в одну большую погоню в центре которой яркий, громкий и очень американский Pontiac. Фильм сделал второе поколение Firebird, которое снималось в нем, по-настоящему культовым. Менеджеры Pontiac впоследствии попробовали повторить тот же трюк с сериалом «Рыцарь дорог», в котором снялось третье поколение модели. Отчасти план сработал, но успеха «Полицейского и бандита» повторить не удалось. При бюджете $4,5 млн бокс-офис составил... $126,7 млн, а Firebird стал символом мачизма и крутости.

Ford Mustang Fastback — «Буллит»

Первое поколение легендарного американского автомобиля — один из величайших маркетинговых успехов в истории. Шасси семейного седана Ford Falcon, стильный кузов, громкое имя, хорошая реклама и регулярное появление в кино сделали машину невероятно популярной: за девять лет было продано 3 млн экземпляров, а сам класс подобных позерских машин стали называть пони-карами. Mustang обрел культовый статус и без кино, хотя появлялся в множестве лент, включая культовый фильм «Мужчина и женщина» Клода Лелюша, который был снят на деньги Ford как реклама «Мустанга» в Европе. И все же полицейский триллер «Буллит» со Стивом Маккуином в главной роли сыграл в истории модели особую роль.

Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

С точки зрения искусства вышедший в 1966 году «Буллит» — довольно унылое зрелище. Фрэнк Буллит должен охранять Джонни Росса, свидетеля, готового дать показания против боссов мафии. К тому подсылают наемных убийц. Кульминацией фильма становится десятиминутная погоня Буллита на темно-зеленом Ford Mustang Fastback за киллерами на Dodge Charger R/T по улицам Сан-Франциско. Зрители впервые увидели эффектные прыжки с холмов, заносы, аварии, разгоны с дымом из-под колес и прочими атрибутами таких сцен. «Буллит» задал стандарт автомобильной погони в кино, которому следуют до сих пор.

Культовая сцена сделала Mustang из фильма настолько важным для ДНК модели, что Ford трижды выпускал трибьюты в честь фильма: версии Bullit были у четвертого, пятого и шестого поколений модели. Лелуш снял шедевр, но культовый статус обрел Mustang из проходного боевика. Вот она — магия Маккуина, которого не просто так называли «король крутости».

Plymouth Fury — «Кристина»

Фильм Джона Карпентера по роману Стивена Кинга вышел в 1983 году. По сюжету, ученик старшей школы Арни Каннингем покупает старое и побитое жизнью купе Plymouth Fury 1958 года и любовно восстанавливает. Одна беда: в машине, которая получает имя Кристина, живет злой дух, который начинает убивать всех, кто доставит ему неприятности, а потом и всех, к кому Fury начинает ревновать.

Кинг никогда не был автоэкспертом. Он искал яркую забытую модель, а в модели скромной марки Plymouth его привлекло имя — «Ярость». При написании книги допустил ошибку: его «Кристина» — это ярко-красный седан, хотя в 1958-м модельном году Fury могла быть только купе бежевого цвета и вообще, строго говоря, была лишь пакетом опций для модели Belvedere. Карпентер решил проблему по-своему: он взял модель 1958 года, у которой, соответственно, было две двери, но покрасил ее в красный, как в книге.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Legion-Media

Модификация Fury в 1958 году была самой энерговооруженной в линейке Plymouth и оснащалась V8 объемом от 5,2 до 5,7 литра (мощность до 315 л. с.). Таких машин было мало, поэтому для съемок искали Plymouth всех моделей, чтобы стилизовать их под Fury. Надо ли говорить, что теперь сотни владельцев аутентичных Plymouth перекрашивают их в красный и стилизуют под «Ярость» вслед за режиссером. Ну а модель стала одной из самых известных в истории марки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Aston Martin DB5 — бондиана

Ян Флемминг в своих романах изображал Джеймса Бонда как человека-функцию — холодного и беспринципного английского сноба, готового ради Британии на что угодно. Когда он узнал, что в экранизации его книг агента 007 сыграет слащавый шотландец Шон Коннери, то пришел в ярость. Однако со временем, посмотрев на игру Коннери, он признал свою ошибку.

Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Примерно такой же была ситуация с автомобильным героем фильмов. В романах Бонд водит стародавние Bentley Blower 1930-х годов, чопорные, тяжеловесные и консервативные. В фильме «Голдфингер», третьей серии бондианы, агент 007 садится за руль новейшего Aston Martin DB5 — яркого и технологичного спорткара, стоявшего в середине 1960-х на острие прогресса. В 1964 году специалист по спецэффектам Джон Стирс дополнил спорткар массой шпионских фишек — от барабана со сменными номерами до ракет и катапульты. Aston Martin DB5 появился в следующей серии, «Операция "Шаровая молния"», и мгновенно стал одним из символов киноэпопеи.

В Aston Martin быстро оценили важность кинематографа для маркетинга и интегрировали свои модели еще во множество фильмов: DBS — в «На секретной службе Ее Величества»; V8 Vantage — в «Искры из глаз»; V12 Vanquish — в «Умри, но не сейчас»; DBS V12 — в «Казино "Рояль"»; DBS Superleggera — в «Не время умирать», а Aston Martin DB10 и вовсе был разработан специально для ленты «Спектр» и никогда не поступал в свободную продажу. Aston Martin сделал спецагента центром всего своего маркетинга и даже выступает в гонках под номерами 007, 008 и 009!

Но основой всей этой легенды, конечно, является DB5, который, помимо первых двух фильмов, появлялся в лентах «Золотой глаз», «Казино "Рояль"» и «Не время умирать». И наверняка появится еще не раз.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ferrari Testarossa — «Полиция Майами: Отдел нравов»

Сериал Miami Vice о приключениях детективов Джеймса (Санни) Крокетта и Рикардо (Рико) Таббса стал трендсеттером и одновременно энциклопедией 1980-х. Все, что появлялось в сериале, становилось популярным: спортивные катера Wellcraft 38 Scarab KV, парусная яхта Endeavour 42, очки Ray-Ban и пиджаки Armani поверх футболки, пистолеты Beretta и кобура под них, бары и рестораны в городе. А еще — реплики Ferrari 356 GTS/4 Daytona 1972 года на базе Chevrolet Corvette C3 1980 года от ателье McBurnie. У съемочной группы не было денег даже на аренду настоящего итальянского спорткара.

Legion-Media

В Ferrari, понимая риск для своего бизнеса, попросили шоу-раннеров взорвать лжеитальянку в одной из серий, а взамен предоставили несколько экземпляров культового суперкара Ferrari Testarossa белого цвета. Острые грани, подъемные фары, «терка» радиаторов по бокам... Постеры с Testarossa и без того висели у половины подростков на стенах, а после появления модели в сериале они появились и у второй половины. Как и Mustang, эта модель Ferrari была бы культовой и без фильма, но Miami Vice сделал ее настоящим символом эпохи диско и неонового света.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Shelby GT500 Eleanor — «Угнать за 60 секунд»

Оригинальный фильм 1974 года Генри Блайта Галицки почти полностью состоит из грандиозной погони. Генри был и сценаристом, и режиссером, и продюсером, и исполнителем главной роли, и каскадером. Однако зрители прохладно приняли фильм, а для увековечивания в истории кино Ford Mustang Mach 1, на котором герой уходил от копов, гораздо больше сделала лента «Бриллианты навсегда» о приключениях Джеймса Бонда.

Оригинальный фильм 1974 года был Генри Блайта Халицки почти полностью состоит из грандиозной погони. Генри был и сценаристом, и режиссером, и продюсером, и исполнителемглавной роли и каскадером. Фильм был прохладно принят зрителем, а для увековечивания в истории кино Ford Mustang Mach 1, на котором он уходил от копов, гораздо больше сделала лента «Бриллианты навсегда» о приключениях Джеймса Бонда.

Legion-Media

В 2000 году на экраны вышло куда более успешное продолжение режиссера Джерри Брукхаймера с Николасом Кейджем и Анджелиной Джоли в главных ролях. Опытный угонщик Рэндалл (Мемфис) Рейнс возвращается в город, чтобы подчистить дела своего брата Кипа: тот взял заказ на угон 50 машин и попал впросак. Мемфис собирает команду из старых подельников и решает сделать дело за одну ночь. Команде удается угнать 49 машин без проблем, но последняя в списке — «Элеанор», как Рейнс-старший называет Shelby GT500. Эта машина — его единорог, не поддающийся угону.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На главную автомобильную роль выбрали не Mustang Mach 1, как в оригинальном фильме, и не стандартную Shelby GT500 1967 года (Mustang Fastback с доработками от Кэрола Шелби), а купе цвета Pepper Gray, тюнингованное в стиле Pro-Touring: заниженная подвязка, агрессивный обвес, выхлоп вбок и современные колесные диски. Машину для фильма построил тюнер Чип Фуз. Ее образ после выхода ленты стал культовым, что сподвигло Чипа на создание официальных реплик. За права на их создание развернулись юридические баталии, различные ателье по всему миру делали нелегальные реплики, которые даже попали в Россию, а сама машина из фильма стала одной из самых желанных для любого коллекционера. «Угнать за 60 секунд» — история о том, что можно создать автомобильного кумира самостоятельно. Главное, чтобы фильм был хороший и основа достойная.