Кроссовки дня: Puma Thunder, которые раскрасил нью-йоркский художник, как способ познакомиться с современным искусством

В этом выпуске рубрики Кроссовки дня — новый релиз Puma и нью-йоркского художника Брэдли Теодора. Екатерина Кулиничева, автор книги «Кроссовки: культурная биография спортивной обуви» и телеграм-канала «Чей туфля спортивная», рассказывает про противоречивый феномен коллабораций между искусством и коммерцией и объясняет, почему подобные вещи — лишний повод в этом самом искусстве начать, наконец, разбираться.

Кроссовки дня: Puma x Bradley Theodore Thunder Sneakers

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Соавтор этой коллаборации Брэдли Теодор, художник из Нью-Йорка, работающий в жанре visual art, — личность весьма примечательная. Он родился на карибских островах Теркс и Кайкос, рос в Майами, жил в Париже, знает японский, дружил с дизайнерами японского же бренда Bathing Ape. А выглядит Брэдли как современный Жан-Мишель Баскиа (и даже носит такую же прическу). Вообще, если бы кто-то составлял идеальный собирательный портрет современного модного художника, как-то так он наверняка бы и выглядел.

Брэдли Теодор
Брэдли Теодор
Jason Carter Rinaldi / Getty Images for Intel

Теодор прославился в 2013 году, когда написал в Нью-Йорке мурал [масштабное изображение на стене дома. — Правила жизни] с Анной Винтур и Карлом Лагерфельдом, но вместо лиц у них были яркие цветные черепа. Эти образы он потом многократно повторял. За ними последовали портреты Кейт Мосс в леопардовом пальто, королевы Елизаветы II и других знаковых личностей, современных и исторических, вроде Марии Антуанетты, а также крупномасштабные работы в Гонконге, Лондоне, Лос-Анжелесе, Осло и Париже. Теодор довольно быстро пришел к коммерческому успеху: еще в 2017 году цены на его работы начинались от 6000 и доходили до 100 000 фунтов стерлингов. Среди коллекционеров его произведений пресса называет актеров Эдриана Броуди и Вупи Голдберг, футболиста Тьери Анри, икону стиля Айрис Апфель, модного гуру Андре Леона Телли и других знаменитостей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Королева Елизавета II
Кейт Мосс

А еще Брэдли Теодор — знатный коллаборатор (не хуже Вирджила Абло). Помимо кроссовок и одежды на его счету — оформленная в его стиле игра «Монополия», горные лыжи Foil skis, логотипы Leica, проекты для Moleskine, фестиваля Coachella и теннисного турнира US Open и много чего еще. Мода Теодора интересует особенно — как документирование изменений, происходящих с миром. Неудивительно, что он решил работать с кроссовками. Сегодня трудно выбрать другой более удачный предмет гардероба, который воплощал бы все противоречивые процессы, происходящие в современной моде.

Нынешняя коллекция с Puma для Брэдли — вторая по счету и, вполне возможно, не последняя. У Теодора, судя по его интервью, есть один симпатичный пунктик — он не хочет, чтобы искусство и мода были делом только для богатых и знаменитых. Художник не говорит журналистам свой возраст, чтобы потенциальные покупатели его работ не пытались высчитывать, как скоро он может умереть (и тем самым невольно поднять цену своих работ). Говорят, что он отклонил предложение написать портрет Трампа для предвыборной кампании (ему предлагали $100,000). Но посмотрим правде в глаза: будучи успешным современным художником, реализовывать на практике эту похвальную по всех отношениях установку на доступность своего искусства для масс, мягко говоря, нелегко. По факту признание в этой сфере означает, что цены на твои работы уже довольно высоки. Возможно, кроссовки и одежда в спортивном стиле понадобились Теодору именно по этой причине — понятно, что потенциальная аудитория этих вещей априори шире. К выходу новой коллекции художник написал в своем Instagram (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации), что выпуская эти кроссовки, он хотел бы дать молодым ребятам возможность прикупить первый артефакт для своей коллекции. Одна такая запись сопровождается как раз фото Thunder Sneakers (стоят $140). Цены на модели из его второй коллаборации варьируются от $110 до 160. По нынешним меркам, не самый дорогой входной билет в сникерхедство и, тем более, в мир современного искусства.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Thunder Spectra — одна из самых удачных новинок Puma прошлого года из серии симпатичных массивных кроссовок, таких chunky dad shoes. Адаптировать для коллаборации такие вещи обычно сложнее, чем проверенную временем ретро-классику, которая в принципе представляет собой идеальный холст (за что ее и любят). Но Теодор взялся. Что же он сделал? Однотонные черные кроссовки с небольшой белой вставкой на пятке. Учитывая формы модели Thunder, внешне получилось похоже на автомобиль, а форму глаз наблюдателя воспринимает благодаря игре бликов и объемов. К этому черному Теодор кое-где добавил яркие акценты цвета, немножко тэгов и надписей (последние, впрочем, спрятаны внутри кроссовка) и свой фирменный цветной череп на пятке. Фирменный знак Puma Formstrip как будто нарисован от руки кистью или баллончиком: не зря же Теодор начинал как уличный художник и автор стрит-арта. Фирменные яркие цвета — типичный для Теодора прием, один из главных его инструментов. При этом Теодор — хороший колорист и палитру собирает броскую, но всегда очень органичную. У художника и тех, кто с ним работал над этой коллекцией, есть чувство меры — и это очень ценное качество для современной моды.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Любая коллаборация — это обмен активами, их объединение для достижения целей, недоступных участникам по одиночке. Сотрудничество с новыми лицами из мира современного искусства — одно из самых симпатичных начинаний Puma последних лет, которое дает такие же симпатичные результаты. Помимо коллабораций с Брэдли Теодором, немецкий бренд выпустил уже несколько коллекций с британкой Шантель Мартин (линейка PUMA x SHANTELL MARTIN), еще одной художницей из Нью-Йорка с проектами по всему миру.

Работа Шантель Мартин
Работа Шантель Мартин

Надо сказать, что Puma очень удачно выбирает тех, чей узнаваемый творческий почерк будет хорошо смотреться на функциональных носибельных вещах. Кроме того, это поколение художников охотно идет на сотрудничество с крупными брендами: помимо Теодора и Мартин можно вспомнить проекты россиянина Покраса Лампаса для Levi's, Reebok, adidas или его собственную одежду-мерч. Такие истории часто вызывают неоднозначную реакцию, потому что мир до сих пор с подозрением относится к объединению в одном проекте искусства и коммерции. Но понять, зачем это самим художникам, тоже можно. Как сказал однажды Покрас Лампас, такие истории — это возможность влиять на «формирования общего вкуса». Такие проекты действительно выстраивают мостик между широкой аудиторией и миром современного искусства, который этой аудитории часто мало знаком и не слишком понятен (а высокие цены, атмосфера элитарности и непонятной эстетики часто просто пугают). Нетрудно заметить, что именно современное искусство продуцирует, наверно, самое большое количество книг из серии «Как перестать бояться и начать понимать». Многие прямо так и называются.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

У Puma совместные коллекции с художниками обычно насчитывают довольно много предметов. Там есть вещи, которые больше похожи на мерч художников (а мерч — это то, что мы покупаем не за дизайн, а за имя или знак, который на них нанесен). Есть предметы, где практичная «спортивная» составляющая берет верх над «художественной». А есть практически идеально сбалансированные вещи, в которых удачно сочетается есть и то, и другое. Thunder Sneakers от Брэдли Теодора, на наш взгляд, как раз из таких.