Кроссовки дня: кеды Vans, посвященные Дэвиду Боуи, как дань музыканту, повлиявшему на миллионы людей

Продолжаем рассказывать об интересных кроссовочных релизах, за которыми стоит история. Екатерина Кулиничева, автор книги «Кроссовки: культурная биография спортивной обуви» и телеграм-канала «Чей туфля спортивная», разбирает коллекцию Vans, посвященную Дэвиду Боуи — фигуре легендарной и очень-очень сложной (и тем более отрадно, что, несмотря на сложности, у марки все получилось).

Кроссовки дня: кеды Vans x Bowie Old Skool Aladdin Sane

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кроссовки и кеды — это не только хип-хоп (хотя в наше время бесконечных коллабораций с рэперами обычному наблюдателю об этом недолго и забыть). Например, среди всех брендов спортивной обуви Vans, пожалуй, главный специалист по тематическим музыкальным коллекциям, посвященным року и панку. Они уже делали коллаборации с Sex Pistols (получилась отлично продуманная пара слипонов с нашивкой God save the queen), Kiss, Iron Maiden, Metallica, Led Zeppelin, The Ramones и даже The Beatles (очень красивая коллекция, посвященная альбому Yellow Submarine). В этом жанре также иногда выступает Converse (в их портфеле героев — Black Sabbath, Курт Кобейн, тоже The Ramones, Gorillaz) — хотя, кажется, реже.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Появление Дэвида Боуи в этом списке выглядит очень логично — отдельное спасибо наследникам музыканта за то, что дали добро на подобный эксперимент. У него огромное число фанатов по всему миру, причем считать стоит не только поклонников его музыки, но и поклонников его стиля. Среди них немало тех, кто работает в индустрии моды, — о влиянии Боуи на нее уже написаны километры текстов. За свою долгую карьеру музыкант примерил немало ярких масок-образов — есть из чего выбирать референсы для дизайна на 200 коллекций вперед. Наконец, костюм и внешний вид всегда играли колоссальную роль в том творческом продукте, который он производил — и который, конечно, отнюдь не сводится исключительно к музыке. Стиль и узнаваемая манера держаться на сцене важны для любого музыканта любого жанра, но Боуи, возможно, самый показательный пример того, как в выдающихся случаях эти два фактора становятся не просто дополнением к песням или текстам, а полноправной сферой приложения творческих сил, значимым элементом музыкального действа, почти как в театре или кино.

При этом влияние Боуи на моду не ограничивается подиумными коллекциями и журнальными фотосессиями. Для масштабной выставки David Bowie Is в Музее Виктории и Альберта кураторы собрали воспоминания обычных людей о том, как и чем их впервые поразил Боуи. Многие вспоминали, как впервые увидели музыканта в 1972 году в программе Top of the pops с макияжем, красными волосами и в ярком блестящем костюме — и задумались, что если человек пришел в таком виде в телевизор, то и они могут в этой жизни искать свой путь для самовыражения. Не факт, что многие в итоге воспользовались этим путем, но сама мысль, судя по всему, приносила людям облегчение. Неслучайно в 2013 году, по итогам опроса BBC History magazine, Боуи с его экстравагантными образами назвали самым хорошо одетым британцем в истории. Второе место заняла королева Елизавета II.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А теперь собственно о кедах. Во многих музыкальных или кинематографических коллекциях Vans намеренно используется специфический «стиль фанатского мерча» — с элементами дизайна, сделанными как будто слишком «в лоб». Вроде названия группы или имени музыканта на полботинка. После недавней волны моды на мерч и его характерные приемы этим мало кого удивишь, но справедливости ради отметим, что калифорнийский бренд начал работать с этой эстетикой задолго до того, как это стало модно с подачи Демны Гвасалии и других.

В этой коллекции подобные решения тоже есть: на каждой паре будет написано либо имя музыканта, либо название альбома. Но осуждать Vans за это не хочется, и вот почему.

Дэвид Боуи, безусловно, манящий образец для подражания, но в то же время очень сложный. В убедительности его стиля немалую роль играли и выдающееся умение носить даже самые экстравагантные образы, и выдающаяся фактура внешности. Например, знаменитый художник по макияжу Пьер Ларош вспоминал, что у Боуи было идеальное лицо для экспериментов с гримом. Повторить такое дано, мягко говоря, не каждому, да и в целом большинство экспериментов Боуи со стилем и имиджем в прикладном смысле слишком экстравагантны и невоспроизводимы в формате массового продукта. Эту проблему со сложной фигурой героя Vans решили как раз с помощью стилистики «фанатского мерча»: не все могут и хотят быть как Боуи, но многим приятно признаться в симпатии к нему.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В качестве референсов взяли обложки разных альбомов. Три самые интересные, на наш взгляд, пары в коллекции — это кеды Old Skool Aladdin Sane (визуальный референс — обложка одноименного альбома 1973 года), Era Space Oddity в кружочек (альбом 1969 года) и мохнатые Slip-On 47 V Hunky Dory (альбом 1971 года). Их воспроизвели, с одной стороны, довольно буквально, а с другой — весьма изобретательно. Всегда можно просто напечатать картинку с обложкой на канвасе или коже, но в этом случае дизайнеры взяли отдельные самые узнаваемые визуальные элементы и органично вписали их в конструкцию обуви. Если вы не эксперт по творчеству Дэвида Боуи и, соответственно, не сразу узнаете отсылки, можно даже воспринимать это как несложную игру. В этом смысле обувная часть коллекции получилась намного интереснее, чем сопровождающая ее одежда.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Самой популярной, по всей видимости, окажется модель Old Skool Aladdin Sane — молочные кеды с перламутровым покрытием и красно-голубой молнией по бокам. С американского и российского сайтов Vans практически весь размерный ряд разошелся в первый день продаж, и это неудивительно: дизайн этой пары хорош уже потому, что успешно решает одновременно несколько не самых простых задач. Первая — универсальность (светлые кеды — логичный выбор для теплого времени года, а тут еще и изюминка есть; они эффектны, но не выглядят слишком экстравагантными даже для консервативного покупателя). Второй плюс — тема коллекции мгновенно узнаваема. Даже без надписи на пятке понятно, кому посвящены эти кеды: бледное лицо с красно-голубой молнией, возможно, самый растиражированный образ Боуи из всех. Его придумал и воплотил для музыканта тот самый художник по макияжу Пьер Ларош для фотосессии у фотографа Брайана Даффи. При этом референсы хорошо смотрятся на реальном трехмерном ботинке, что бывает не всегда. В этом контексте имя музыканта на пятке может показаться необязательным излишеством, но это еще один элемент обложки альбома Aladdin Sane и работает на общую концепцию превращения графического дизайна в обувной.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: