В Музее русского импрессионизма откроется выставка «Русские дикие»

Изначально «дикими» называли ряд французских художников, которые в первые годы XX века шокировали публику грубыми формами и пренебрежением к законам перспективы, а также дерзкими красками. В тот же период авангардные веяния проникли и в отечественную живопись.
Редакция «Правил жизни»
Редакция «Правил жизни»
В Музее русского импрессионизма откроется выставка «Русские дикие»
Анри Манген. Пейзаж в Сен-Тропе. 1905. Государственный Эрмитаж

С 18 июня по 28 сентября в Музее русского импрессионизма будет проходить выставка «Русские дикие», подготовленная совместно с Государственным музеем изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Название выставки отсылает к статье Давида Бурлюка для альманаха «Синий всадник» — она объединит произведения французских фовистов Анри Матисса, Отона Фриеза, Альбера Марке и бунтарей-экспериментаторов, с помощью цвета менявших облик отечественного искусства 1900–1910-х годов: Ильи Машкова, Наталии Гончаровой, Ольги Розановой и других.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Дикими» (от фр. fauves) критик Луи Воксель назвал участников парижского Осеннего салона 1905 года, бросивших вызов классической традиции и шокировавших публику грубыми формами, пренебрежением к законам перспективы, а главное — дерзкими красками, которые «буквально взрывались светом». Фовизм, исключительно французское явление, поставил на первое место субъективный взгляд художника, способный преобразить реальность. Отчасти интуитивно, отчасти намеренно творческие поиски русских авангардистов совпали с идеями европейских живописцев, чьи работы они видели в путешествиях, на выставках и в салонах, а также в легендарных коллекциях Сергея Щукина и Ивана Морозова.

Кураторы выставки собрали самые «дикие» эксперименты с палитрой, формой и живописной плоскостью, которые продемонстрируют, как по-разному символисты, сезаннисты и неопримитивисты в России трактовали идеи европейского авангарда: находки французских фовистов и немецких экспрессионистов групп «Мост» и «Синий всадник».

Французская критика 1900-х предлагала поместить «диких» в клетку — этот образ материализуется в центре музейного зала. В «Клетке для диких» окажутся работы Луи Вальта и Анри Ле Фоконье, а также «Просушка парусов» Андре Дерена и «Испанка» Анри Матисса.

Анри Матисс. Испанка с бубном. 1909
Анри Матисс. Испанка с бубном. 1909
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Далее разделы экспозиции будут посвящены русскому искусству: это «Дикий импрессионизм», «Дикий символизм», «Примитивизм». Посетители увидят, как интерес к цвету захватил символистов Павла Кузнецова и Мартироса Сарьяна и называвших себя импрессионистами Давида Бурлюка и Николая Кульбина. Особое внимание будет уделено участникам выставки «Бубновый валет» — неопримитивистам Михаилу Ларионову и Наталии Гончаровой и сезаннистам Илье Машкову и Петру Кончаловскому, которые черпали вдохновение в иконописи и народном искусстве, а также обращались к традициям Востока. Отдельный раздел, «Парижачьи», объединит работы Марка Шагала, Николая Тархова, Натана Альтмана, знакомившихся с новой живописью в непосредственной близости к фовистам, в столице Франции.

Давид Бурлюк. Полдень на Днепре. 1910
Давид Бурлюк. Полдень на Днепре. 1910
Серпуховский историко-художественный музей

Всего на выставке будет представлено 113 работ из 51 частного и музейного собрания со всей России. Среди представленных авторов как известные имена, так и малознакомые широкой публике Иосиф Школьник, Зоя Матвеева-Мостова, Борис Царнах, Илларион Скуйе и другие.

На третьем этаже музея разговор о «русских диких» начала ХХ столетия продолжат современные художники: Варвара Выборова, Кирилл Манчунский, Игорь Скалецкий и Катя Бочавар. Арт-пространство представит, как идеи и приемы французского фовизма и постимпрессионизма получают новое звучание в XXI веке.