Не «измученный гений», а веселый человек с чувством юмора в стиле «Монти Пайтона»: автор новой книги о Чайковском раскрывает его с новой стороны
Американский музыковед Саймон Моррисон, специализирующийся на русской и французской музыке XX века, изучил ранее не опубликованные письма и дневники современников Петра Чайковского и раскрыл личность великого композитора с новой стороны, пишет The Guardian.
В литературе и кино Чайковский долгое время изображался как меланхоличная и трагическая фигура. Однако Моррисон считает, что русский композитор был скорее не «измученным гением», а жизнерадостным человеком с чувством юмора в стиле . Об этом ученый рассказал в новой книге «Империя Чайковского: Новая жизнь величайшего композитора России» (Tchaikovsky's Empire. A New Life of Russia's Greatest Composer), которая будет выпущена в конце августа.
«Я обнаружил, что определенное мнение о Чайковском, устоявшееся с середины прошлого века, совершенно неверно. Его биография была постыдно искажена учеными. Они изображали его как измученного гомосексуалиста [ЛГБТ-движение признано экстремистским и запрещено в РФ], который был несчастлив в своей жизни и любви, и его музыка, таким образом, была сведена к звуку страдания», — пишет Моррисон.
По мнению музыковеда, Чайковский, напротив, был успешен, богат и окружен любовью со стороны семьи и друзей: «У него действительно была сказочная жизнь».
Моррисон считает, что неверные предположения были сделаны из-за опоры исследователями творчества композитора на одни и те же ограниченные источники, в частности на переписку Чайковского с его покровительницей и русской меценаткой Надеждой фон Мекк.
Знаменитое письмо к фон Мекк, в котором Чайковский описывает свою Симфонию № 4, — одно из самых депрессивных писем великого композитора. Однако другие послания Чайковского к друзьям и родственникам, отмечает Моррисон, «чрезвычайно забавны и образны». В этих письмах композитор, в частности, с ироничной точки зрения рассказывает о проблемах со здоровьем и сексуальных приключениях.
А в одном из дневников музыкального критика XIX века описывается забавный случай, произошедший с Чайковским на званом ужине. Петр Ильич решил показать гостям «фокус» — и вылил полстакана водки в поданные на ужин устрицы.