Нобелевскую премию по химии 2025 года получили три ученых — Сусуму Китагава из Киотского университета, Ричард Робсон из Мельбурнского университета и Омар Яги из Калифорнийского университета в Беркли — за создание металлоорганических каркасов, способных удерживать газы и жидкости в крошечных объемах. Об этом сообщает The Guardian.
Нобелевскую премию по химии получили ученые, создавшие «сумку Гермионы»

Профессор Хайнер Линке, председатель Нобелевского комитета по химии, описал их работу метафорой, связанной с «Гарри Поттером»: «Эти материалы можно сравнить с сумочкой Гермионы — небольшое количество вещества может хранить огромное количество газа. Это как миниатюрный отель, где молекулы входят и выходят, не разрушая структуру».
Работа над проектом началась еще в 1989 году. Тогда британский химик Ричард Робсон, вдохновленный структурой алмаза, впервые создал молекулярные каркасы, соединяя ионы меди с органическими молекулами. Однако эти конструкции были нестабильны.
Китагава и Яги доработали подход, сделав материалы прочными и функциональными. Китагава доказал, что каркасы на основе кобальта, никеля и цинка могут безопасно хранить метан, азот и кислород, а также адаптироваться для разных задач — от фильтрации воды до улавливания углекислого газа.
«Я глубоко польщен и счастлив. Моя мечта — использовать MOF для превращения элементов из воздуха, таких как углерод и кислород, в полезные материалы при помощи зеленой энергии», — сказал Китагава.
Яги, в свою очередь, разработал способ сборки молекул, напоминающий «конструктор LEGO», и создал уникальные MOF на основе цинка, которые могут поглощать газы на площади, сравнимой с футбольным полем. В настоящее время MOF используют для хранения водорода, очистки воды и в медицине.
Нобелевский комитет отметил, что открытие Китагавы, Робсона и Яги стало одним из важнейших шагов в химии XXI века. Их материалы уже называют «новыми инструментами для спасения планеты». Лауреаты разделят приз в размере 11 млн шведских крон (около £871 тыс.).