Геймификация в деле: как был создан CulinaryOn

Маркетолог Джулио Д’Эрме и финансист Алекс Бланк — два друга, которые вместе учились в Гарварде и вместе работали в крупной международной компании, — были довольны своей жизнью: топовые должности в престижной корпорации, стабильно высокий заработок и уверенность в завтрашнем дне, о которой все мечтают, но мало кто добивается. Что еще нужно для жизни, в которой есть все? Эмоции, живые и настоящие. Умножив жажду впечатлений на страсть к еде, два друга создали международную сеть кулинарных студий CulinaryOn, открывшуюся в самом центре Москвы в 2012 году. Специально для Правила жизни учредитель международной студии Алекс Бланк рассказывает о геймификации и экономике впечатлений как о современной тенденции на международном рынке с кейсом CulinaryOn.
Геймификация в деле: как был создан CulinaryOn

Алекс и Джулио решили начать развивать в России на тот момент еще новую концепцию «экономики впечатлений» (experience economy), которая во всем мире уже стремительно завоевывала популярность. Согласно этой концепции «впечатление» становится основным экономическим предложением.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Алекс Бланк и Джулио Д’Эрме
Алекс Бланк и Джулио Д’Эрме

«Мы искали такое место, где клиент будет вовлечен в процесс, а не просто пойдет в ресторан, где он потребляет готовый продукт или покупает торт. Сам факт участия в процессе приготовления заставляет нас проживать совсем другие эмоции. И это глобальный тренд. С одной стороны, клиенты не хотят ходить в рестораны и они заказывают еду домой, с другой — те же клиенты хотят получить опыт и впечатления».

Низкого старта у CulinaryOn не было — он сразу мощно ворвался на рынок. Простой кулинарный мастер-класс не в ДНК CulinaryOn. Основателям хотелось, чтобы впечатления гостей от кулинарной вечеринки были настолько яркими, когда ими непременно хочется поделиться с друзьями.

Гости приходят, потому что не хотят отмечать день рождения в ресторане или устраивать очередной корпоратив в привычном формате. Для нас основная задача — понять, что они уже делали, и собрать мероприятие с разнообразными активностями. Студия была создана для людей, которые хотят получать удовольствие от жизни и процесса. 70 % клиентов в России — корпоративные, 30 % — частные гости.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мировой опыт, идеи и концепции

«Вместе с Джулио мы окончили Executive MBA в Гарварде, где познакомились с профессором Джозефом Пайном. Джозеф писал о концепции впечатлений еще 15 лет назад, его исследованиями мы и вдохновились на наш бизнес. По этой концепции компания должна стать "режиссером впечатлений", а клиент — "зрителем". Мы начали искать на международном рынке такие примеры и обнаружили, что в сфере гастрономических развлечений (food entertainment) таких примеров нет».

«Особенно ценен опыт разных городов и стран. Некоторые инновации приходили к нам из Санкт-Петербурга, некоторые из Сингапура, Бухареста. И все это вместе дает нам возможность учиться. Поэтому основной инсайт — экспериментировать можно тогда, когда у вас есть большие объемы.

Мы внедрили WineOn — винное казино, PaintOn — арт-вечеринки, QuizOn — интеллектуально-развлекательные вечеринки, коктейльные вечеринки. Мы видим в этом большой потенциал. Уже сегодня около 20 % оборота в Москве приходится на не кулинарные форматы, хотя мы начали их активно развивать только в этом году».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как работает геймификация кулинарного искусства

В геймификации важны элементы, позволяющие игроку получать баллы и бонусы, — в CulinaryOn у гостей есть рейтинг от шеф-повара. В классическом кулинарном формате нет системы получения жетонов, но в мероприятие всегда возможно включить авторскую игру «Саботаж». В этой игре каждая из команд получает конверты с игровыми деньгами, а на аукционе может сделать бид и купить право саботировать работу другой команды.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Есть игры на самую длинную пасту (в этой активности будут задействованы все игроки) или взбивание белков на скорость. На вечерах винного казино гости за правильные ответы получают настоящие фишки разных номиналов, по количеству фишек определяется победитель. Все эти элементы позволяют отвлечься от основного процесса и увидеть игровое шоу.

Универсальные элементы игры в приготовлении еды

«В каждой игре, особенно в онлайн-играх, все игроки равны. Топ-менеджер, например, может играть в одной команде с простым клерком, но для них будут важны достижения только на игровом поле. Так и в CulinaryOn все игроки равны. Мы устанавливаем это правило с самого начала, когда облачаем всех в одинаковые фартуки. При равных возможностях все зависит от мастерства каждого — как и в онлайн-играх. Мы сразу же устраиваем мгновенную проверку на быстрый выигрыш — это очень напоминает эндорфиновый всплеск. В конце вечеринки игроки получают результат, который можно потрогать, — дипломы об участии».​

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Основной плюс геймификации заключается в том, что она позволяет лучше узнать своих коллег. Совместное приготовление еды намного больше сплачивает коллег, чем стандартный тимбилдинг.

«В целом делать что-то руками — это большая привилегия для офисных сотрудников, они мало экспериментируют и боятся пробовать новое. Многие из тех, кто приходит к нам, проходят этот этап зажима, а потом говорят: "Я больше не боюсь экспериментировать". Мы пробуждаем любовь к экспериментам и даем уверенность в том, что они смогут это сделать и что в этом процессе им помогут коллеги, семья, близкие люди».

Как совместное приготовление еды помогает решать бизнес-задачи

Один из примеров — кейс компании Oracle в Румынии с программой адаптации для новичков, которые могут встретиться в непринужденной обстановке с высшим руководством. Мероприятие поделено на официальную часть с презентацией в конференц-зале и игровую с кулинарным мастер-классом на кухне.

Другой кейс компании Virgin Active, лидера фитнес-индустрии в Сингапуре. Она обучает клиентов готовить сбалансированные полезные блюда, разработанные диетологами и нашими шеф-поварами, и таким образом повышает лояльность к своему бренду.

Значительную ценность кулинарным вечеринкам добавляет то, что клиенты делают это своими руками. Возможность сделать что-то вместе, отложив смартфоны, и находиться «здесь и сейчас» — это уникальный опыт.