Отменить нельзя сотрудничать: что будет с российским кино и медиаотраслью на фоне санкций?

На Петербургском экономическом форуме «Газпром-Медиа Холдинг» провел дискуссию о том, что будет с медиаотраслью на фоне западных санкций. После сессии мы поговорили об этом подробнее с заместителем генерального директора компании Юлией Голубевой.
Отменить нельзя сотрудничать: что будет с российским кино и медиаотраслью на фоне санкций?
Maxim Hopman/Unsplash.com
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Российский медиарынок всегда был вписан в глобальный контекст. Сейчас происходит обратный процесс. Как это сказалось на вас?

На «Газпром-Медиа Холдинг» как на бизнес санкции и последовавшая за ними «отмена», разумеется, повлияли. Например, пришлось заморозить проекты с западными платформами. Но это позволило нам сфокусироваться на других международных направлениях. В конце концов, мир не ограничен европейскими странами и США.

Продажа контента за рубеж — важная история для медиарынка? Это приносило большие деньги или скорее работало на имидж?

Это приносило серьезные деньги, да. Еще лет десять назад международной дистрибуции медиаконтента практически не было или она была скорее имиджевой историей, работала на пиар. Но со временем зарубежные продажи стали приносить хорошую выручку, продюсеры начали закладывать это в бизнес-планы кино- и сериальных проектов.

В 2021 году мы продали 59 российских фильмов для показа в кинотеатрах и на онлайн-платформах. Половину выручки приносили Азия и Латинская Америка, только Китай приносил 19% от общего объема. Вторая половина — это Западная Европа и Северная Америка.

В этом году мы продолжаем заниматься международной дистрибуцией, приоритетом остается Китай. В 2022 году за неполные полгода от контрактов с Китаем мы получили 59% выручки от всех международных продаж, эти контракты уже перевели в юани. Мы видим большой потенциал в азиатском и латиноамериканском рынках.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Какой отечественный контент пользовался спросом за рубежом?

Если говорить о полном метре, то в основном блокбастеры. Баскетбольная драма «Движение вверх» собрала $15 млн в мировом прокате и стала самым кассовым российским фильмом в Китае. «Холоп» стал самой кассовой российской комедией в прокате, многие компании захотели купить франшизу, и скоро будут сняты французские, испанские, китайские и другие ремейки.

В Юго-Восточной Азии и Латинской Америке популярны наши хорроры: «Ряд 19» этой зимой собрал почти $1,5 млн.

А какой зарубежный медиаконтент сейчас смотрят у нас?

Массовый российский зритель любит смотреть контент, произведенный специально для него. На ТВ лучшие рейтинги традиционно собирают продукты отечественного производства. В цифровой среде тенденция такая же, это подтверждается и статистикой нашей платформы Premier.

Лет десять назад было стыдно признаться, что смотришь русские сериалы, сейчас все с точностью наоборот.

Из зарубежных продуктов мы видим бум турецких сериалов, появился интерес к корейским дорамам. Мы планируем экспериментировать с новыми жанрами и развивать сотрудничество с нашими турецкими и корейскими партнерами. Это сотрудничество в части и приобретения контента, и, возможно, дальнейшего совместного производства.

Расскажите о планах холдинга? Что для вас сейчас в приоритете?

Главное — это, конечно, производство собственного контента. Что касается новых направлений, то мы начали работать с анимацией и год назад запустили свою студию «Ярко», будем работать на новые международные рынки — на ПМЭФ мы заключили соглашение о партнерстве с Ираном. Лично я убеждена, что наши продукты будут востребованы у иностранной аудитории.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Изоляция, в которой оказался российский медиарынок, может дать толчок для развития производства собственного контента? Какие возможности открывает этот кризис для нашего медиарынка?

Импульс для развития уже дан. Медиа в России действительно развивались с оглядкой на глобальный рынок. Все привыкли, что главные тренды задаются на Западе, а наша задача — приспосабливаться к ним и пытаться соответствовать. Но сейчас пришло время задавать собственные тренды, и это в первую очередь большая возможность для расширения горизонтов, снятия ограничений в голове у медиаменеджеров, режиссеров, писателей и сценаристов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

С другой стороны, нужно понимать, что развитие рынка без конкуренции невозможно. Мы дискутировали об этом с коллегами на площадках и в кулуарах ПМЭФ.

Может показаться, что уход голливудских блокбастеров — это возможность привлечь внимание зрителей к русскому кинематографу. Но это не всегда так. Когда ты конкурируешь сам с собой, градус соревновательности снижается. Писатель Александр Цыпкин на дискуссии на ПМЭФ отметил, что заявления Стивена Кинга о прекращении сотрудничества с российским книжным рынком ему как писателю, может, и повысят продажи книг, но для литературы в целом в этом нет ничего хорошего.

Впрочем, сейчас эффект, который мы видим от изоляции России, получился обратный: в своей сфере мы видим объединение и консолидацию авторов, вызов и мотивацию работать над востребованными продуктами.