Не виноватая я: 3 главные вещи, которые запрещали женщинам в СССР

Советская гражданка заметно отличалась от западной женщины, из наших дней может показаться, что в ее жизни было куда больше препятствий и ограничений: например, в коллективе могли не понять яркого макияжа или непродолжительного романа. Но это не совсем так, рассказываем о трех главных запретах, которые действительно портили жизнь гражданкам.

Аборты

МАММ/МДФ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

24 июня 2022 года Верховный суд США постановил, что Конституция не предусматривает права на аборты, и передал этот вопрос под контроль самих штатов — так, жительницы девяти штатов лишились права на прерывание беременности. Как ни странно, Советский Союз был первой страной в мире, узаконившей аборты (шел 1920 год). Правда, продержалось это право по историческим меркам меньше секунды — 17 июня 1936 года аборты снова криминализировали из-за «неблагоприятной демографической ситуации». Репрессивный метод латания демографической ямы привел к прерыванию более миллиона беременностей (львиная доля, конечно, осуществлялась подпольно). Министр здравоохранения Мария Ковригина тогда заявила: «Нельзя превращать женщину в существо, которое должно рожать и рожать». 23 ноября 1955-го аборты снова легализовали. К 1970-м их количество выросло до пяти миллионов в год, женщинам не давали больничный, на ранних сроках абортировали без наркоза и отправляли домой через пару часов.



Заключать браки с иностранцами

Георгий Зельма/РИА Новости
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

15 февраля 1947 года в силу вступил указ «О воспрещении браков между гражданами СССР и иностранцами». Решение приняли из желания не усугубить послевоенный демографический кризис и удержать население, способное к продолжению рода, в рамках одной страны (в военные годы интернациональные браки не были редкостью), но объясняли его тем, что «наши женщины в непривычных условиях подвергаются дискриминации». Незыблемое черномырдинское «Хотели как лучше — получилось как всегда» сработало безотлагательно: женщин, которых, по идее, должны были защищать от «недружественного Запада», за неподчинение указу сажали по 58-й статье («антисоветская агитация»). Широко известны как минимум два случая: любимая актриса Лаврентия Берии и Иосипа Броз Тито Татьяна Окуневская была осуждена на десять лет и отправлена в казахстанский Степлаг — по заявлениям семьи, за связь иностранцем, имени которого она не назвала. Другая актриса, Зоя Федорова, в 1945 году познакомилась с американским атташе Джеймсом Тейтом, в 1946-м родила дочь Викторию, а после того, как Тейта выслали из СССР, спешно расписалась с композитором Александром Рязановым, чтобы скрыть факт рождения ребенка от иностранца. Тщетно: в 1947 году ее осудили за «шпионаж» и приговорили к 25 годам с конфискацией имущества. Обе женщины вышли из заключения после отмены злополучного указа — в 1954 и 1955 годах соответственно. Впрочем, на влюблявшихся в иностранцев и иностранок граждан все еще косились — осуждали за «непатриотичное поведение». Обновленный в 1969-м Кодекс о браке и семье наконец разрешил интернациональные союзы, но тоже с препонами: нужно было собрать кипу документов, выдержать воспитательное интервью с сотрудником КГБ, добраться до определенного ЗАГСа.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ




Незамужние женщины не имели права быть домохозяйками

МАММ/МДФ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ



В мае 1961 года в силу вступил указ «Об усилении борьбы с лицами (бездельниками, тунеядцами, паразитами), уклоняющимися от общественно-полезного труда и ведущими антиобщественный паразитический образ жизни». В нем хорошо читалась категоричность Никиты Хрущева. Например, гражданам запрещалось сдавать жилплощадь, «бомбить» на собственном автомобиле и в принципе иметь пассивный доход, не говоря уже о занятии творчеством — трудитесь там, где сказала страна, за деньги, которые страна назначила. Кроме того, гражданину, не работавшему четыре месяца, полагалось не административное, как раньше, а уголовное наказание (от двух до пяти лет; к 1964 году по статье в места не столь отдаленные отправились по меньшей мере 37 тысяч человек). Поблажки касались замужних женщин с детьми — им разрешалось быть домохозяйками; незамужним и разведенным — нет.