Твоя вишневая девятка: что происходит с авторынком в России?

После ввода санкций продажи легковых автомобилей в России упали почти на 90%. Автодилеры остались без машин, автомастерские – без запчастей. На чем будет ездить Россия, и придется ли стране снова выбирать между автобусом и «девяткой»?
Твоя вишневая девятка: что происходит с авторынком в России?
Фотограф Ронни Кампана

Иван, владелец автобизнеса

У моего клиента прямо сейчас встала Audi из премиального сегмента. Машине два года, она еще на гарантии. Сломался генератор. Генератора в России нет. Говорят, что сейчас в стране еще 27 машин с такой же проблемой. Я предложил привезти генератор из Германии. Пока согласовывали все тонкости, эти генераторы в Германии тоже пропали, и теперь их нужно покупать под заказ, ждать три недели и платить 330 тысяч рублей. Дилер в России идет клиенту навстречу, пытается искать обходные пути, какие-то лазейки – но у него нет даже возможности предложить клиенту подменный автомобиль, как это раньше было принято. Машина встала, запчастей нет.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

У меня есть партнеры – несколько дилерских центров на западе страны, и они говорят, что запаса запчастей им хватит еще на два-три месяца. Все остальное они просят везти. Или, допустим, два дилера японской марки в Москве – одна компания говорит, что у них стратегический запас запчастей и все будет хорошо, другая честно признается, что уже не сможет ничего заменить. Машины встают из-за совершенных мелочей. Какие- то потребности, вероятно, будет закрывать вторичный рынок – допустим, подержанные кузовные детали ничем не хуже новых, если все правильно сделать, но масло ты ведь не заменишь использованным, и бэушные тормозные колодки тоже не поставишь. Расходные материалы заканчиваются – фильтры, колодки, масла. Без этого всего невозможно сделать плановое ТО, и без тормозных колодок ты не поездишь тоже.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как напрямую привезти в Россию товар из Европы? Да теперь, в общем-то, никак. Европейский прицеп, казахская, узбекская, киргизская голова – вот так можно. Есть, безусловно, лазейки, разные варианты – через Белоруссию, из Дубая, через Казахстан и так далее. Сейчас у меня идет контейнер из Китая – наверное, как раз границу проходит – а растаможиваться он будет в Белоруссии. Все варианты немного напоминают изобретение велосипеда, и срок жизни этих схем пока никому не ясен. Везде свои риски: допустим, в Белоруссии очень жесткое законодательство. «Где деньги взял? – Бутылки сдал!» – такое там не проходит. Не отчитаешься за лишнюю тысячу долларов – могут быть проблемы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В Казахстане с этим проще, зато у казахов негласное правило – они хотят, чтобы все деньги оставались в стране. Теоретически ты можешь завезти что-то в Казахстан, потом вывезти в Россию, но на практике растаможить потом в России этот товар не получится. Есть схемы с реэкспортом – когда официально товар продается, например, в какую-нибудь прибалтийскую страну, а там местный, европейский гражданин, у которого есть фирма в России, как бы передает товар самому себе.

Верю ли я в российский автопром? Это в тот, который пару лет назад торжественно презентовал коробку-автомат, а потом оказалось, что эта коробка целиком принадлежит Renault?

Сейчас все это удорожает запчасти и расходники минимум на 30%, но лично я думаю, что дальше будет не 30%, а 300% накрутки. Все подорожает в два-три раза. И люди будут покупать, никуда не денутся – потому что, ну, сами понимаете, если человеку нужна машина, значит, она нужна всегда, а не только по большим праздникам. Ну или второй вариант: когда обслуживание станет слишком дорогое, многие плюнут, поставят машину в гараж и будут ездить на общественном транспорте. Конечно, человек, у которого Maybach с водителем, на автобус не пересядет, но такому все что угодно можно привезти из Германии – были бы деньги. А остальные – почему нет? Пожалуйста – велосипед, электросамокат. Я в последнее время регулярно вижу людей в пиджаках на электросамокатах. Я и себе купил. Когда пробки, доезжаю на нем до МКАД, а там беру каршеринг.
Третий вариант – китайцы, китайские автомобили. У китайского автопрома все очень хорошо, они красавцы. Ну, не Европа, конечно, пластик в салоне у китайских машин совершенно деревянный, в негодность они приходят намного быстрее, но ездить можно, привыкнем. На московском Renault, который теперь «Москвич», скорее всего, будут делать каких-нибудь китайцев. Верю ли я в российский автопром? Это в тот, который пару лет назад торжественно презентовал коробку-автомат, а потом оказалось, что эта коробка целиком принадлежит Renault? Ну как-то после такого не очень верю.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кирилл, владелец автобизнеса

У нас в Калининграде подпитка новыми запчастями идет из Мос­квы – все, что происходит в Москве, касается нас напрямую. Что-то поставляется маленькими партиями прямо из Европы, но определяющей роли не играет. Запчастей с каждым днем становится все меньше. Официальные дилеры говорят, что запасов для стабильной работы им хватит где-то на месяц. Доступны всякие альтернативные пути, но тут встает вопрос налаживания стабильных поставок. Серые схемы есть, но дилеры пока не готовы полностью на них переходить – перейдут, я предполагаю, когда никаких других вариантов не будет. С серыми схемами проблема в том, что с ними невозможно оформить выплату НДС и получить потом налоговые скидки. Многие сейчас занимаются разработкой альтернативных поставок, но пока нет стабильной схемы. Сегодня ты прорабатываешь одно, завтра что-то поменялось, и вся схема сломалась. Позитива мало. Стабильности нет, никто понятия не имеет, чего ждать.

Простой пример: колодки, которые стоили 15 тысяч рублей, сейчас стоят 30-35 тысяч, и их еще не всегда можно купить. Мне, допустим, недавно были нужны четыре масляных фильтра на BMW-пятерку. Три из них нашлись в Польше, четвертый надо было ждать три недели, и стоило это 25 тысяч рублей (против 10 тысяч рублей, если покупать в Европе). Цены выросли после того, как курс скакнул до 120 рублей, и не вернулись обратно. Будет ли еще подорожание – зависит от курса. Люди в отсутствие стабильных поставок не готовы продавать свои запасы дешево. Нет никакой уверенности, и сейчас это рынок продавца. Машины требуют обслуживания. Стоит это тысячу или три тысячи рублей – ты все равно купишь, ехать-то надо. Ну или действительно поставишь машину и поедешь на велосипеде. Если погода хорошая.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

С машинами (не с запчастями) теперь отдельная история из-за сложившегося курса. Мы везем сейчас машины из Германии. Все, что стоит дешевле 50 тысяч евро, можно по-прежнему купить вполне официально, с оплатой через банк, доставкой и растаможкой. Поскольку рубль дорогой, цена на машину получается 50-60% от рынка, это выгодно. Но, конечно, привезти сложно – не как за хлебом сходить: надо найти посредников, договориться. Сложная схема, но пока она работает. За последние три недели мы купили семь машин – для крупного дилера это не объем, но для калининградского рынка прилично.

Более дорогие машины, я подозреваю, тоже не пропадут – есть альтернативные маршруты. Например, Германия продает запчасти в Казахстан, там они растаможиваются и едут в Россию. Правительство в этом плане идет навстречу – например, недавно изменили систему сертификации. Раньше официальные запчасти почему-то считались не только товаром, но и интеллектуальной собственностью производителя, и их, соответственно, нельзя было ввозить и распространять без разрешения правообладателя торговой марки. Сейчас стало можно, и серая схема превратилась в почти белую. Все по-прежнему можно привезти, если есть желание. Можно задействовать любую страну – например, Эмираты. Просто дороже и дольше для конечного потребителя, за счет удорожания логистики – то, что раньше ехало неделю, теперь едет два месяца.

Китайцев, вероятно, на дорогах станет больше. Я езжу на BMW и единственная ситуация, в которой я соглашусь на китайца, – это если выбор будет между китайцем и русским автомобилем.

Китайцев, вероятно, на дорогах станет больше. Но лично я, как человек, который ездит на BMW, надеюсь, что никогда не попаду в ситуацию, в которой мне придется купить китайскую машину. Вернее, единственная ситуация, в которой я соглашусь на китайца, – это если выбор будет между китайцем и русским автомобилем. Китайцы при всех их недостатках достаточно активно используют новые технологии, наши с ними рядом не стоят. В русский автопром хотелось бы, наверное, верить, но совершенно не верится.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На все это накладывается уже мировой кризис – в Европе тоже серьезный дефицит запчастей. Например, история из недавней практики: есть проблемная деталь, автомобиль – немецкой марки, и при этом нужной запчасти в Европе нет ни для кого – ни для нас, ни для местных. Просто нет. Машины стоят, потому нужную деталь купить невозможно ни за какие деньги. В конце концов нашли запчасть в Китае и везли оттуда. Какие-то логистические цепочки сейчас нарушены – не могу даже предположить, почему цепочка оборвалась и в какой стране. Может быть, где-то металла не хватает, где-то не хватает пластика, каких-то полупроводников или еще чего-то подобного. Но заводы останавливаются из-за нехватки комплектующих не только в России, но и, например, в Чехии, в Словакии. У моего товарища есть сервис в Берлине, ему недавно была нужна запчасть, и в Германии она оставалась одна. Он был последний, кто смог ее купить, и больше их нет.