In vino veritas, или Женский взгляд на вино: как итальянки занимаются виноделием, попутно разрушая стереотипы

Залитые солнцем виноградники Тосканы и Пьемонта, простирающиеся на тысячи гектаров, привлекают туристов в Италию не хуже (и гораздо дольше), чем концерты Måneskin. Однако виноделие, в отличие от шоу-бизнеса, до сих пор считается в консервативной Bel Paese преимущественно мужским занятием. Борются с такими пережитками прошлого целеустремленные итальянки, которые доказывают: предубеждения и многовековые традиции не помеха на пути к должности CEO в любимой профессии.
В рамках проекта Simple Group «Винная культура в женских руках» мы поговорили с владелицами четырех частных винных хозяйств о равноправии и том, как наконец разбить «стеклянный потолок». Надеемся, эти donne del vino вдохновят вас не меньше, чем нас.
In vino veritas, или Женский взгляд на вино: как итальянки занимаются виноделием, попутно разрушая стереотипы
Banfi

Кристина Мариани-Мэй, президент и CEO Banfi

История одной из самых влиятельных женщин в виноделии в очередной раз показывает: все решают не только связи, но и личные качества. Кристина Мариани-Мэй родилась в обеспеченной семье, однако назвать ее просто счастливой наследницей винной империи, созданной отцом и дедом, было бы несправедливо. Помимо прибыльного бизнеса, от предков — итальянских иммигрантов в США — ей достались амбициозность, упорство и немалая доля авантюризма. А в предпринимательстве это нередко оказывается важнее любого богатства.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 2018 году Кристина стала генеральным директором Banfi, и с этого момента жизнь компании кардинально изменилась. Мариани-Мэй не побоялась отойти от проверенной временем стратегии и вместо импорта решила сосредоточиться на собственных брендах Banfi, вернувшись к итальянским корням.

Всего год спустя LVMH, крупный производитель предметов роскоши, предложил выкупить производство, но ожидаемо встретил отказ: кто согласится продать десятилетия семейной истории? А совсем недавно винодельня Castello Banfi получила сертификат Equalitas за устойчивое развитие и бережный подход к экологии — все же верность призванию приносит свои плоды (и в этом случае не только виноград).

Ролевой моделью, научившей ее никогда не опускать руки, Кристина называет Лалу Биз-Леруа — упорную и бескомпромиссную «первую леди Бургундии». Она показала начинающей бизнесвумен: несмотря на то что итальянская культура все еще ориентирована на мужчин, добиться успеха в карьере возможно.

«Я владелица бизнеса, поэтому у меня несколько другая точка зрения. И тем не менее даже для меня иногда не так просто работать в этой сфере, — рассказала Мариани-Мэй в интервью "Правилам жизни". — Но если вы любите то, что делаете, вы продолжаете несмотря ни на что».

Джильола Джанетти, Виола и София Горелли, владелицы и управляющие Le Potazzine

На лаконичной этикетке вина Le Potazzine («пташки» в переводе с итальянского) — тяжелая гроздь винограда и две птички, подарившие название маленькому и уже традиционно семейному хозяйству в окрестностях Монтальчино. Джильола Джанетти, которая основала компанию в 1993 году вместе со своим мужем, выросла всего в нескольких километрах от будущей винодельни и осталась душой и сердцем привязана к родной земле. Что неудивительно, когда она такая живописная.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кажется, будто успех бизнеса был фактически предопределен богатым опытом его создательницы: Джильола начала карьеру на крупном производстве Biondi-Santi, где работал ее отец, а позднее открыла частную винную лавку. После знакомства с известным в узких кругах энологом Джулио Гамбелли, который поделился с ней своими секретами, покупка собственного виноградника стала лишь вопросом времени.

Le Potazzine

С тех пор многое изменилось: хозяйство выросло с двух до пяти гектаров, брак Джильолы распался, зато на свет появились две чудесные дочки — Виола и София. Кстати, именно они подсказали имя для Le Potazzine: в детстве пташками их ласково называла бабушка по маминой линии. Сегодня винодельней и семейным рестораном занимаются сразу два поколения сильных женщин, которые придерживаются собственной философии производства и создают «сложные, но элегантные» вина.

«Довольно трудно проявить себя в мире, который исторически полон мужчин. Я не говорю о мачизме, я говорю скорее о привычках и стереотипах, — делится Джанетти проблемами, с которыми сталкиваются многие трудолюбивые итальянки. — Я восхищаюсь всеми женщинами, которые достигли успеха в мире вина, потому что хорошо знаю, что они боролись больше, чем мужчины, чтобы подняться на тот уровень, на котором сейчас находятся». По ее статистике, женщине-виноделу, чтобы занять ту же должность, что и мужчине, приходится показывать в среднем на 30% больше умений — такому не позавидуешь.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Le Potazzine

Однако со временем все меняется, и немалый вклад в это вносит сама Джильола (и, конечно, ее дети): «Много семей в итальянском винном мире имеют дочерей, и в будущем придется привыкать к тому, что в этой сфере работают женщины. Мое пожелание всем женщинам — никогда не сдаваться!» Мы не смогли бы сказать лучше.

Моника и Даниэла Тибальди, совладелицы Cantina Tibaldi

Тибальди — целая династия виноградарей, которые передают любовь к своему делу и фамильные тайны из поколения в поколение. Семейный бизнес в Покапалье, основанный прадедом Стефано Тибальди, достался Монике и Даниэле, и с тех пор виноделие стало для них самым настоящим образом жизни.

«Когда мы начинали в 2014 году, то есть всего девять лет назад, мы видели очень мало женщин, работающих на винодельнях. На винных выставках, в которых мы участвовали, нас было почти не видно среди десятков мужчин», — рассказывают сестры о начале своего пути. По их словам, когда Моника изучала энологию в Турине, из 70 студентов в группе было всего шесть девушек, а это соотношение похлеще, чем на физмате!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Такие стереотипы во многом обоснованы исторически: когда-то люди считали, что тяжелый физический труд на винограднике и в погребе больше подходит мужчинам, потому что они сильнее. Однако в XXI веке прогресс дошел и до самых отдаленных итальянских деревушек, где занимаются виноделием: «Сегодня благодаря машинам и новым технологиям каждый, приложив немного усилий, может это делать. К тому же хорошо известно, что у женщин обоняние лучше, чем у мужчин!»

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Cantina Tibaldi

«Обычно мы не обращаем внимания на то, кто сделал вино. Но если за отличным вином мы обнаруживаем руку женщины, то гордимся этим, — признаются Тибальди. — Это такой реванш после многих лет, когда энологами и агрономами были только мужчины».

Про сестер с уверенностью можно сказать: такие точно и коня на скаку остановят, и в горящую избу войдут. Вдвоем Моника и Даниэла делают все, начиная с обрезки лоз и сбора винограда и заканчивая розливом вин в бутылки. Не забывают они и уделять внимание близким, хотя поддерживать work-life balance чаще всего оказывается задачей не из простых: «Если женщина хочет иметь семью с детьми, то найти правильный баланс между работой и личной жизнью довольно сложно, но не невозможно. У нас получается!»

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тибальди находят время еще и на то, чтобы участвовать в выставках и дегустациях и активно вести соцсети. Их видео о нелегкой женской доле в виноделии под названием Vineyards and high hills (игра слов с отсылкой на высокие каблуки предусмотрена) завоевало золотую медаль на конкурсе американского лайфстайл-журнала Wine Spectator. Если давно мечтали узнать, как выглядит «внутренняя кухня» домашнего хозяйства, а заодно и проверить свой итальянский — welcome!

Джаннола, Кристина, Антонелла, Элизабета и Франческа Нонино, владелицы и управляющие Nonino

Рассказ о том, как простой крестьянский напиток стал изысканным удовольствием для любителей чего-то покрепче, неразрывно связан с историей семьи Нонино. Граппа, на которой они специализируются, создается из виноградных выжимок — отходов после производства вина. Но, несмотря на десятилетия ее сомнительной славы, у бренда получилось подарить граппе вторую жизнь, а заодно и приобрести себе всемирную известность.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Nonino

Кроме того, Nonino — чуть ли не самый яркий представитель girl power в алкогольном мире: компанией уже в течение шести поколений руководят женщины. Сейчас во главе бизнеса стоит Джаннола Нонино, которая продолжает традиции своей бабушки. «В 1970-е, в то время, когда в Италии женщина должна была просто выглядеть красиво, вести себя тихо и сидеть дома, у нее хватило смелости и сил превратить граппу из того, что считалось низкокачественным продуктом, в эксклюзивный напиток», — восхищается она. Управлять винокурней с богатым феминистическим прошлым ей помогают дочери: Кристина, Антонелла и Элизабета, ну а эсэмэмщиком бренда стала внучка Франческа — спикер TED и «инфлюенсер граппы» (это гордое звание девушке присвоил итальянский Forbes).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На пути к успеху Джанноле пришлось преодолеть немало препятствий, с радостью учиненных ей итальянскими консерваторами. Когда она только начала представлять семейный бизнес, то столкнулась с уже знакомой нам проблемой всех женщин-виноделов — «презумпцией некомпетентности»: «Часто мне задавали каверзные вопросы просто для того, чтобы проверить мои знания. Я просто была слишком молода, или слишком много улыбалась, или была "слишком женщиной", чтобы говорить о граппе. Я открыто указывала на сексизм некоторых комментариев, и должна признать, что некоторые люди отступили, извинившись».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Nonino

К счастью для всех поклонников граппы, уверенность в себе и искренняя увлеченность своим делом оказались сильнее общественных предрассудков и позволили Нонино творить без оглядки на чужое мнение — и в этом с нее точно стоит брать пример. «Я не верю в "женские" или "мужские" по происхождению напитки, — говорит она. — Я верю в продукты, сделанные со страстью и качеством, и у них нет пола».