История одной вещи: как растворимый кофе стал главным изобретением мировых войн и решил экономический кризис

24 июля 1938 года швейцарская компания Nestlé запустила массовое производство растворимого кофе Nescafé — напитка, баночки с которым красуются сегодня на полках почти каждой семьи. По случаю дня рождения продукта, позволившего сэкономить на кофемашинах, рассказываем, как он появился и при чем здесь Джордж Вашингтон.
История одной вещи: как растворимый кофе стал главным изобретением мировых войн и решил экономический кризис
«Правила жизни»

После того как кофе прочно вошел в обиход человека, появление его растворимой альтернативы стало лишь вопросом времени. Процесс варки занимал слишком много времени, а поскольку до моды на «магию утра» и концепцию slow life оставалось еще несколько веков, любителей бодрящего напитка волновало, как ускорить процесс приготовления.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Впервые о разрешении такой сложной дилеммы заговорили в 1771 году — именно тогда Джон Дринг получил патент на «кофейную смесь», которую нужно было разбавлять горячей водой. Однако изобретение находчивого англичанина славы не снискало: продукт быстро портился и оказался непригоден для розничной продажи. Коммерчески успешный растворимый кофе с достаточным сроком хранения научились производить только к началу XX века.

Впрочем, это не мешало изобретателям предпринимать и другие попытки. В середине XIX века в Шотландии разработали первую концентрированную кофейную эссенцию. Ароматную жидкость, похожую на патоку, готовили путем быстрого выпаривания, а затем смешивали с экстрактом цикория и сахарным сиропом. Похожая эссенция получила широкое распространение во времена Гражданской войны в США: из-за неподъемного налога на чай (три пенса за фунт), спровоцировавшего «Бостонское чаепитие» и впоследствии Войну за независимость, кофе быстро занял место традиционного британского напитка, а с 1830-х годов даже был включен в стандартный армейский паек. Солдаты пили его в дозоре, перед вылазками, в перерыве между боями. Он был последним утешением перед очередной смертельной опасностью: в военных дневниках слово «кофе» встречается чаще, чем слова «винтовка», «пушка» или «пуля».

Американская армия процветала благодаря кофе — по крайней мере пока ему на смену не пришло новейшее изобретение, представляющее собой густой кофейный экстракт. Его было гораздо легче доставлять на фронт, чем мешки с зернами, но вкусовые качества такого эквивалента оставляли желать лучшего. Солдаты его терпеть не могли — и это при том, что кофе был чуть ли не единственной радостью.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ситуацию исправил французский журналист и художник Альфонс Алле, известный эксцентричными выходками. Он писал абсурдные хроники, создавал монохромные «концептуальные» картины (например, «Битву негров в тёмной пещере глубокой ночью», представляющую собой обычный черный квадрат), а еще предлагал нелепые изобретения — намордники для улиток и непрозрачный аквариум для стыдливых рыб. К счастью для нас, эпатажный Алле заботился не только о морских обитателях, но и о людях, а потому придумал еще и растворимый кофе, на который получил патент в 1880-х годах. В отличие от эссенции, это был сухой порошок — первая форма настоящего сублимированного кофе, к которому мы все привыкли.

Независимо от Алле новый метод производства растворимого напитка пришел в голову бизнесмену и торговцу специями Дэвиду Странгу. В 1890 году его фабрика в городке Инверкаргилле запустила только что запатентованный напиток, но «Растворимый сухой порошок Coffee Strang» на международный рынок не вышел, оставшись лишь крохотной вехой в истории Новой Зеландии.

Производство растворимого кофе на конвейер поставил Джордж Констант Луис Вашингтон (не тот Вашингтон, о котором вы подумали) — американский предприниматель, эмигрировавший в США из Бельгии. Однажды Вашингтон стал свидетелем необычного явления: после нескольких использований на носике его кофейника постепенно начала образовываться «пудра». Как опытный изобретатель с несколькими дюжинами патентов, он понял, что из такого продукта, скорее всего, с легкостью можно снова сделать жидкий кофе, и сразу принялся за работу. В 1910 году он основал бренд Red E Coffee, а раскрутить его, как ни печально, снова помогла война. На передовой Первой мировой растворимый кофе оказался незаменим, а после ее окончания перекочевал в семьи солдат, которые привезли любимый напиток с фронта.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Еще большую известность сублимированному кофе принесла в 1930-х годах компания Nestlé. После краха фондового рынка и биржевого кризиса в 1929 году глава компании Луи Даппль принял предложение банка Banque Française et Italienne pour l’Amérique du Sud. Оказалось, что в результате падения цен у банка не получалось распродать значительные запасы бразильских кофейных зерен и требовалось срочно придумать, куда деть избыток.

За решением обратились к химику Максу Моргенталеру, которому в 1938 году при помощи сушки распылением и добавления кукурузного сиропа удалось создать порошок с достойным вкусом и долгим сроком хранения. Так дату 24 июля, когда изобретение Моргенталера встало на рельсы массового производства, стали считать днем рождения растворимого кофе.