Перемены в поведении Grok случились после обновления, которое анонсировал его создатель — предприниматель Илон Маск. «Мы значительно улучшили @Grok. Вы должны заметить разницу, когда будете задавать вопросы», — написал бизнесмен на своей странице в X. Разницу пользователи действительно заметили: чат-бот одобрительно отозвался о Гитлере и, отвечая на другой комментарий, заявил, что «ненавидит Нигер ― эту пыльную песочницу с нулевым вайбом».
Птичка с характером: каким мы помним твиттер и почему он стал одним из самых токсичных мест в интернете

Уже несколько дней в сети не утихает скандал вокруг чат-бота , вызванный внезапной сменой его «настроения». По мнению пользователей, во время общения на политические темы нейросеть использовала расистские и антисемитские высказывания, оскорбляла политиков и была агрессивно настроена.
Кажется, обновление пошло немного не по плану, и разработчики поспешили принести извинения за «ужасное поведение» ИИ-модели. Сам Маск уверен, что «Grok был послушен пользовательским подсказкам», и пообещал исправить все ошибки, допущенные при обучении чат-бота.
Это не первый скандал, связанный с X. Новости о необоснованных блокировках, межнациональных конфликтах и сомнительных высказываниях, связанных с работой платформы, уже давно вирусятся в авторитетных СМИ. Но обо всем по порядку.
Как твиттер изменил мир
«Настраиваю свой twttr» — таким был самый первый твит в мире, который оставил Джек Дорси, один из основателей социальной сети. Кстати, именно таким сначала было ее название. Идея сервиса, который через интернет моментально публиковал бы сообщения на большую аудиторию, пришла к нему, когда он работал в компании, занимающейся рассылками. Твиттер стал доступен пользователям 15 июля 2006-го и на протяжении многих лет сохранял свою особенность: максимальная длина твита составляла 140 знаков до 2017 года.
В первые годы существования у компании были амбициозные цели. Уже к середине 2007 года Twitter превратился в полноценную платформу для микроблогинга: появились фолловеры, поиск по профилям, ответы, упоминания и прочие возможности. В августе социальная сеть получила свою главную изюминку — хештег, идея которого, правда, не сразу понравилась разработчикам. Пользователь Крис Мессина запостил твит с предложением использовать ключевые фразы с решеткой на конце для улучшения фильтрации контента, на что сотрудники Twitter ответили ему отказом, поскольку «это тема для ботанов, которая никогда не взлетит».
Теперь о таком смешно вспоминать, ведь хештег сегодня — это инструмент влияния и голос общественности в социальных сетях. К примеру, #BlackLivesMatter дал начало одноименному общественному движению, ставшему символом борьбы с насилием и неравенством.
Спустя два года твиттер продемонстрировал потенциал новых технологий и на политической арене. На фоне нечестных парламентских выборов в Молдавии местные молодежные организации запустили на своих аккаунтах флешмоб: предложили всем недовольным фальсификацией голосов прийти на главную площадь Кишинева с зажженными свечами в руках. В результате в центре столицы собрались более 10 тыс. человек, и митинг быстро перерос в массовые беспорядки, итогом которых стала смена власти в стране. События в Молдавии назвали твиттер-революцией. Параллельно зарождалась «твипломатия» (англ. twiplomacy): аккаунты на платформе заводили лидеры стран, министры и чиновники, превратив сервис в политизированную соцсеть.
Стоит сказать, что маленькая синяя птичка быстро взлетела в топы глобальных коммуникаций. На заре 2010-х многие мечтали о создании пространства для подлинного общественного диалога, и основатели твиттера устремились ровно к этому: они создали динамичную и инновационную платформу, где можно узнавать последние новости, следить за людьми, которыми вы восхищаетесь, и находить единомышленников.
Компания заняла центральное место и на новостном рынке, что неудивительно: краткость, скорость и хештеги, умело сортирующие контент по тематикам, сделали Twitter идеальной платформой для экстренных новостей. Например, в Японии сервис стал популярным в 2011 году, когда страну накрыло разрушительное цунами и люди использовали соцсеть для организации помощи. «Это стало настоящим спасением для людей, именно так им удалось выжить», — рассказывает бывший сотрудник Twitter.
Почему птица?
Дебют известной нам синей птички пришелся на 2012 год. Логотип назвали в честь Ларри Берда — американского баскетболиста клуба НБА «Бостон Селтикс», которым восхищался один из основателей Twitter, Биз Стоун. Рисунок символизировал свободу слова, легкость общения и неограниченные возможности коммуникации. Финальный макет состоял из 15 кругов, которые были наложены друг на друга, что позволило создать нейтральный визуальный образ. По словам дизайнера Мартина Грассера, логотип разработан так, чтобы птичка могла «соседствовать с новостями, которые появляются в Twitter, а также с более беззаботными, радостными или шутливыми моментами».
И действительно, долгое время визуальный код соответствовал задумке его авторов. Компания микроблоговой платформы стремилась создать все условия для открытого и толерантного общения, внедрив проверку пользователей с помощью синей галочки, совершенствуя политику модерации и работу команды по обеспечению доверия и безопасности. «Все эти факторы в совокупности обеспечивали достаточную надежность во время экстренных новостных событий, поэтому люди обращались именно в твиттер», — делилась с Guardian Белинда Барнет, старший преподаватель в области медиа и коммуникаций в Технологическом университете Суинберна в Мельбурне.
Начиная с 2019 года Twitter стал уделять особое внимание ненавистническому контенту: был введен запрет на слова, оскорбляющие людей на основе религии, касты или возраста, создана форма обратной связи для жалоб и поддержки. Также были случаи блокировки публичных фигур за агитации, дезинформацию на тему коронавируса, критику основателей движения Black Lives Matter и т. д. При этом информационная повестка на платформе не была лишена недостатков. С одной стороны, твиттер способствовал развитию гражданской журналистики и давал возможность быть услышанным каждому, кто этого хотел, но, с другой, позволял политикам обходить традиционные правила телевидения. Уже не было необходимости брать интервью у лидеров мнений: все самые провокационные заявления они публиковали на платформе.
Неудивительно, что ближе к 2020-м сервис стал площадкой не только для общения и сотрудничества, но и для конфликтов. Твиттер был в первую очередь сообществом, хотя и регулируемым, которое начиналось как место, где люди могли свободно обсуждать любые темы и высказывать свое мнение.
Зачем Маск купил твиттер
В апреле 2022 года Илон Маск стал владельцем 9,2% акций твиттера: он зарегистрировался в соцсети в 2009 году и, как и многие, был ее активным пользователем, наблюдавшим все изменения в политике модерации сервиса. Предприниматель был недоволен чрезмерной, по его мнению, цензурой на платформе и предложил компании свою скромную помощь — выкупить соцсеть за $44 млрд. Правда, после заключения соглашения владелец Tesla отказался от сделки, заявив, что руководство твиттера существенно занижает долю спам-аккаунтов. В ответ на это совет директоров Twitter подал на него в суд, и Маску пришлось возобновить сделку, чтобы избежать скандала.
Трудно сказать, что это было: последствия поспешных решений, способ получить больше политического влияния или искреннее желание изменить ситуацию. Маск был непреклонен: «В бесконечной погоне за просмотрами большинство традиционных СМИ подогревают и поощряют полярные крайности, так как считают, что это приносит прибыль, однако при этом возможность диалога теряется. Вот почему я купил Twitter. Я сделал это не потому, что это будет легко. Я сделал это не для того, чтобы заработать больше денег. Я сделал это в попытке помочь человечеству, которое я люблю». Бескорыстное желание помочь человечеству, конечно, похвально, но его последствия оказались сомнительными. И коснулись они не только названия платформы.
Цена свободы слова
Первые шаги Маска в управлении платформы были решительными: массовые увольнения сотрудников, изменение политики модерации, введение платной подписки и ослабление правил модерации. «Птичка на свободе» — так писал владелец уже не твиттера, а лаконичного X. Некоторые пользователи шутили и обыгрывали слова «freed» («освобождена») и «fried» («пожарена»), а в каждой шутке, как известно, есть доля правды.
Команды, отвечающие за доверие и безопасность, были в числе тех, кого Маск уволил в первые недели после того, как выкупил компанию и вошел в штаб-квартиру с керамической раковиной в руках, поэтому не сразу стало ясно, каким образом будет осуществляться защита свободы слова на платформе. В общем-то, этого не знал и сам владелец: у него не было четкого бизнес-плана. Главной целью оставалась отмена цензуры, именно поэтому сначала предприниматель, как и обещал, снял несколько громких блокировок в отношении консервативных политиков и журналистов. А затем приступил к чистке неугодных ему аккаунтов. В этот список вошли несколько известных журналистов из CNN, The New York Times, Washington Post, критикующих его деятельность, а также профиль, отслеживающий местоположение его личного самолета. К слову, согласно отчету о прозрачности на 2024 год, при руководстве бизнесмена платформа X приостановила действия более 5,3 млн профилей — это в четыре раза больше, чем Twitter за аналогичный период.
Была запущена система платной подписки Twitter Blue: всем пользователям пообещали, что за $8 в месяц они получат «галочку», которая обычно есть у крупных компаний и знаменитостей. Так предприниматель хотел меньше зависеть от рекламодателей, которые, правда, сами отказывались от сотрудничества. Когда нововведение заработало, платформу заполонили фейки и мошенники, притворяющиеся известными людьми и организациями.
The New York Times посчитали, что при Маске количество антисемитских постов выросло на 61%, активизировались аккаунты маргинальных движений и террористических организаций. При этом предприниматель не пытался ограничить поток дезинформации и критиковал тех, кто пытался ему препятствовать. Когда в Бразилии X обвинили в распространении фейков о действиях руководства страны и потребовали заблокировать десятки аккаунтов, миллиардер увидел в этом решении цензуру и отказался подчиняться требованиям правительства.
Такой противоречивый подход к модерации контента не мог не вызвать общественного резонанса. Саломе Саке, французская журналистка, у которой было 210 тыс. подписчиков в X, деактивировала свой аккаунт, посчитав платформу «враждебной по отношению к журналистике и проверенной информации». Она чувствовала, что уход людей, подобных ей, оставляет пустоту, которая будет заполняться «ненавистью, пропагандой и манипуляциями». Не остаются в стороне и авторитетные СМИ: об уходе из X сообщило британское издание The Guardian. Представители компании приняли такое решение из-за токсичной атмосферы и продвижения теорий заговора на платформе.
Что дальше?
В марте 2025 года появились новости, что Илон Маск продал платформу X самому себе. Правда, не совсем: в своем посте предприниматель сообщил, что его компания xAI, занимающаяся искусственным интеллектом, приобрела сервис в рамках сделки по обмену акциями. Он заявил, что это объединение «раскроет огромный потенциал за счет сочетания передовых возможностей и масштабного охвата». Компания будет предоставлять интеллектуальные услуги, оставаясь верной основной миссии — поиску истины и распространению знаний.
Стоит сказать, что исполнение миссии уже происходит: еще в 2023 году на платформе X дебютировал Grok — чат-бот, который Илон Маск назвал «бунтарским». По мнению миллиардера, пользователям нужен помощник, который будет «пытаться понять природу Вселенной» и отвечать на «острые вопросы, отвергаемые большинством других систем искусственного интеллекта», так как ChatGPT слишком политкорректен. Недавно была представлена четвертая, усовершенствованная версия бота, которую назвали «самой продвинутой в мире». Правда, временами ему может «не хватать здравого смысла», но Маск уверен, что это вопрос времени. Неудивительно, что нейросеть постоянно окружена скандалами: это цена, которую приходится платить платформе за принципы своего владельца.
Команде X предстоит решить еще немало проблем: наладить работу алгоритмов, обеспечить защиту от негатива и вновь завоевать доверие пользователей. Тем не менее перспективы сотрудничества искусственного интеллекта и социальной сети выглядят многообещающими. Пока мы можем только наблюдать зарождение этой комбинации, которая обещает стать захватывающим экспериментом. Надеемся, что удачным.