В 1991 году в США вышла научно-популярная книга «Поколение» писателя, историка, драматурга (а еще сотрудника Министерства энергетики) Уильяма Штрауса и экономиста и историка Нила Хоу. Авторы проанализировали развитие общества начиная с XVI века и сделали несколько выводов: общество развивается циклично и поведенческие паттерны повторяются, люди одного возраста зачастую имеют схожие взгляды на жизнь, привычки и модели поведения, потому что сформированы в одних исторических обстоятельствах, новое поколение появляется каждые плюс-минус 20 лет.
Стоит ли верить теории поколений и чем отличаются миллениалы, зумеры и альфа в России?

Происхождение теории поколений
Теория о цикличности истории выделяет четыре формации людей и их связь с историческим контекстом. Если упрощать, то получится мем про «трудное время рождает сильных котят». Если не упрощать, то схема немного сложнее.
В кризисный период рождается поколение «художников», которые растут в период подъема, видят, как под страхом повторения кризиса общество стремится к конформизму и стабильности, и, повзрослев, начинают протестовать против того, что получилось.
В период подъема рождаются «пророки», формирование которых проходил в период «пробуждения» — активной критики сложившихся норм со стороны «художников». В обществе начинают развиваться идеи индивидуализма, свободы, появляются новые культурные формы.
Все это в конечном счете приводит к спаду, который застают «странники» — несчастное поколение становится свидетелем упадка общества, но избегает решения проблем.
И вот тогда приходят родившиеся в период спада «герои», которые прочувствуют на себе весь масштаб кризиса, будут его исправлять и снова загонят общество в стабильность и консерватизм, против которого восстанут уже новые «художники».
Эта теория не встретила признания со стороны научного сообщества, которое и сейчас к труду Штрауса и Хоу относится скептически в связи с недостаточным объемом данных для подтверждения или опровержения.
А при чем здесь зумеры и бумеры?
Самой известной частью работы Штрауса и Хоу стало описание поколений XX века, которое быстро начало использоваться в маркетинге, при найме, в социологии и повседневной жизни, хотя всего авторы описали более 20 поколений.
Несмотря на недостаток данных и недостаточные основания, за которые часто критикуют Штрауса и Хоу, описания поколений XX века можно назвать удачными и точными. Правда, анализируя, некоторые авторы находят это попадание связанным не столько с историческими циклами, сколько с модернизацией, которой эти различия продиктованы в большей степени. Например, урбанизацией, промышленной революцией, появлением новых каналов коммуникаций и так далее. Так или иначе, деление людей по поколениям Штрауса — Хоу стало практически повсеместным.
Великое поколение (1901–1927)
В классической работе анализировались США, а там «великое поколение» формировалось Первой мировой войной и Великой депрессией. В российских реалиях это поколение росло в период деградации монархии, пережило революцию, прошло через Первую мировую войну, гражданскую войну, коллективизацию и индустриализацию, репрессии и Вторую мировую войну.
Молчаливое поколение (1925–1945)
Родившееся в кризисные годы поколение в детстве вместе с родителями прошло через коллективизацию и индустриализацию, стало свидетелем сталинских репрессий, а в юношеском возрасте отправилось на Вторую мировую войну, после чего восстанавливало страну. Младших представителей поколения, которые стали свидетелями войны, но не непосредственными ее участниками, в России называют «детьми войны».
Этих людей описывают как законопослушных, консервативных, терпеливых, экономных, жертвенных и самоотверженных.
Беби-бумеры, или послевоенное поколение (1946–1963)
После войны во всем мире, в том числе на территории СССР, произошел всплеск рождаемости. Родившиеся в этот период дети были обязаны своей жизнью предыдущим поколениям, а их взгляды формировались в период хрущевской оттепели. В отличие от старших, дети войны уже не стремились к аскетизму, хотели брать на себя ответственность за свою жизнь, в меньшей степени были готовы терпеть лишения и ущемления, ценили друзей и коллектив, были более доверчивы к людям. Это поколение можно назвать оптимистами — на их глазах осваивался космос, активно развивались технологии.
В США и других странах именно это поколение стало инициатором студенческих волнений с революционными требованиями и породило свободолюбивую субкультуру хиппи, но в России это ограничилось поэтами-шестидесятниками и массовым движением походников и любителей бардовской песни, что тоже по-своему можно было считать попыткой найти свободу.
Поколение Х (1965–1985)
Поколение Х в России формировалось в период застоя, а в сознательном возрасте переживало сначала перестройку, а затем развал СССР и политико-экономический кризис 1990-х годов, который закончился сравнительно стабильными 2000-ми, отдаленно напоминающими застойные годы.
Это поколение, в отличие от своих предшественников, лишено оптимизма и разочаровано в государственных институтах, свидетелями неэффективности которых они стали. Они привыкли рассчитывать на себя и близкий круг и жить скорее сегодняшним днем, поскольку прошли несколько серьезных экономических кризисов.
В других странах ключевыми влияющими на «иксов» факторами называли глобализацию и цифровизацию: стало проще путешествовать, развивались интернет и мобильная связь. В результате именно это поколение формировало новую рабочую культуру, внедряя технологии в привычные процессы.
В России все было не совсем так, поэтому «иксов» иногда называют «потерянным поколением» (впрочем, так называли и российских миллениалов). Начало самостоятельной жизни в период разрушения социальных лифтов дезориентировало поколение, а приходу рыночной экономики были рады далеко не все. В итоге во многом именно «иксы» сейчас сильнее других ностальгируют по социальным гарантиями и защищенности времен СССР.
Миллениалы (1986–1997 / 1986–2000)
Современные взрослые, которым сейчас 28–40 лет. Если «иксы» прошли через 1990-е уже более-менее сознательными, то миллениалы формировались именно в кризисный период, потом совсем недолго пожили при относительной стабильности, после которой снова начался кризис 2014 года, ковид и 2022-й. Вся эта череда событий научила миллениалов адаптироваться, справляться с трудностями, а еще перерабатывать, чтобы подчеркнуть свою значимость, замалчивать проблемы и мечтать, чтобы хобби стало источником дохода.
Еще одним важнейшим в формировании миллениалов фактором стали интернет и соцсети. Большинство миллениалов помнят все этапы от кнопочных телефонов до появления первых сенсорных гаджетов, беспроводного интернета, соцсетей и «Стены» во «ВКонтакте». Из плюсов — целеустремленность, саморазвитие, любознательность, открытость к новому, стремление к самовыражению (отсюда субкультуры и блогеры), участие в общественной жизни (через медиапроекты, волонтерство, общественные движения и активизм). Из минусов — депрессии, кризисы самоопределения из-за слишком большого выбора, нежелание взрослеть, опасаясь повторить путь родителей, рост конкуренции, снижение доступности недвижимости и ощущение, что предыдущее поколение еще не уходит, а подрастающее начинает давить.
Зумеры (2001–2011)
«Первое цифровое поколение, взрослевшее со смартфоном в руках» — так их обычно описывают. Ключевое и, кажется, еще не до конца осмысленное отличие — интернет как неотъемлемая часть всей жизни, а не только какого-то отрезка сознательной. Зумеры быстро адаптируются к новым технологиям и активно их применяют (например, активно используют ChatGPT) и в целом не особенно разделяют реальное и виртуальное пространства, поскольку для них и то и другое всегда существовало одновременно.
Зумеры по-другому воспринимают информацию — им привычнее короткие форматы, быстрое переключение и не столько само знание, сколько навык его быстро находить. Отсюда высокий спрос на курсы и интенсивы, где предлагают удобную и, как правило, краткую форму подачи информации. Вместо длительного получения собственного опыта они с большей охотой купят чужой (что, например, не очень свойственно миллениалам). Подвержены влиянию соцсетей, легко включаются в трендовые процессы, но с той же легкостью смещают фокус. Например, поэтому «коры» у зумеров сменили более устойчивые «субкультуры» предыдущих поколений.
Сильно зависимы от социального одобрения (в соцсетях, конечно) и часто становятся заложниками «культуры референса» — ситуации, в которой человек фактически не может создать что-либо без примера и хотя бы частичного его воспроизведения.
Из явных плюсов — они куда более сознательны, открыто говорят о своих переживаниях, отстаивают границы и теорию здорового эгоизма, не готовы терпеть неудобства, высоко ценят комфорт. В общем, миллениалы и «иксы» назвали бы их избалованными.
Альфа (2012–2025)
С этими ребятами пока ничего не понятно — ясно только, что на земле их будет около 2 млрд, что сделает их самым многочисленным поколением в истории. Слишком цифровое поколение, оно будет взаимодействовать с миром через гаджеты, и в этом исследователи видят множество рисков — правда, подтвердить или опровергнуть их в полной мере пока невозможно.
Ученые считают, что скорость поиска и восприятия информации у «альф» будет еще быстрее зумерской. Им будет важна персонализация во всем, геймификация всех «нудных» процессов, повышенная потребность в самовыражении. Обратная сторона — нарциссизм, сложности с эмпатией и межличностным взаимодействием и неумение переживать трудности.
На молодость этого поколения, скорее всего, придутся социально-политические трансформации в стране, и пока сложно сказать, как они себя поведут (да и точный характер изменений предсказать трудно).
Бета (2026 и дальше)
Эти дети будут взрослеть, когда технологии искусственного интеллекта станут повседневной обыденностью, а границы реальности и виртуальности сотрутся. Какими будут эти люди, представить пока трудно. Но их родители, в особенности миллениалы, точно смогут рассказать детям несколько удивительных историй — о детстве без интернета, об офлайн-играх и о еще не вылезшем за границы области московском метро.
