Стоит ли верить теории поколений и чем отличаются миллениалы, зумеры и альфа в России?

С октября 2022 года доля поисковых запросов по слову «зумер» и «миллениал» выросла в восемь раз, а число мемов и рилсов о разнице поколений набирает сотни тысяч просмотров. Появились даже блогеры, весь контент которых строится именно вокруг особенностей того или другого поколения. Влад Фельдман разбирается, как появилась теория поколений, чем отличаются бумеры, миллениалы, зумеры и альфа и есть ли у этой теории национальная специфика.
Влад Фельдман
Влад Фельдман
Стоит ли верить теории поколений и чем отличаются миллениалы, зумеры и альфа в России?
Василиса Горбачева / «Правила жизни»

Происхождение теории поколений

В 1991 году в США вышла научно-популярная книга «Поколение» писателя, историка, драматурга (а еще сотрудника Министерства энергетики) Уильяма Штрауса и экономиста и историка Нила Хоу. Авторы проанализировали развитие общества начиная с XVI века и сделали несколько выводов: общество развивается циклично и поведенческие паттерны повторяются, люди одного возраста зачастую имеют схожие взгляды на жизнь, привычки и модели поведения, потому что сформированы в одних исторических обстоятельствах, новое поколение появляется каждые плюс-минус 20 лет.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Теория о цикличности истории выделяет четыре формации людей и их связь с историческим контекстом. Если упрощать, то получится мем про «трудное время рождает сильных котят». Если не упрощать, то схема немного сложнее.

В кризисный период рождается поколение «художников», которые растут в период подъема, видят, как под страхом повторения кризиса общество стремится к конформизму и стабильности, и, повзрослев, начинают протестовать против того, что получилось.

В период подъема рождаются «пророки», формирование которых проходил в период «пробуждения» — активной критики сложившихся норм со стороны «художников». В обществе начинают развиваться идеи индивидуализма, свободы, появляются новые культурные формы.

Все это в конечном счете приводит к спаду, который застают «странники» — несчастное поколение становится свидетелем упадка общества, но избегает решения проблем.

И вот тогда приходят родившиеся в период спада «герои», которые прочувствуют на себе весь масштаб кризиса, будут его исправлять и снова загонят общество в стабильность и консерватизм, против которого восстанут уже новые «художники».

Эта теория не встретила признания со стороны научного сообщества, которое и сейчас к труду Штрауса и Хоу относится скептически в связи с недостаточным объемом данных для подтверждения или опровержения.

А при чем здесь зумеры и бумеры?

Самой известной частью работы Штрауса и Хоу стало описание поколений XX века, которое быстро начало использоваться в маркетинге, при найме, в социологии и повседневной жизни, хотя всего авторы описали более 20 поколений.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Несмотря на недостаток данных и недостаточные основания, за которые часто критикуют Штрауса и Хоу, описания поколений XX века можно назвать удачными и точными. Правда, анализируя, некоторые авторы находят это попадание связанным не столько с историческими циклами, сколько с модернизацией, которой эти различия продиктованы в большей степени. Например, урбанизацией, промышленной революцией, появлением новых каналов коммуникаций и так далее. Так или иначе, деление людей по поколениям Штрауса — Хоу стало практически повсеместным.

Великое поколение (1901–1927)

В классической работе анализировались США, а там «великое поколение» формировалось Первой мировой войной и Великой депрессией. В российских реалиях это поколение росло в период деградации монархии, пережило революцию, прошло через Первую мировую войну, гражданскую войну, коллективизацию и индустриализацию, репрессии и Вторую мировую войну.

Молчаливое поколение (1925–1945)

Родившееся в кризисные годы поколение в детстве вместе с родителями прошло через коллективизацию и индустриализацию, стало свидетелем сталинских репрессий, а в юношеском возрасте отправилось на Вторую мировую войну, после чего восстанавливало страну. Младших представителей поколения, которые стали свидетелями войны, но не непосредственными ее участниками, в России называют «детьми войны».

Этих людей описывают как законопослушных, консервативных, терпеливых, экономных, жертвенных и самоотверженных.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Беби-бумеры, или послевоенное поколение (1946–1963)

После войны во всем мире, в том числе на территории СССР, произошел всплеск рождаемости. Родившиеся в этот период дети были обязаны своей жизнью предыдущим поколениям, а их взгляды формировались в период хрущевской оттепели. В отличие от старших, дети войны уже не стремились к аскетизму, хотели брать на себя ответственность за свою жизнь, в меньшей степени были готовы терпеть лишения и ущемления, ценили друзей и коллектив, были более доверчивы к людям. Это поколение можно назвать оптимистами — на их глазах осваивался космос, активно развивались технологии.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В США и других странах именно это поколение стало инициатором студенческих волнений с революционными требованиями и породило свободолюбивую субкультуру хиппи, но в России это ограничилось поэтами-шестидесятниками и массовым движением походников и любителей бардовской песни, что тоже по-своему можно было считать попыткой найти свободу.

Поколение Х (1965–1985)

Поколение Х в России формировалось в период застоя, а в сознательном возрасте переживало сначала перестройку, а затем развал СССР и политико-экономический кризис 1990-х годов, который закончился сравнительно стабильными 2000-ми, отдаленно напоминающими застойные годы.

Это поколение, в отличие от своих предшественников, лишено оптимизма и разочаровано в государственных институтах, свидетелями неэффективности которых они стали. Они привыкли рассчитывать на себя и близкий круг и жить скорее сегодняшним днем, поскольку прошли несколько серьезных экономических кризисов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В других странах ключевыми влияющими на «иксов» факторами называли глобализацию и цифровизацию: стало проще путешествовать, развивались интернет и мобильная связь. В результате именно это поколение формировало новую рабочую культуру, внедряя технологии в привычные процессы.

В России все было не совсем так, поэтому «иксов» иногда называют «потерянным поколением» (впрочем, так называли и российских миллениалов). Начало самостоятельной жизни в период разрушения социальных лифтов дезориентировало поколение, а приходу рыночной экономики были рады далеко не все. В итоге во многом именно «иксы» сейчас сильнее других ностальгируют по социальным гарантиями и защищенности времен СССР.

Миллениалы (1986–1997 / 1986–2000)

Современные взрослые, которым сейчас 28–40 лет. Если «иксы» прошли через 1990-е уже более-менее сознательными, то миллениалы формировались именно в кризисный период, потом совсем недолго пожили при относительной стабильности, после которой снова начался кризис 2014 года, ковид и 2022-й. Вся эта череда событий научила миллениалов адаптироваться, справляться с трудностями, а еще перерабатывать, чтобы подчеркнуть свою значимость, замалчивать проблемы и мечтать, чтобы хобби стало источником дохода.

Еще одним важнейшим в формировании миллениалов фактором стали интернет и соцсети. Большинство миллениалов помнят все этапы от кнопочных телефонов до появления первых сенсорных гаджетов, беспроводного интернета, соцсетей и «Стены» во «ВКонтакте». Из плюсов — целеустремленность, саморазвитие, любознательность, открытость к новому, стремление к самовыражению (отсюда субкультуры и блогеры), участие в общественной жизни (через медиапроекты, волонтерство, общественные движения и активизм). Из минусов — депрессии, кризисы самоопределения из-за слишком большого выбора, нежелание взрослеть, опасаясь повторить путь родителей, рост конкуренции, снижение доступности недвижимости и ощущение, что предыдущее поколение еще не уходит, а подрастающее начинает давить.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Зумеры (2001–2011)

«Первое цифровое поколение, взрослевшее со смартфоном в руках» — так их обычно описывают. Ключевое и, кажется, еще не до конца осмысленное отличие — интернет как неотъемлемая часть всей жизни, а не только какого-то отрезка сознательной. Зумеры быстро адаптируются к новым технологиям и активно их применяют (например, активно используют ChatGPT) и в целом не особенно разделяют реальное и виртуальное пространства, поскольку для них и то и другое всегда существовало одновременно.

Зумеры по-другому воспринимают информацию — им привычнее короткие форматы, быстрое переключение и не столько само знание, сколько навык его быстро находить. Отсюда высокий спрос на курсы и интенсивы, где предлагают удобную и, как правило, краткую форму подачи информации. Вместо длительного получения собственного опыта они с большей охотой купят чужой (что, например, не очень свойственно миллениалам). Подвержены влиянию соцсетей, легко включаются в трендовые процессы, но с той же легкостью смещают фокус. Например, поэтому «коры» у зумеров сменили более устойчивые «субкультуры» предыдущих поколений.

Сильно зависимы от социального одобрения (в соцсетях, конечно) и часто становятся заложниками «культуры референса» — ситуации, в которой человек фактически не может создать что-либо без примера и хотя бы частичного его воспроизведения.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Из явных плюсов — они куда более сознательны, открыто говорят о своих переживаниях, отстаивают границы и теорию здорового эгоизма, не готовы терпеть неудобства, высоко ценят комфорт. В общем, миллениалы и «иксы» назвали бы их избалованными.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Альфа (2012–2025)

С этими ребятами пока ничего не понятно — ясно только, что на земле их будет около 2 млрд, что сделает их самым многочисленным поколением в истории. Слишком цифровое поколение, оно будет взаимодействовать с миром через гаджеты, и в этом исследователи видят множество рисков — правда, подтвердить или опровергнуть их в полной мере пока невозможно.

Ученые считают, что скорость поиска и восприятия информации у «альф» будет еще быстрее зумерской. Им будет важна персонализация во всем, геймификация всех «нудных» процессов, повышенная потребность в самовыражении. Обратная сторона — нарциссизм, сложности с эмпатией и межличностным взаимодействием и неумение переживать трудности.

На молодость этого поколения, скорее всего, придутся социально-политические трансформации в стране, и пока сложно сказать, как они себя поведут (да и точный характер изменений предсказать трудно).

Бета (2026 и дальше)

Эти дети будут взрослеть, когда технологии искусственного интеллекта станут повседневной обыденностью, а границы реальности и виртуальности сотрутся. Какими будут эти люди, представить пока трудно. Но их родители, в особенности миллениалы, точно смогут рассказать детям несколько удивительных историй — о детстве без интернета, об офлайн-играх и о еще не вылезшем за границы области московском метро.