Действительно ли миллениалы массово переезжают в регионы и что толкает людей на бегство из мегаполисов?

Мы все чаще натыкаемся на ролики, в которых очередной миллениал показывает полуразрушенную избушку и рассказывает, как он теперь будет счастливо жить вдали от суеты мегаполиса. О дауншифтинге всерьез заговорили еще в конце 2010-х, в то же время появились первые кейсы, когда успешные карьеристы бросали все ради жизни в отдаленных уголках. Насколько актуален этот тренд, можно ли считать его массовым и что толкает людей на переезд в регионы, разбирался Влад Фельдман.
Редакция «Правил жизни»
Редакция «Правил жизни»
Действительно ли миллениалы массово переезжают в регионы и что толкает людей на бегство из мегаполисов?
Василиса Горбачева / «Правила жизни»

Миграция из Москвы

По официальным данным, население Москвы год к году растет и сейчас превышает 13 млн человек, хотя еще семь лет назад в столице было зарегистрировано на 600 тыс. жителей меньше. Правда, официальная статистика не в полной мере отражает реальную ситуацию, потому что считается по прописке и множество людей, перебравшихся в столицу из регионов и без регистрации, попросту не учитывает.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Однако при анализе численности населения Москвы не так часто смотрят на отток из столицы жителей России. По оценкам члена комитета по регенерации городских пространств Urban Land Institute Дениса Соколова, в 2018 году из Москвы уехали примерно 50 тыс. человек. Найти другие точные цифры практически невозможно. Мосстат говорит, что в 2022 году уехавших в регионы стало на 1,2% больше, чем в 2021 году, но опять же не называет абсолютных значений.

В 2025 году теоретически переехать из Москвы в регионы готовы 13% — это больше 1 млн человек, но на практике такого оттока не видно, а говорить о массовом тренде пока затруднительно. По словам эксперта по брендингу территорий Василия Дубейковского, упомянутые 50 тыс. человек — это меньше 0,3% от населения Москвы, что можно отнести к статистической погрешности. При этом тема в обществе действительно обсуждается.

«Дискуссия о переезде в малые города есть, и она прогрессирующая, но абсолютно нишевая, — считает Дубейковский. — Большинство россиян, живущих в крупных городах, не только не рассматривают возможность переезда в малые города, но и имеют слабое представление о том, как в них устроена жизнь. Более того, зачастую исследователи и участники дискуссий о переездах не имеют личного опыта жизни в малых городах и рассматривают их с точки зрения либо цифр и глобальных трендов, либо восприятия туриста. При этом в каждом малом городе есть те, кто осознанно вернулся из мегаполиса. Понимание мотивации этой категории людей действительно важно для превращения таких переездов в тренд».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Обаяние провинции

Василиса Горбачева / «Правила жизни»

В 2023 году каждый второй москвич был готов уехать в регион ради большей зарплаты. «С деньгами в маленьком регионе можно отлично жить», — приводило цитаты респондентов издание «Говорит Москва». Однако зарплаты в большинстве регионов России пока не могут конкурировать с московскими.

Другой сценарий — удаленная работа на Москву из региона, которая позволяет значительно повысить качество жизни в регионе. Правда, после бума удаленки на волне пандемии, сейчас только 4–6% вакансий предусматривают полную удаленку, а большинство компаний предлагают гибридный график, причем даже в таких традиционных для удаленщиков сферах, как IT.

«Стоимость исторического здания или просто квартиры в провинции может быть в десять и даже в 100 раз ниже, чем в крупных городах. Это объективный экономический фактор, создающий условие для самореализации через "девелопмент"», — говорит Дубейковский.

Согласно исследованию Института экономики роста им. П. А. Столыпина, социально-экономические факторы не столько «привлекают», сколько «выталкивают» людей из мегаполисов в провинцию. А вот ключевыми привлекающими факторами исследователи называют социальные связи, особую атмосферу малых городов и экологию. Если говорить о ценностях, то в центр молодежь толкает личный успех, саморазвитие и поиск нового, а в регионы — локальный патриотизм, тесные социальные связи и единство, размеренность темпа жизни.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Если основной повод к переезду не связан с работой, учебой и любовью, то он скорее про ценности. Но вообще-то, к социально-экономическим факторам относятся жилищные условия, социальный капитал и в целом образ жизни. На мой аффинированный взгляд, малые города по этим трем позициям как минимум не уступают крупным», — подтверждает Дубейковский.

Растет ли спрос на локальную идентичность и что будет с малыми городами?

Василиса Горбачева / «Правила жизни»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Будущее малых городов — вопрос крайне дискуссионный. На текущий момент говорить о массовом возвращении людей в регионы, очевидно, преждевременно, но ряд тенденций указывает, что стратегически задача сделать провинцию более привлекательной есть. Правда, и Москва не очень-то хочет отпускать людей далеко, вкладываясь в развитие инфраструктуры и повышая привлекательность города.

Недавняя инициатива о переезде штаб-квартир госкомпаний в регионы намекает, что на федеральном уровне точно заинтересованы в усилении регионов. Частные инициативы по развитию туристической привлекательности провинции тоже косвенно свидетельствуют о растущем общественном запросе. К примеру, активно развиваются Плес, Рыбинск, Урюпинск, города Краснодарского края и другие.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вместе с тем статистически уезжать из малых городов в столицу пока меньше не стали, считает Дубейковский: «По моим наблюдениям, доля молодых людей, уезжающих после школы в крупные города, стабильна. Изменения в этой цифре связаны с открытием/закрытием вузов и ссузов в малых городах. Когда будет новая волна открытий учебных заведений в провинции, тогда и будут положительные изменения в этой части демографической пирамиды. Считаю отъезд на "большую землю" нормой, причем исторической. Всегда призываю молодых жителей малых городов уезжать за новым оптом в миллионники. На мой взгляд, задача удерживать молодежь гораздо менее перспективная, чем задачи создания моды на их локальную идентичность и условий для осознанного возвращения опытных земляков на малую родину».

Исследователи Института экономики роста им. П. А. Столыпина отмечали, что для привлекательности городов не в последнюю очередь важно работать над дизайном и архитектурным наследием. К слову, именно возможность жить в историческом фонде среди прочего подталкивает молодежь к возвращению в небольшие населенные пункты. Глобально же важно заниматься стратегией развития таких городов, развивать и подчеркивать преимущества на уровне идентичности и брендинга.

По словам Дубейковского, пока возвращение в регионы невозможно назвать массовым трендом, это скорее серия ярких единичных кейсов конкретных визионеров, которые выделяются в общем потоке новостей и оттого создают ощущение повсеместности. Вместе с тем куда важнее, помимо внимания СМИ, соцмедиа и повышения туристического потенциала, привносить ценностные и инфраструктурные, системные изменения, менять систему распределения налогов и местного самоуправления, чего невозможно достичь маятниковой миграцией.

Однако даже без этих изменений провинция обладает большим ценностным наполнением, считает Дубейковский: «И для миллениалов, и для зумеров однажды наступает время для ответа на вопрос "Зачем?". У провинции и вчера, и сегодня, и завтра большой арсенал преимуществ для ответа на него».