Однажды в Голливуде: полный гид по Америке 1960-х, часть первая

Накануне премьеры «Однажды в Голливуде» Правила жизни публикует гид по кинематографу Америки 1960-х и историческим событиям, которые повлияли на творчество Квентина Тарантино — от первой картины о Джеймсе Бонде и вестернов со Стивом Маккуином до «новой французской волны» и дела «голливудской десятки». Этот материал был впервые опубликован в 2019 году.
Однажды в Голливуде: полный гид по Америке 1960-х, часть первая

«Однажды в Голливуде» Квентина Тарантино — фильм, который, с одной стороны, скрупулезно реставрирует на экране Америку конца 1960-х, а с другой — мечтательно предлагает альтернативную историю этого времени. Ключевые события ленты разворачиваются в августе 1969 года — в дни, предшествовавшие убийству актрисы Шэрон Тейт «Семьей» Чарли Мэнсона. Американская писательница Джоан Дидион называла эту трагедию «концом шестидесятых для Голливуда». Смерть восходящей звезды и ее нерожденного ребенка (Тейт была беременна от режиссера Романа Полански, за год до того закончившего — дьявольская ирония — фильм «Ребенок Розмари») ознаменовала собой завершение турбулентной декады, поворотных точек в которой было больше, чем звезд на американском флаге. Война во Вьетнаме и Лето любви; убийство Кеннеди и убийство Кинга; высадка в заливе Свиней и высадка на Луне; капитуляция старого Голливуда перед европейским вторжением и рождение нового Голливуда.

Не занимайтесь самолечением! В наших статьях мы собираем последние научные данные и мнения авторитетных экспертов в области здоровья. Но помните: поставить диагноз и назначить лечение может только врач.
Getty Images
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В гибели кинозвезды (которую все считали слишком милой, доброй и скромной для того, чтобы выжить в Калифорнии) от рук сектантов (рекрутированных Мэнсоном в среде тех самых хиппи) был свой уродливый символизм. Она не просто иллюстрировала столкновение иерархий, но также была свидетельством кризиса культуры, декларировавшей пацифизм, но не чуждой насилия. И если гибель Тейт, ее ребенка и нескольких их с Романом Полански друзей стала «смертью шестидесятых», то поминками по десятилетию можно назвать два музыкальных фестиваля конца 1969 года: «Вудсток» и «Альтамонт».

Первый состоялся на Восточном побережье 15–18 августа — ровно через неделю после трагедии в Калифорнии. «Вудсток» завершился грустной гитарной кавер-версией гимна США в исполнении Джими Хендрикса и удивлением американских СМИ насчет того, что полмиллиона грязных и пьяных хиппи смогли продержаться целые выходные без насилия. Притом что полиции на мероприятии почти не было. Но уже 6 декабря вселенское зло отыгралось на фестивале в Альтамонтском гоночном парке в Калифорнии. Этот «западный "Вудсток" завершился массовой паникой и тремя смертями. Байкер из клуба "Ангелы ада" (мотоциклисты взяли на себя функцию охраны фестиваля в обмен на пиво) убил 18-летнего афроамериканца Мередита Хантера во время выступления Rolling Stones. Драки между посетителями фестиваля и байкерами шли весь день, но что-то инфернальное случилось во время исполнения Sympathy for the Devil. Хантер (чья девушка впоследствии сказала, что он был под кайфом) пытался подняться на сцену, байкеры сбрасывали его и били. Через какое-то время он появился вновь с револьвером — и был убит ножом. Еще два человека погибли в результате автопроисшествий. Это и был настоящий финал американских шестидесятых — десятилетия, будто бы спродюсированного любовью и смертью.


Накануне российской премьеры девятого фильма Квентина Тарантино Правила жизни составил гид по американским 1960-м и влиянии этой эпохи на творчество режиссера и содержание «Однажды в Голливуде». Объять необъятное невозможно, поэтому мы будем фокусироваться на событиях из мира кино. Тем более что политический контекст десятилетия в картине со сказочным названием сознательно отодвинут на дальний план: для Тарантино кинематограф — побег от реальности, а не гражданская платформа. Итак, первая статья описывает знаковые события 1960–1964 годов. Во второй речь пойдет от 1965–1969-м.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Осторожно: ниже встречаются спойлеры, без которых не объяснить многие из тарантиновских киноцитат.

Звезда на Аллее славы американской актрисы Джоан Вудворд, 2014 год.Звезда на Аллее славы американской актрисы Джоан Вудворд, 2014 год. Вудворд была в числе восьми деятелей кино, получивших звезду на бульваре Голливуд (однако первые памятные знаки были временными — первую постоянную звезду получил режиссер Стэнли Крамер)oanne Woodward star on Hollywood Walk of Fame in Hollywood, California. This star is located on Hollywood Blvd. and is one of over 2000 celebrity stars embedded in the sidewalk. It was one of the first 8 inaugural stars.31 minutes ago
Звезда на Аллее славы американской актрисы Джоан Вудворд, 2014 год. Вудворд была в числе восьми деятелей кино, получивших звезду на бульваре Голливуд (однако первые памятные знаки были временными — первую постоянную звезду получил режиссер Стэнли Крамер)
Getty Images

8 февраля 1960 года

В Голливуде официально открывается Аллея Славы. И один связанный с этим событием миф как нельзя лучше описывает то состояние постоянной борьбы, в котором жили американские звезды той поры. Например, Рик Далтон — вымышленный актер, которого в «Однажды в Голливуде» играет Леонардо ДиКаприо. Лежащая в самом фундаменте Аллеи Славы несправедливость заключается в том, что вот уже почти 60 лет принято думать, будто бы первой обладательницей именной звезды стала Джоан Вудворд. На самом деле это не так: актриса была лишь одной из восьми знаменитостей, имена которых были случайным образом отобраны из 1558 кандидатур. А сделано это было лишь для того, чтобы показать жителям Лос-Анджелеса прототипы звезд на Аллее — причем состоялась демонстрация «пробников» еще в августе 1958 года. А вот торжественное открытие Аллеи Славы случилось лишь в начале 1960 года. Возможно, Вудворд ошибочно считают первой среди первых, потому что именно ее фото с именной звездой попало в февральские газеты. В любом случае, вот оно — наглядное доказательство того, что американская мечта любит играть со своими преследователями в русскую рулетку. На протяжении фильма Рик Далтон не раз будет фантазировать о том, как бы сложилась его жизнь, получи он на том или ином кастинге чужую роль, например партию Стива Маккуина в «Большом побеге» (1963).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кадр из фильма «Квартира» Билли Уайлдера
Кадр из фильма «Квартира» Билли Уайлдера
Capital Pictures / East News

15 июня 1960 года

В прокат выходит «Квартира» Билли Уайлдера — последний черно-белый фильм, который возьмет главный «Оскар» («Список Шиндлера» и «Артист» не в счет), и одна из первых картин, сделанных с помощью новомодных объективов компании Panavision. Революция в отрасли кинооборудования, случившаяся в конце пятидесятых и начале шестидесятых, была вынужденной: из-за распространения телевизоров резко обрушились обороты прокатной индустрии. Чтобы поднять зрителей с дивана, кинотеатрам нужно было предложить им изображение высочайшего качества. Его гарантом стала заставка Shot in Panavision, с гордостью демонстрируемая перед началом фильмов. Противостояние кино и телевидения — то поле боя, по которому в «Однажды в Голливуде» вынужден метаться герой Леонардо ДиКаприо — угасающая телезвезда, мечтающая о роли у Романа Полански.

«Психо»
«Психо»
Collection Christophel/Legion Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

16 июня 1960 года: премьера «Психо»

У Тарантино есть сцена, в которой Клифф Бут (герой Брэда Питта) инспектирует ранчо, где поселилась «Семья» Мэнсона, в поисках своего друга — бывшего каскадера. Того, вероятно, убили. Медленная прогулка Бута по ранчо сопровождается тревожной музыкой в духе хичкоковского композитора Бернарда Херрмана, а сама сцена напоминает об эпизоде из «Психо», в котором героиня исследовала мотель, пытаясь найти миссис Бейтс. Но дело здесь даже не в том, что фильм Хичкока обыгрывается в «Однажды в Голливуде» буквально. А в том, что Тарантино часто строит свои фильмы на базовом хичкоковском приеме.

В книге «Хичкок/Трюффо» (выйдет в 1966 году) Хичкок так объясняет кинокритику свой метод: «Представьте, что во время нашего с вами разговора под столом тикает таймер бомбы. Мы об этом не знаем, а зритель знает. Что бы мы ни говорили, наша история сразу становится интереснее». «Бомба под столом» в фильме «Однажды в Голливуде» — это 2,5-часовое ожидание события, о котором знает зритель, но о котором еще не догадываются герои: нападения «Семьи» Мэнсона на Шэрон Тейт. Но и в других фильмах Тарантино тоже предостаточно бомб. В «Криминальном чтиве» зритель знает о парне с револьвером, который прячется в туалете. В «Бешеных псах» нам известно то, о чем еще не догадался Мистер Белый. Мистер Оранжевый — крот!

Голливудская десятка (слева направо): Альберт Мальц
Представители «голливудской десятки» (слева направо): Сэмюэл Орниц, Ринг Ларднер-младший, Альберт Мальц, Алва Бесси, Лестер Коул, Герберт Биберман, Эдвард Дмитрык
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Осень–зима 1960 года

В прокат выходят сразу два фильма по сценарию Далтона Трамбо — самого известного представителя «голливудской десятки». То есть деятелей искусства, попавших в черный список из-за предполагаемых или доказанных симпатий к коммунистам. На самом деле «диссидентов» было гораздо больше, но показательному суду и профессиональному остракизму в 1947 году были подвергнуты именно десять сценаристов, продюсеров и режиссеров. И первым из них в 1960 году был реабилитирован именно Трамбо. Его имя появилось в титрах фильма «Исход», а звезда «Спартака» Кирк Дуглас публично поблагодарил Трамбо за то, что тот написал сценарий для этой ленты Стэнли Кубрика. У Квентина Тарантино в Голливуде репутация защитника тех представителей кинематографа, чей вклад постоянно остается недооцененным. Он воспевает каскадеров и азартно вставляет в сценарий отсылки к незаслуженно забытым фильмам и сериалам. А в интервью и вовсе называет себя покровителем «низких жанров» — например, спагетти-вестернов.

Неприкаянные
«Неприкаянные», кадр из фильма.
Legion Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

1 февраля 1961 года

В прокате «Неприкаянные» — последний фильм Мэрилин Монро, и это не очередная комедия, а настоящая драма о грядущем кризисе голливудских мужественности (ее олицетворяет Кларк Гейбл) и женственности. Две красавицы и два ковбоя знакомятся в Неваде. Фоном для их отношений становится борьба за свободу списанных мустангов, которых вот-вот забьют на корм для собак. 1962 год запомнится американцам трагической смертью Монро, а гибель Шэрон Тейт в 1969-м завершит кольцевую композицию этой странной декады.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«На последнем дыхании»
«На последнем дыхании», кадр из фильма
Legion Media

7 февраля 1961 года

До Америки наконец-то добирается «На последнем дыхании» Жан-Люка Годара — первый «прибой новой французской волны», из пены которой, как принято считать, и вышел стиль Квентина Тарантино. Герой Бельмондо в этой картине подражает Хамфри Богарту и целится в солнце, а молодой французский киновед, оказавшийся режиссером, сознательно отвергает все классические приемы постановки и монтажа, изобретая новый язык.

Но Тарантино рос не только на работах великих французов, но и на статьях кинокритиков. В одном интервью он упоминает, что рецензия знаменитой Полин Кейл на картину Годара «Банда аутсайдеров» (1964) повлияла на него даже больше, чем сам фильм. В своей статье Кейл описала фильм так: «Представьте, что француз взял американский криминальный роман, вытряхнул из него всю банальность, а оставшиеся слова превратил в поэму». Прочитав эту рецензию, Тарантино поклялся себе снимать именно такое кино. Поэзию будней.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Квентин Тарантино и Роберт Родригез
Квентин Тарантино и Роберт Родригес
East News
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кстати, название творческого объединения A Band Apart, которое Тарантино создаст вместе с друзьями-режиссерами (Родригесом, Бессоном, Бертоном, Ву и другими), происходит именно от французского Bande à Part — оригинального заголовка ленты Годара. А еще авторитет европейских классиков не раз выручит Тарантино во время деловых переговоров по поводу «Бешеных псов». Партнеры будут спрашивать его, что значит непонятное название Reservoir Dogs — а он будет отвечать, что так в фильмах новой волны обозначали копов под прикрытием. И никто не поспорит!

Портрет Стива Маккуина в образе охотника за вознаграждением Джоша Рэндалла в вестерне «Разыскивается: живой или мертвый»
Портрет Стива Маккуина в образе охотника за вознаграждением Джоша Рэндалла в вестерне «Разыскивается: живой или мертвый»
Getty Images

29 марта 1961 года

На канале CBS наконец-то завершается вестерн-сериал «Разыскивается живым или мертвым», в котором на протяжении трех лет играл Стив Маккуин — один из прототипов Рика Далтона из «Однажды в Голливуде». Главное телевизионное шоу героя ДиКаприо списано именно с этого хита CBS. Но отличия между реальным Маккуином и вымышленным Далтоном состоит в том, что первый смог перебраться с маленького экрана на большой, а второму это все никак не удастся. Зато у ДиКаприо в «Однажды в Голливуде» появляется возможность сыграть недооцененного актера. Роль на сопротивление, возможен «Золотой глобус».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кадр из фильм Джона Кассаветиса «Тени»
Кадр из фильма Джона Кассаветиса «Тени»
Legion Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Однажды в 1961 году

После трех лет скитаний по фестивалям и пересъемок дебютный фильм Джона Кассаветиса «Тени» наконец добирается до проката в родной Америке — причем права на дистрибуцию сохраняет за собой сам режиссер. Это революционное кино. И дело не только в том, что его герои состоят в межрасовых отношениях, но и в том, что малобюджетная картина была сделана за пределами голливудских студий. Студийная система в конце пятидесятых и начале шестидесятых трещит по швам — в том числе и потому, что правительство наконец-то запрещает кинопрокатчикам владеть кинотеатрами. В Голливуде рождается контркультура, и сделанные партизанскими методами «Тени» запускают новую волну в американском кино. Методы съемки «Бешеных псов», которые выйдут спустя тридцать лет, во многом похожи.

Кадр из фильма Джона Кассаветиса «Тени»
Кадр из фильма Джона Кассаветиса «Тени»
Legion Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но «Тени» были черно-белым фильмом не только по цвету, но и по содержанию. Сегодняшние политизированные критики ругают «Однажды в Голливуде» за то, что пространство этого фильма целиком принадлежит белым мужчинам, забывая, что «большой Голливуд» в ту пору и правда был именно что белым и мужским. Но демография постепенно менялась, и расовые и этнические темы проникали в кино. Вот, например, статья о том, как боролись за право говорить о себе евреи Голливуда.

Кстати, в этом году Тарантино разумно игнорирует критику, а раньше отвечал на обвинения в неполиткорректности куда жестче. К примеру, когда Спайк Ли после выхода «Джеки Браун» обвинил его в злоупотреблении словом на букву N, Тарантино возразил, что именно так и говорят о себе афроамериканцы в тех местах, в которых он снимает кино. И что не будь он белым, его бы не критиковали — а это «и есть расизм в худшем виде». Конфликт был исчерпан, когда за Тарантино заступился Сэмюэл Л. Джексон, игравший у обоих режиссеров.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Американские военные во Вьетнаме
Американские военные во Вьетнаме
Patrick Christain/Getty Images
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

12 января 1962 года

Американские военные впервые непосредственно участвуют в крупном сражении на территории Вьетнама. Операция «Чоппер» закончится для янки благополучно, но дальнейшие события кампании наложат свой отпечаток на массовую культуру США. Далекий от политики (исключение — участие в марше против полицейского произвола и награждение «Золотой пальмовой ветвью» Майкла Мура в год, когда Тарантино возглавил жюри в Каннах) и ненавидящий насилие в реальной жизни Тарантино, впрочем, будет избегать этой темы во всех своих фильмах. Разве что ветеран «Охотника на оленей» Кристофер Уокен произнесет для него в «Криминальном чтиве» шутливый монолог про жизнь во вьетнамском плену. А в «Однажды в Голливуде» Тарантино и вовсе кое-что украдет у Вьетнамской войны. На вечеринке в особняке Хью Хефнера (которого в 1969 году тоже еще не было) в фильме можно встретить певицу и актрису Конни Стивенс. В действительности в это время она была в туре по Вьетнаму — поддерживала боевой дух солдат.

Софи Лорен получает «Оскар» за роль в фильме Sophia Loren as she receives the Oscar statuette from producer Joseph Levine in Rome, April 4, 1962. She won the Academy Award for best actress's performance in the 1960 Italian film, TWO WOMEN. Фото: Everett Collection / East News
Софи Лорен получает «Оскар» за роль в фильме «Чочара» («Две женщины»)
Everett Collection / East News
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

4 апреля 1962 года

«На последнем дыхании», впрочем, приносит американской киноиндустрии не только облегчение, но и головную боль. Дело в том, что скованное «Кодексом Хейса» голливудское кино просто не в состоянии быть таким же злободневным и честным, как европейский импорт. Поэтому Старый Свет повторно колонизирует Новый Свет — но уже с помощью фильмов, а не мушкетов. 17 апреля 1961 года впервые в истории «Оскара» приз за лучшую роль получает актриса, которая не произнесла в кадре ни слова по-английски. Это Софи Лорен из фильма «Чочара». Другой символ европейского вторжения — тот факт, что в 1962 году в американский прокат выйдет целых 700 фильмов на иностранных языках. Революция в американской драматургии 1960-х, пик которой придется на конец декады (и будет отрефлексировал в «Однажды в Голливуде»), станет своеобразной реакцией американской иммунной системы на эту внешнюю угрозу.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Шон Коннери в «Доктор Ноу»
Шон Коннери в «Доктор Ноу»
Legion Media

5 октября 1962 года

В прокате «Доктор Ноу» — первый из фильмов о Джеймсе Бонде. Эта сага — такой же фетиш Тарантино, как женские ступни: он не только может бесконечно ранжировать актеров, сыгравших шпионов (на первом месте, разумеется, Коннери), но и всерьез собирался поставить фильм об агенте 007. Причем события ленты должны были разворачиваться именно в шестидесятые годы, то есть в голове у Тарантино уже тогда был план реконструкции любимой эпохи. Но вместо него «Казино "Рояль" снял Мартин Кэмпбелл, а Тарантино успокоил себя парой шуток про шпионское кино в "Однажды в Голливуде".

24 октября 1962 года

В прокате политический триллер «Маньчжурский кандидат», который считается первым крупным американским фильмом, изобразившим поединок в стиле карате между Фрэнком Синатрой и Генри Силвой. Восточные единоборства — другая одержимость Тарантино, так что готовьтесь прочитать во второй статье о том, как на «Однажды в Голливуде» повлиял сериал Брюса Ли «Зеленый Шершень» (1966-1967). Ладно, не удержимся и расскажем самое интересное сейчас: в фильме Тарантино есть сцена драки Брюса Ли и Клиффа Бута. В первом раунде побеждает Ли, во втором — Бут, а перед третьим приходит любимая каскадерша Тарантино Зоуи Белл и всех разгоняет. Поражение Ли оскорбило дочь актера и многих его поклонников. Но тут же выяснилось, что на самом деле сцена была еще длиннее и унизительнее для мастера единоборств, однако постановщик трюков Роберт Алонзо и Брэд Питт уговорили Тарантино ее переписать, введя персонажа Зоуи Белл. А вот актер Майкл Мо до сих пор верит, что если бы третий раунд состоялся, то Брюс Ли в его лице бы одолел Бута — Питта.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Однажды в 1962 году

Правительство США наносит еще один удар по киностудиям: теперь им запрещено монополизировать агентский бизнес. Актеры обретают большую свободу в выборе ролей и построении карьеры, но не всем им удастся извлечь из этого пользу. В «Однажды в Голливуде» герой Леонардо ДиКаприо, по сути, становится жертвой хищного продюсера Марвина Шварца, сыгранного Аль Пачино.

«Как был завоеван Запад»=
«Как был завоеван Запад»
Legion-Media

2 ноября 1962 года

В прокате эпос «Как был завоеван Запад» — первый игровой фильм, снятый в формате «Синерама», который обеспечивал объемное изображение (правда, со швами в двух местах на экране). В легендарном вестерне, снятом четырьмя режиссерами (среди них Джон Форд), собрались Генри Фонда, Джон Уэйн, Илай Уоллак, Грегори Пек и Ли Ван Клиф. Неизвестно, вдохновил ли этот фильм Тарантино и его друзей на собственный альманах «Четыре комнаты», но известно, что Тарантино буквально ненавидит Форда — и в «Однажды в Голливуде» будет шуточка на этот счет.

Квентин Тарантино
Квентин Тарантино
East News
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

27 марта 1963 года

В городе Ноксвилл, штат Теннесси (шесть часов лета до Лос-Анджелеса с обязательной пересадкой), рождается Квентин Джером Тарантино. Мать мальчика — медсестра, поэтому то, что в «Криминальном чтиве» герой Тарантино (он, кстати, учился на актера — но никогда не брал курсов сценарного мастерства и режиссуры) ждет возвращения со смены своей любовницы-медсестры, — вполне себе фрейдистская штука. Отца Тарантино никогда не видел и не искал, но в его фильмах (будь то «Джанго освобожденный», «Убить Билла» или «Бесславные ублюдки») постоянно встречаются сцены убийства родителей на глазах у детей. В Лос-Анджелес двухлетний Квентин перебрался уже в 1965 году.

Григорий Чухрая вручает Стиву Маккуину приз за лучшую мужскую роль в фильме «Великий побег»
Григорий Чухрай вручает Стиву Маккуину приз за лучшую мужскую роль в фильме «Великий побег»
Кассин Евгений/Фотохроника ТАСС

21 июля 1963 года

В Москве подводятся итоги III ММКФ, и жюри под руководством Григория Чухрая вручает приз за лучшую мужскую роль Стиву Маккуину — звезде фильма «Большой побег». Хотелось бы соврать, что премьера одного из величайших американских боевиков и состоялась в СССР, да еще и спустя полгода после кубинского кризиса. Но на самом деле первый показ «Большого побега» прошел в конце июня в Лондоне, а уже в День независимости (то есть наутро после открытия того ММКФ) картина стартовала в американском прокате. Но нам все равно есть чем гордиться, а Тарантино есть как обыграть значение этого фильма. После каннской премьеры режиссер вернул в «Однажды в Голливуде» чудесную сцену: в ней Рик Далтон фантазирует, как бы сложилась его карьера, отбей он роль в «Большом побеге» у Стива Маккуина. И нам тут же показывают кусочек из классического фильма, но уже с лицом Леонардо ДиКаприо, приклеенным компьютерным скотчем к телу Маккуина.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А еще после Канн Тарантино вернул в картину несколько вырезанных сцен с Марго Робби — возможно, потому, что на фестивальной пресс-конференции его упрекнули в том, что фильм слишком мужской.

24 июня 1963 года

Компания Nottingham Electric Valve Company представляет устройство Telcan — первый домашний видеомагнитофон. Родившийся три месяца назад Квентин Тарантино еще не знает, что будет работать в видеосалоне.

Кадр из фильма «Ковавый пир»
Кадр из фильма «Ковавый пир»
Фото: Кинопоиск

6 июля 1963 года

В прокате «Кровавый пир» — эротический слешер с моделями Playboy, снятый режиссером Хершелом Льюисом. Поджанр фильма — сплеттер, так называют кино, которое перебарщивает с расчлененкой. Финал «Однажды в Голливуде» — тоже немного сплеттер (эй, мы предупреждали, что без спойлеров не обойдемся!)

Конец 1963 года

В торговом центре в Канзас-Сити появляется первый в истории США многозальный кинотеатр Parkway Twin от сети AMC. Ну как многозальный — в нем всего два экрана.

Кинотеатр Cinerama Dome в 1965-м году.
Кинотеатр Cinerama Dome в 1965-м году.
American Stock Archive/Getty Images
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Однажды в 1963 году

В Лос-Анджелесе открывается кинотеатр Cinerama Dome, и 800 посадочных мест и современный экран быстро превращают его в место проведения самых важных премьер. В «Однажды в Голливуде» кинотеатр обязательно появится в кадре — равно как и легендарный автокинотеатр Van Nuys Drive-In Theater. В первый Тарантино бегал в детстве, а во второй приезжал в юности. Фанаты уже вовсю ищут камео режиссера в «Однажды в Голливуде», но пока безуспешно. Возможно, он все-таки есть в фильме — просто сидит в одном из кинотеатров.

29 января 1964 года

В прокате «Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу» Стэнли Кубрика. У Тарантино сложные отношения с фильмами этого режиссера, но первые 20 минут «Заводного апельсина» он, например, считает идеальной кинематографией — и в каком-то смысле воспроизводит ее в «Бешеных псах». Это заметно и по замедленной съемке в сцене, где герои выходят из кафе, чтобы ограбить ювелирную лавку, и в эпизоде с пыткой пленного полицейского под веселую музыку. Это противоречие между картинкой и звуком Тарантино, по собственным словам, приметил в сцене с изнасилованием под Бетховена в «Заводном апельсине».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кадр из фильма «Полевые лилии»
Кадр из фильма «Полевые лилии»
Legion Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

13 апреля 1964 года

Сидни Пуатье становится первым (и единственным во всем ХХ веке) чернокожим актером, получившим «Оскар». Награду ему приносит фильм «Полевые лилии». Это просто интересный факт — и повод напомнить вам, что у Квентина Тарантино есть гениальный фильм «Джеки Браун» с чернокожей актрисой Пэм Гриер в главной роли.

Ли Марвин в фильме «Убийцы» фото: Legion-Media
Ли Марвин в фильме «Убийцы»
Legion-Media

7 июля 1964 года

В прокате «Убийцы» Дона Сигела — последний фильм в карьере Рональда Рейгана и один из главных источников вдохновения для «Криминального чтива» и «Бешеных псов». Герои Ли Марвина и Клу Галагера станут ролевыми моделями для персонажей Траволты и Джексона, а сам Тарантино скажет, что в бандитских фильмах 1960-х его больше всего очаровывала... рабочая этика негодяев. Чтобы чувствовать себя не разбойниками и негодяями, а профессионалами, специалистами и частью ремесла, персонажи «Бешеных псов», как и их предтечи из фильма Дона Сигела, культивируют в себе деловой подход к ограблениям. Как и сам Тарантино, все его герои — страстные перфекционисты.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кадр из фильма Цинциннати Кид
Кадр из фильма «Цинциннати Кид»
Legion-Media

Где-то в 1964 году

Скандал на площадке фильма «Цинциннати Кид»! Во время съемок остросюжетной драмы про покер со Стивом Маккуином в главной роли происходит увольнение режиссера. От услуг Сэма Пекинпа отказываются, когда узнают, что он самовольно решил «опошлить» фильм, досняв эротическу сцену, которой не было в сценарии. В ней зритель должен был увидеть обнаженную красотку, лежащую под меховой шубой. Сцена явно предназначалась для европейского проката, потому что в Америке такое бы на экран не пропустили. А знаете, что самое интересное? Девушкой из массовки, согласившейся сыграть этот эпизод, стала будущая звезда Шэрон Тейт.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: