Бунт франшизы против франшиз: «Матрица 4» — то ли издевательство, то ли действительно призыв изменить киноиндустрию
![Бунт франшизы против франшиз: «Матрица 4» — то ли издевательство, то ли действительно призыв изменить киноиндустрию Бунт франшизы против франшиз: «Матрица 4» — то ли издевательство, то ли действительно призыв изменить киноиндустрию](https://www.pravilamag.ru/upload/img_cache/3fc/3fc567fbb2fa00a0072684c1e77732c2_ce_2560x1597x0x0_cropped_510x340.webp)
Матрица перезагружена, жертва Нео и Тринити в финале трилогии была напрасна: система машин восстановилась, получила обратную связь и решила и дальше терпеть оппозицию людей, которые своими взломами делают ее только сильнее. И Нео и Тринити (или их проекциям? сюжет лучше описывать только в общих чертах) тоже нашлось место в дивном новом мире. Нео (Киану Ривз) теперь — все тот же Томас Андерсон, но уже не клерк к белой рубашке, а звезда геймдизайна вроде Хидео Кодзимы. Он разработчик суперпопулярной трилогии игр под названием... «Матрица». Все события, происходившие в фильмах 1999–2003 годов, таким образом, часть вселенной компьютерной игры. Так что жертвы Матрицы прекрасно знают не только о Матрице, но и о жертвенной попытке Морфеуса освободить их, но относятся ко всему этому как к сюжету стрелялки. Общество спектакля превратилось в общество игрового стрима.
Сам Нео подозревает неладное — и пытается покончить с собой. Матрица его не отпускает, но отправляет к психоаналитику с черной кошкой (Нил Патрик Харрис в роли, которую он уже играл в «Звездном десанте»), который прописывает мистеру Андерсону горсть синих таблеток. Да еще и совладелец компании и босс (Джонатан Грофф из «Охотников за разумом» Финчера) требует от гения срочно сделать четвертую серию «Матрицы». Приказ объясняется просто: начальство из медиагиганта Warner Brothers хочет заработать на ностальгии. Пока другие разработчики устраивают мозговой штурм (кто-то говорит, что «Матрицу» любили за bullet time, кто-то настаивает, что за репрезентацию ЛГБТК+), задумчивый Андерсон любуется женщиной, которую каждое утро видит в кафе Simulatte. У нее самовлюбленный муж и двое сыновей, а в свободное от воспитания никчемных мужчин время она мастерит мотоциклы. Ее зовут Тиффани — но мы-то знаем, что это Тринити и актриса Кэрри-Энн Мосс, которая когда-то свела с ума миллионы мальчишек и девчонок по всему миру. Один из героев, представившись гиком, бесцеремонно называет ее «горячей MILF». Да пошел он.
![](https://www.pravilamag.ru/upload/img_cache/640/640c0a420e2a0c78936db1b0fa2d7a12_cropped_510x287.webp)
«Матрицу» будут ругать и хвалить, но никто не поспорит с тем, что она получилась немыслимо интересной. В первую очередь — для фанатов, потому что вопросов за 148 минут им зададут больше, чем на ЕГЭ. Почему Нео и Тринити живы — и живы ли вообще? Для чего машины терпят мятежный Зион? Раз Морфеуса играет другой актер, то что, если где-то в фильме прячутся еще и агент Смит, Пифия и Архитектор? Кто из второстепенных персонажей трилогии появится с эффектным камео? И ради чего вообще затеян этот балаган?
И первые две трети фильма новая «Матрица» действительно щедро вознаграждает пытливые умы. Для многих современных ученых вопрос реальности Матрицы перестал быть принципиальным, поэтому фильм поднимает новый. Если факт существования Матрицы и недоказуем, и очевиден, то в чем заключается долг свободного человека? В непрекращающемся самопознании? Тогда у Ланы Вачовски плохие новости для киноманов: в новом веке мы страшно обленились. «Матрица» была призывом ко всеобщему пробуждению, но оказалась (вместе с вышедшими в том же году «Звездными войнами» и догнавшими их вскоре «Гарри Поттером» и «Властелином колец») приманкой, заманившей зрителей в лабиринт сиквелов, спиноффов, франшиз и ребутов; даже слова эти теперь звучат как названия роботов-агентов на службе какой-то системы. В 1995 году фильмы по комиксам не имели и пары процентов от совокупного американского проката, а сегодня удерживают 35% рынка. Остальные 65% тоже почти целиком принадлежат пережеванным идеям — экранизациям книг и статей и перезапускам старых франшиз. «Ностальгия — лучшее лекарство от тревожности», — говорит злодей из новой «Матрицы», не столько оправдывая нашу привязанность к старому, сколько насмехаясь над теми, кто и работу с психотерапевтом превращает в свой личный сериал. Мы отказались от кино как от проводника новых идей, превратив его в свою зону комфорта. Кажется, Вачовски снова по мере сил восстает против такого мирового порядка.
![](https://www.pravilamag.ru/upload/img_cache/e7d/e7dc0c5ef5b46cd83f15b707531a9240_cropped_510x287.webp)
Но что еще хуже, даже старые идеи мы теперь усваиваем, только если их как следует разжевать. Новая «Матрица» решает быть издевательски доходчивой. Там, где раньше можно было незаметно подбросить в кадр книгу «Симулякры и симуляция» (пусть фанаты ее найдут, но не сразу — неспроста ведь фильм стал первой в истории картиной, более миллиона раз проданной на DVD), теперь приходится строить кафе под названием «Симулатте» — и смешно, и наглядно. Раньше синяя и красная таблетки олицетворяли отчаяние тех, кто не вписывается в бинарный мир. Теперь эту идею в разгар битвы проговаривает вслух молодая героиня. «Матрица» всегда была универсальной метафорой любой системы, подавляющей инакомыслящих. В новой части эту мысль доносят еще доходчивее: в какой-то момент Нео и Тринити оказываются мужчиной и женщиной, любовь которых оказывается под запретом. Все вокруг готовы убить их за поцелуй. Зомби преследуют влюбленных людей. Куда уж нагляднее. Новая «Матрица» специально бесперебойно кормит зрителя фансервисом: будут и целые куски из старых фильмов, и парад косплея (новый Морфеус помнит о предшественнике и хочет одеваться не менее стильно!), и упоенное самоцитирование. Все для того, чтобы мы чувствовали себя комфортно и не хотели бежать из франшизы.
![](https://www.pravilamag.ru/upload/img_cache/aa0/aa0560506c2b4985cf9fdf6a54af1e17_cropped_510x269.webp)
И это вторсырье превращается в действительно захватывающее кино. Но по иронии судьбы сбой фильм дает именно тогда, когда отказывается от сатиры и решается переключить свой искусственный интеллект на эмоциональный. Первая «Матрица» была не только лихим боевиком, нуаром в зеленых тонах и приземленным киберпанком, но и историей любви, способной пробуждать и превращать слабых в сильных. Нео и Тринити проводили в кадре мало времени и почти не говорили о чувствах, но именно это делало их связь такой правдивой и сильной, а встречи — столь яркими. Каждый был готов без лишних слов умереть за другого. И если уж писатель и философ Славой Жижек умудрился сравнить отношения героев «Ла-Ла Ленда» с любовью революционеров на настоящей войне, то романтика «Матрицы» — это и вовсе чувства высшей пробы. И эти чувства казались тем прекраснее, чем моложе был зритель. В финале новой «Матрицы» Киану Ривз и Кэрри-Энн Мосс пытаются заново высечь искру на экране, но получается это примерно как в перезапуске «Секса в большом городе»: скорее неловко, чем правдиво. В сериале Вачовски «Восьмое чувство» любовь была вездесуща, потому что там ей давали время созреть. Здесь о ней вспоминают в последний момент — и чуда воссоединения предназначенных друг для друга сердец не происходит. Честное слово, даже ребут «Иронии судьбы» решал эту задачу точнее.
Получается, «Матрица» два часа смеется над франшизами, а в последние двадцать минут не справляется с тем, для чего франшизы и нужны, — с трансляцией знакомых и ясных человеческих чувств. Маловероятно, что это сознательная диверсия. Скорее уж просчет сценария и режиссуры.