Стивен Кинг скандинавского разлива, клерк в лимбе и тролли: 8 отличных норвежских фильмов
![Стивен Кинг скандинавского разлива, клерк в лимбе и тролли: 8 отличных норвежских фильмов Стивен Кинг скандинавского разлива, клерк в лимбе и тролли: 8 отличных норвежских фильмов](https://www.pravilamag.ru/upload/img_cache/d54/d549e9ec75a4ce96a1f810ccb491bd33_ce_1622x1080x148x0_cropped_650x650.webp)
«Кухонные байки» / Salmer fra Kjøkkenet (2003)
Жанр: драма, комедия
Режиссер: Бент Хамер
В ролях: Йоахим Кальмейер, Томас Норстрем, Бьёрн Флоберг, Рейне Бринолфссон, Сверре Анкер Оусдаль
![](https://www.pravilamag.ru/upload/img_cache/1e3/1e3044e8a748357585363c6d40be3163_cropped_510x360.webp)
В 1950-е годы шведский НИИ, исследующий эргономику жилых пространств, установил, что обычная домохозяйка за год кухонной готовки проходит расстояние, равное пути от Швеции до Центральной Африки, и взялся за оптимизацию кухонь. Цель была поставлена благая: в идеальной кухне все должно быть под рукой, чтобы хозяйке приходилось меньше топтаться туда-сюда. Норвежский режиссер Бент Хаммер докрутил этот реальный сюжет до абсурда: в его фильме шведы нагрянули в глухую норвежскую деревню, чтобы изучить кухонные повадки холостяков, которые готовят себе сами. Ночевавшие в смешных маленьких трейлерах возле домов «испытуемых», днем шведские инспектора должны были сидеть на высоком насесте в чужих кухнях и отмечать на схеме все передвижения хозяина, но ни в коем случае не вмешиваться в его дела. Надо ли говорить, что вскоре один из инспекторов глухо запил вместе с объектом наблюдений. Но Хаммер выстроил историю вокруг двух других, сначала дичившихся, но постепенно привыкших друг к другу. Эта ироничная и по-скандинавски неспешная абсурдистская байка о том, что жизнь сложнее социологии, выдвигалась Норвегией на «Оскар».
«Неуместный человек» / Den brysomme mannen (2006)
Жанр: фантастика, фэнтези, драма, комедия, детектив
Режиссер: Йенс Лиен
В ролях: Тронд Фауса Аурвааг, Петронелла Баркер, Пер Шаанинг, Биргитте Ларсен, Йоханнес Йонер
![](https://www.pravilamag.ru/upload/img_cache/8c0/8c05d6be5e28f3130942639cf815ad77_cropped_510x287.webp)
Унылый клерк Андреас (Тронд Фауса Аурвааг), стоя на перроне метро, следит за парочкой целующихся незнакомцев. Это зрелище настолько расстраивает его, что он бросается под поезд. Очнувшись, он обнаруживает себя в автобусе, который привозит его на заброшенный полустанок — не в рай и не в ад, а в лимб, где начинается новая жизнь. Непыльная работа, симпатичная жена-брюнетка, гости по выходным, обсуждение с коллегами нового каталога IKEA — чем не идиллия? Но когда вдобавок ко всему Андреас заводит шашни с белокурой сослуживицей, эта приятная во всех отношениях жизнь дает трещину. С виду благополучного мужчину гложет какая-то неведомая тоска и придавливает экзистенциальное одиночество. Однажды он слышит из подвала странную мелодию и вместе с сообщником обнаруживает там дыру в другую реальность, которая цветет яркими красками и издает чудесные запахи и звуки. Режиссер Йенс Льен снимает мудрую абсурдистскую притчу о том, что счастье — неуловимая материя, которая не складывается из успехов, а человек — вечно мятущееся существо, не готовое довольствоваться данными ему по разнарядке благами. Серовато-белесая гамма фильма и до слез абсурдные сюжеты, из которых складывается жизнь героя в поисках чего-то большего, напоминают фильмы шведского классика Роя Андерссона — воистину, все скандинавы живут под одними и теми же стальными небесами.
«Охотники на троллей» / Trolljegeren (2010)
Жанр: ужасы, фэнтези, драма, приключения
Режиссер: Андре Эвредал
В ролях: Отто Есперсен, Гленн Эрланд Тостеруд, Йоханна Мерк, Томас Альф Ларсен, Урмила Берг-Домаас
![](https://www.pravilamag.ru/upload/img_cache/36a/36a1bb4e409958c9feb65880d6bdab8d_cropped_510x340.webp)
Группа пытливых студентов, вооруженных ручной кинокамерой, хочет прославиться на ниве журналистики, сняв убойный разоблачительный материал о браконьерах. Так, они следят за мрачным громилой по имени Ганс (Отто Есперсен), живущим в покореженном трейлере. Ганс позволяет им снимать свои приключения, преследуя собственные цели: он охотник на троллей, существование которых в норвежских лесах правительство не признает, маскируя их жизнедеятельность под разрушительные выходки крупных медведей. Ганс вынужден работать за гроши, без социальных льгот, техподдержки и пенсии — ведь его работа официально никем не признана. Увязавшейся за ним киногруппе он скоро продемонстрирует, с чем ему приходится иметь дело: гигантские тролли разных пород — хвостатые, трехголовые, живущие стаями — обращаются в камень, если посветить на них мощным прожектором. Остроумная норвежская байка режиссера Андре Овредала снята в псевдодокументальном жанре «найденная пленка» и с помощью впечатляющих спецэффектов воспроизводит фантазии норвежского художника Теодора Киттельсена, часто изображавшего лесных троллей, — выходит этакая «Ведьма из Блэр» по-норвежски.
«Осло, 31 августа» / Oslo, 31. August (2011)
Жанр: драма
Режиссер: Йоаким Триер
В ролях: Андерс Даниельсен Ли, Малин Крепин, Аксель Танке, Ганс Олав Бреннер, Ингрид Олава
![](https://www.pravilamag.ru/upload/img_cache/e7b/e7b77362c87367f932f67c388330f640_cropped_510x276.webp)
Излечившийся от пагубной привычки наркоман Андерс (Андерс Даниельсен Лье) покидает загородный реабилитационный центр, чтобы пройти собеседование в Осло. Ему 34 года, и шесть из них он провел в героиновом забытьи. Тем не менее двери для него все еще открыты, город ласково обнимает его и несет по течению. Вот только лучший друг, образцовый семьянин, превратился в истукана со скучающим лицом и стеклянными глазами, а нынешние вечеринки уже не то что давешние — нет того веселья. Очистившимся от былого тумана ясным взглядом Андерс видит мир четким — и совершенно пустым. Кажется, со времен «трилогии отчуждения» Антониони мало кто так пронзительно и спокойно говорил о некоммуникабельности современного героя, который просто не может найти точки соприкосновения с окружающим миром. Андерс дошел до такой точки, когда кажется, что мир готов тебя принять, но ты его — нет. Фильм Йоакима Триера — вторая экранизация романа Дрие Ла Рошеля «Блуждающий огонек». В первой красавец Морис Роне в роли уставшего от жизни алкоголика точно так же скитался по нежному и отчужденному Парижу 1963 года и видел вокруг пустоту. Осло 2010-х годов — такая же ласковая пустыня экзистенциального отчаяния.
«Охотники за головами» / Hodejegerne (2011)
Жанр: боевик, триллер, криминал
Режиссер: Мортен Тильдум
В ролях: Аксель Хенни, Николай Костер-Вальдау, Сюннёве Макоди Лунд, Эйвинд Сэндер, Юлие Эльгор
![](https://www.pravilamag.ru/upload/img_cache/0fb/0fb5bb7c76b8cbd7246d476ff1550a9b_cropped_510x339.webp)
Все тот же излюбленный скандинавский абсурдизм, только в упаковке криминального триллера. Роджер (Аксель Хенни) комплексует из-за небольшого роста (168 см по норвежским меркам маловато), влюблен, как мальчишка, в свою высокую жену-блондинку и ради нее трудится хедхантером, подбирая топ-менеджеров для крупных компаний. Но основной источник его немаленьких доходов — воровство. Клиенты Роджера — люди не бедные и со вкусом, и с помощью знакомого коррумпированного полицейского он тащит из их домов произведения искусства. Пока не нарывается на бывшего спецназовца Класа (Николай Костер-Вальдау), владеющего картиной Рубенса «Охота на калидонского вепря». Детективщик Ю Несбе сочинил одноименный роман за пределами своего знаменитого цикла про спившегося полицейского Харри Холе, но в узнаваемом брутальном стиле и с отменно закрученной криминальной интригой. Бедолага Роджер, уверенный, что главный хищник на своем поле — это он, внезапно сам становится загнанным «калидонским вепрем», когда Клас выходит на охоту. Режиссер Мортен Тильдум экранизировал роман Несбе в духе отвязного кровавого гиньоля — натуралистичного и проникнутого слегка отмороженным скандинавским юмором.
![](/_nuxt/img/esquire_2de4aa1.png)
«Волна» / Bolgen (2015)
Жанр: боевик, триллер, драма
Режиссер: Роар Утхауг
В ролях: Кристоффер Йонер, Ане Даль Торп, Йонас Хофф Офтебро, Эдит Хогенруд-Сэнд, Фритьов Сохейм
![](https://www.pravilamag.ru/upload/img_cache/d0b/d0b34123d5a0565170272fdf687f9b26_cropped_510x287.webp)
Геолог Кристиан (Кристоффер Йонер) работает на метеостанции, где отслеживают опасные изменения в горных пластах, нависших над тихим фьордом и деревушкой Гейрангер. Именно в тот день, когда Кристиан с семьей наконец собирается переехать в крупный промышленный город Ставангер, сейсмодатчики показывают необычные изменения на горе: понижается уровень грунтовых вод, а сама гора как будто сжимается. Прежде чем бить тревогу, добросовестный Кристиан решает все проверить и понимает, что тихий фьорд в результате извержения гигантской массы камней скоро накроет 80-метровая волна. Мастеровитый норвежский фильм-катастрофа снят по голливудским лекалам, но его фишка все равно чисто норвежская. Это контраст между идиллической природой тишайшего, будто нарисованного акварелью фьорда и мрачной стихии — опасности, которую таит в себе суровая северная природа.
«Тельма» / Thelma (2017)
Жанр: ужасы, фантастика, фэнтези, триллер, драма, мелодрама, детектив
Режиссер: Йоаким Триер
В ролях: Эйли Харбоэ, Кая Уилкинс, Хенрик Рафаелсен, Эллен Доррит Петерсен, Грета Эльтерваг
![](https://www.pravilamag.ru/upload/img_cache/a97/a971882c381d2f3a543980f296744966_cropped_510x287.webp)
Нежная Тельма (Эйли Харбе) учится в университете Осло и удивляет сокурсников строгим нравом: не курит, на вечеринках пьет только колу и ведет себя скромнее некуда. Религиозные родители из глубинки названивают Тельме каждый день, чтобы проконтролировать, что она ела на завтрак и почему поздно вернулась домой. После того как у Тельмы случается неожиданный роман с однокурсницей и начинаются странные припадки, становится понятно, что родители бдят не напрасно: девушка обладает необычными способностями, позволяющими ей немедленно получать желаемое. Кажется, что весь окружающий мир тревожно дышит в унисон с девушкой, еще не понявшей, чего же она хочет на самом деле. Там, где Ларс фон Триер сделал бы экспрессивную драму о мятущейся героине, его дальний родственник Йоаким Триер с ледяным спокойствием нагоняет своей фирменной отчужденности. История развивается неторопливо, сущность Тельмы проявляет себя исподволь, чтобы раскрыться в финале удивительным и зловещим образом, когда психодрама превращается в хоррор так незаметно, что вместо испуга приходит умиротворение. Так выглядел бы роман «Кэрри», если бы Стивен Кинг родился скандинавом.
«Туннель: Опасно для жизни» / Tunnelen (2019)
Жанр: боевик, триллер, драма
Режиссер: Пол Ойе
В ролях: Торбьорн Харр, Ильва Фюглегуд, Лиза Карлехед, Миккель Братт Сильсет, Петер Фёрде
![](https://www.pravilamag.ru/upload/img_cache/7a6/7a6986ad1f4c94f021210bf98577950a_cropped_510x212.webp)
Сотрудник норвежской МЧС Стейн (Торбьорн Харр) возвращается с дежурства в автомобильном туннеле аккурат под Рождество, чтобы вдребезги разругаться во взрослой дочерью. Та обижена, что спустя три года после смерти жены Стейн завел новую подругу и собирается зажить с ней по-семейному. Девушка прыгает в рейсовый автобус до Осло и попадает в туннель, как раз когда там заваливается на бок бензовоз. На его лобовое стекло прямо перед водителем прилетел брошенный кем-то полиэтиленовый пакет, закрыл обзор — и вот результат. Спустя некоторое время вокруг происшествия образуется пробка. Бак бензовоза подтекает, и в девятикилометровом туннеле начинается масштабный пожар, на борьбу с которым выезжает все тот же Стейн. После того как «Волна» в 2015-м стала хитом на родине и даже была отправлена от Норвегии на «Оскар», норвежцы сняли продолжение с теми же персонажами — «Разлом» про землетрясение в Осло. А спустя пару лет продолжили традицию «Туннелем». Он снова следует стандартной голливудской схеме, но при этом базируется на местной особенности: как гласит начальный титр, в гористой Норвегии 1100 протяженных автомобильных туннелей. Время от времени в них случаются опасные инциденты, но мужественные рыжебородые викинги бдят и успешно их преодолевают, потому что научились жить в гармонии с суровой природой и географическими особенностями своей страны.