Не греет душу: как Disney продолжает капитализировать ностальгию в фильме «Индиана Джонс и колесо судьбы»

В Каннах вне конкурса показали одну из главных голливудских премьер года — в пятой, заключительной части «Индианы Джонса» Харрисон Форд прощается с образом неутомимого харизматичного археолога. Настасья Горбачевская объясняет, почему заключительная часть приключений Джонса светит отблеском сокровищ, но совершенно не греет душу.
Не греет душу: как Disney продолжает капитализировать ностальгию в фильме «Индиана Джонс и колесо судьбы»
Lucasfilm Ltd./Walt Disney Pictures

Больше внимания к Индиане Джонсу в 2023 году приковано не из-за нового продолжения под порядковым номером пять, а благодаря триумфальному возвращению Ке Хюи Куана. Снявшись у Стивена Спилберга в «Храме судьбы», артист пропал с радаров и почти 40 лет спустя получил «Оскар» за роль в сумасбродном сай-фае «Все везде и сразу». Снимки Куана и Форда, стоящих в обнимку на церемонии, взорвали социальные сети. Миллениалы, которые никак не могут поверить в то, что перестали быть детьми, получили и ностальгический заряд, и еще один заслуженный хэппи-энд, и сбывшуюся сказку, и идеальный постскриптум к эпохальной франшизе. «Колесо судьбы» пытается добиться от зрителей схожего чувственного ответа: залпов аплодисментов, провожающих Инди на пенсию. Но после просмотра едва ли хочется радостно хлопать в ладоши: скорее развести руками.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Индиана Джонс и колесо судьбы»
«Индиана Джонс и колесо судьбы»
Lucasfilm Ltd./Walt Disney Pictures

Накануне выхода на пенсию профессор Джонс (все еще Форд) во сне возвращается к былым подвигам, а режиссер Джеймс Мэнголд без промедления погружает зрителей в заповедный мир бесстрашных приключений под знакомые аккорды культовой музыкальной темы Джона Уильямса. Инди опять надо спастись от нацистов, а значит предстоит пробежать целый поезд вагон за вагоном, помочь старому другу и коллеге (Тоби Джонс) продемонстрировать чудеса маскировки и не дать злодейскому злодею (Мадс Миккельсен) заполучить волшебный артефакт — своеобразный маховик времени. Настало утро, на дворе 70-е, Инди опять удалось выйти сухим из воды, осталось лишь выйти из преподавательского состава университета. На проводах появляется Хелена (Фиби Уоллер-Бридж) — крестная дочь Джонса, которая собирается втянуть дядю в новую передрягу: плохие парни уже идут по следу (ассистирует Миккельсену Бойд Холбрук из «Нарко»).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Индиана Джонс и колесо судьбы»
«Индиана Джонс и колесо судьбы»
Lucasfilm Ltd./Walt Disney Pictures
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

После очередной поделки из костей любимой франшизы с Disney хочется сводить личные счеты и умолять на коленях перестать капитализировать ностальгию. Сделка вновь и вновь завершается в пользу корпорации, а не зрителей: публика по старой памяти движется оплачивать поклоны любимых персонажей, а в ответ вновь и вновь получает сомнительные приветы из прошлого.

Получается что-то вроде гастролей с концертами по курортному побережью в сезон отпусков, только денежные ставки несоизмеримо выше. Marvel и «Звездные войны» теряют былую значимость, пересказы классических мультфильмов не радуют ни лояльную публику, ни новобранцев незнакомых с историями, часть сиквелов бесславно тонут на стримингах (вроде второй «Зачарованной»), но, откровенно говоря, ни одна из перечисленных художественных неудач не влияет ни на благосостояние компании, ни на репутацию, ни на надежды публики на новое чудо воскрешения.

Что же не так конкретно с «Индианой Джонсом»?

Формально «Колесо судьбы» старательно подгоняет старое пальто под новое приключение. Все, за что мы бесконечно любим ленты Спилберга, можно отыскать на экране:

  • харизматичная авантюристка на втором плане;
  • не самые разумные, но фактурные нацисты;
  • неприятные насекомые;
  • бравурные фразы и разудалые погони.

Вроде предложение честнее никуда — за входной билет вы получаете то, что ожидаете, но в этот раз повторение пройденного материала совершенно не радует. Разве что сложно не поразиться форме Харрисона Форда, который все еще уверенно и достойно держится в седле.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как бы то ни было, для прощания недостаточно сыграть старые песни о главном и закрыть занавес, Джонсу нужно подвести итоги многолетних свершений — если не в исследовательском плане, то в контексте собственной биографии. Археолог пытается понять: он — человек какого времени? Всю жизнь Инди провел в погоне за макгаффинами прошлого, в коридорах памяти, где очередная древняя побрякушка с секретом способна озарить таинством настоящее (в котором историку конечно совсем неинтересно). Вроде бы можно провести параллель: «Колесо судьбы» — такая же волшебная пыльная склянка, под крышкой которой таится макгаффин из прошлого. Но и фильм Мэнголда, и герой Харрисона Форда теряются вакууме вечного повторения: на дворе 70-е, а Инди никак не оставляют нацисты и тоска по good old days, хотя мир уже успел узнать много зла с другим лицом, а жанровая органика поменяла форму монтажных склеек с 80-х годов.

Если отбросить претензии к «Диснею», бесконечным перезапускам и поп-культурному мотору, то Инди как старому-доброму товарищу по озорству хочется пожелать спокойной пенсии в кресле-качалке. Хочется представить как археолог под пледом теплым вечером задорно рассказывает внукам, крестным детям и любым другим родственникам о приключениях, которые уже стали легендарными и не пытается гонять нацистов с крыльца, потрясая хлыстом.