По мотивам «Оппенгеймера»: 6 фильмов, прекрасно дополняющих байопик Кристофера Нолана
«Могила светлячков» / Hotaru no Haka (1988)
Режиссер: Исао Такахата
«Оппенгеймер» и анимационный фильм Исао Такахаты «Могила светлячков» пересекаются так же, как «Дюнкерк» Нолана с «Темными временами» Джо Райта. Другими словами, эти фильмы показывают одну и ту же историю, но с двух практически противоположных точек зрения. В «Оппенгеймере» герой Киллиана Мерфи разрабатывает атомную бомбу, которую правительство США собирается сбросить на Японию, чтобы прекратить войну. Сам процесс бомбардировки Хиросимы и Нагасаки остается за кадром, а вот в «Могиле светлячков» мы переносимся в самую гущу событий, предваряющих роковой день в истории Японии.
Страну бомбит американская авиация. 14-летний Сэйта и его младшая сестренка остаются одни: их родители погибают при обстреле. Теперь юноше приходится повзрослеть очень быстро, взять ответственность за сестру, добывать пропитание и искать подходящее убежище. «Могила светлячков» — это одно из ранних аниме студии Ghibli, доказавшее, что подобный жанр анимации не обязан быть детским и сказочным. С помощью анимации можно рассказывать взрослые, драматические и полные реализма истории о войне. Роберта Оппенгеймера в фильме долго мучила совесть за гибель сотни невинных японцев, а в «Могиле светлячков» как раз показана история простых людей за мгновение до удара атомной бомбой.
«Годзилла» / Gojira (1954)
Режиссер: Исиро Хонда
Роберт Оппенгеймер не раз в фильме задумывается о последствиях своего изобретения. Как известно, классика кайдзю-фильмов «Годзилла» 1954 года — это не просто история про огромного монстра, разрушающего Токио. Это метафора атомного взрыва, потрясшего Японию. Более того, сам Годзилла появился в момент столкновения боеголовки с землей и символизирует собой весь ужас и страдания, выпавшие на долю японцев во время войны. Режиссер картины Исиро Хонда лично участвовал во Второй мировой и даже был захвачен в плен американцами. Для него «Годзилла» изначально был не развлекательным фильмом про монстра, а настоящим авторским проектом, позволяющим через высокий артистизм переосмыслить опыт своего народа и сублимировать его подсознательный страх повторения событий августа 1945 года.
Фильмы про Годзиллу продолжают стабильно выходить, сейчас их уже более трех десятков, как голливудских, так и японских. Премьера самого нового из них состоится 1 декабря: «Годзилла -1.0» Такаси Ямадзаки впервые перенесет место действия в послевоенную, разрушенную и сломленную Японию, и этот сеттинг намного логичнее, чем в классической картине Хонды, где к 1954 году страна уже смогла оправиться.
«Город астероидов» / Asteroid City (2023)
Режиссер:Уэс Андерсон
У новых фильмов Кристофера Нолана и Уэса Андерсона много общего. Во-первых, количество звезд на квадратный метр зашкаливает в обеих лентах. Во-вторых, повествование одинаково поделено на цветную часть и черно-белую. В «Оппенгеймере» черно-белые сцены показывают суд над главным героем уже после завершения войны, цветные — жизнь ученого до сброса бомбы. В «Городе астероидов» черно-белый отвечает за репетицию пьесы, а цветной — это уже сама пьеса, разворачивающаяся в небольшом городке возле кратера, оставшегося после падения астероида тысячи лет назад. Вскоре это место превращается закрытый городок, очень похожий на Лос-Аламос, где лучшие умы Америки трудились над созданием оружия массового поражения.
События в «Городе астероидов» разворачиваются в 1955 году: все темы, затрагиваемые в «Оппенгеймере», здесь лишь обостряются и логически из него вытекают. Гонка вооружений, коммунистическая угроза, тайные государственные программы — только у Нолана все это подано серьезно, а у Андерсона — в свойственной ему комичной манере. Но лучше всего «Город астероидов» раскрывает еще одну терзающую Роберта Оппенгеймера фобию — страх потери любимого человека. Нолан не тот человек, чьи фильмы ты идешь смотреть ради любовной линии, однако в его работах любовь все же занимает важное место. Вспомните, на что ради любви пошли герой МакКонахи в «Интерстелларе» и Бэтмен в «Возрождении легенды». Нолан показывает Оппенгеймера как человека, испытывающего трудности коммуникации с людьми — особенно с противоположным полом. Но при этом женщины его притягивают чуть ли не сильнее, чем химические формулы. Прагматик Оджи Стинбек из «Города астероидов», потерявший, как и Роберт, любимого человека, — практически его копия.
«Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу» / Dr. Strangelove or: How I Learned to Stop Worrying and Love the Bomb (1963)
Режиссер: Стэнли Кубрик
Лучший способ побороть страх и тревогу — это смех. Доказано еще великим Стэнли Кубриком, который выпустил свою абсурдистскую комедию «Доктор Стрейнджлав» в самый разгар Карибского кризиса, когда все только и говорили о скорой атомной войне. Паранойя холодной войны, которая лишь нашептывается в «Оппенгеймере», здесь рупорами доносится из каждого угла. Один американский генерал сошел с ума и спустил атомную ракету в сторону СССР — таков сюжет фильма Кубрика и один из страшных снов Оппенгеймера. Что, если его творение попадет не в те руки? «Доктор Стрейнджлав» уверяет, что в нашем мире попросту нет «тех рук», которым можно было бы доверить оружие подобной мощи. Но что сделано, то сделано. Нам лишь остается если не полюбить атомную бомбу, то хотя бы с помощью смеха перестать волноваться.
«Маньчжурский кандидат» / The Manchurian Candidate (1962)
Режиссер: Джон Франкенхаймер
Роберта Оппенгеймера весь фильм подозревают в принадлежности к Коммунистической партии. Еще во время Второй мировой войны американское правительство боялось русских шпионов в своих рядах, и это когда СССР считался союзником США. А с началом холодной войны, в 1950–1960-х годах, общенациональная паранойя проникла во все сферы деятельности страны, включая, конечно, и кинематограф. «Маньчжурский кандидат», тоже вышедший в разгар Карибского кризиса, является эталонным политическим триллером, который довел общественный страх перед «красной» угрозой до немыслимого пика.
По сюжету американский отряд во время корейской войны попадает в засаду, но чудом оттуда выбирается с небольшими потерями. Вернувшегося на родину командира Раймонда Шоу (Лоуренс Харви) награждают медалью Почета, хотя сам он ничего не помнит: ни как его отряд окружили враги, ни как он оттуда выбрался. Шоу, как и его сослуживца майора Марко (Фрэнк Синатра), мучают странные сны о том, как весь их отряд сидит в окружении коммунистов. Вскоре выясняется, что Раймонду Шоу русские в плену с помощью гипноза промыли мозг, запрограммировав его на убийство.
«Волшебная миля» / Miracle Mile (1988)
Режиссер: Стив Де Джарнатт
Герой Нолана называет себя «разрушителем миров». Он боится, что когда-то его творение приведет к атомной войне и уничтожит все живое на планете. Для иллюстрации этого страха можно было бы подобрать любой фантастический фильм про постапокалипсис вроде «Безумного Макса», но мы выбрали нетипичный, неожиданный, но очень эффектный фильм, опередивший свое время.
«Волшебная миля» начинается как романтическая мелодрама. Работник музея Гарри (Энтони Эдвардс) знакомится с девушкой Джулией (Мэр Уиннингхэм), в которую тут же по уши влюбляется. Они договариваются о свидании, но будильник Гарри не срабатывает, и он опаздывает к назначенному часу. Он подходит к телефонной будке, набирает Джулию в надежде объясниться (не он виноват, а выключенное во всем доме электричество), но ответа не получает, потому что на дворе уже глубокая ночь. Повесив трубку и отойдя на пару шагов, Гарри слышит, как в той же будке зазвонил телефон. Он отвечает и слышит, как на другом конце провода нервный мужчина, решив, что дозвонился своему отцу, сообщает, что через 50 минут США запустят ядерное оружие.
Дальше начинается хроника апокалипсиса глазами ничего не подозревавших обитателей Лос-Анджелеса: неужели война? а с кем мы воюем? почему правительство молчит? В фильме Стива Де Джарнатта вы не получите ответы на эти вопросы, да они и не нужны. Это история неизбежной безысходности и мгновенного обесценивания всего, к чему человечество шло столько миллионов лет. Кино резкое, бескомпромиссное и шокирующее, прямо как спуск ядерных ракет. Кроме того, «Оппенгеймера» и «Волшебную милю» роднит один маленький, но важный технический момент: Де Джарнатт, как и Нолан, чтобы показать атомный взрыв, обошелся без компьютерных эффектов. Правда, тогда такое решение было продиктовано временем, а не прихотью режиссера.