Новый Лео: что не так с фильмами Брэдли Купера
Старт оскаровской эпопеи для Купера начался десять лет назад, когда вышел фильм «Мой парень — псих» Дэвида О. Расселла. Тогда фильм получил восемь номинаций на «Оскар», но победил лишь в одной: Дженнифер Лоуренс стала лучшей актрисой. Тогда Купера активно хвалили за емкий разносторонний образ, сыгранный искренне и самоотверженно. Но шансов победить было мало, поскольку боролся он с великим Дэниэлом Дэй-Льюисом, который, собственно, и выиграл.
Спустя год Купер вернулся — в номинацию «Лучший актер второго плана» (снова за работу в фильме О. Расселла) — и проиграл Джареду Лето. В 2015 году он с фильмом «Снайпер» Клинта Иствуда попал не только в актерскую номинацию, но и в главную категорию — «Лучший фильм» (он был одним из продюсеров картины). Но снова неудача. А уже после белая полоса для Купера-актера закончилась, и он пропал с оскаровских радаров. Можно даже сказать, что Купер сам осознал это и решил удариться в режиссуру.
С первой же попытки у него получилось, и фильм «Звезда родилась», у которого в Голливуде были разные интерпретации, в 2019 году получил восемь номинаций и одну награду за лучшую песню. В 2020 году была продюсерская история с «Джокером» Тодда Филлипса, в 2022-м то же самое, но с «Аллеей кошмаров» Гильермо дель Торо. Везде его ждал проигрыш.
И в 2023 году выходит «Маэстро», красивый байопик, который тепло встретили критики и холодно — жюри премий. По ходу наградного сезона «Маэстро» появлялся везде, но, по сути, приходил просто «потусить и выпить игристого». Все режиссерские, актерские и продюсерские потуги Купера остались незамеченными. И вот тут хочется спросить: почему актер-Купер получал всегда больше похвалы, чем режиссер-Купер? Ответ на поверхности.
До того, как встать за камеру, Купер не думал о наградах, а занимался творчеством, демонстрацией себя и своих навыков. Хотел делиться историями с помощью своих героев, и ему как будто было все равно, получит ли он заветную статуэтку. Но, потерпев несколько поражений как актер, он подумал, что, возможно, найдет себя в режиссуре. Однако, увы, фиксация на наградах помешала и этому.
Купер снимает трогательное кино про тяжелую долю человеческую, но делает это не для зрителя, а для академиков. В его историях все слишком пластмассовое, банальное и пресловутое. Купер снимает не для того, чтобы сказать: «Вы только посмотрите, как бывает», а для того, чтобы прокричать: "Вы только посмотрите, как я умею!"» Он заходит на территории, на которых успел потоптаться каждый, не добавляя туда чего-то особенного или необычного. Все линейно.
И парадокс в том, что, снимая для академиков, он даже от них не получает должный фидбэк. Номинаций валом, но все они заканчиваются его грустным лицом на красных ковровых дорожках, которое он тщательно скрывает, чтобы не расстраивать маму, которую взял с собой на церемонию.
Иногда бывает, что немассовый режиссер, снимающий крутое авторское кино, уходит в коммерцию и теряет себя (вспомнить хотя бы Хлою Чжао, снявшую сначала прекрасную «Землю кочевников» и потом ужасных «Вечных» для «Марвел»). С Купером история похожая, лишь с одной поправкой: он еще не нашел себя, но уже требует признания.