Глигоров — российский режиссер с сербскими корнями. Душан (кстати, с сербского имя переводится как «душевный») родился в 1980 году в Белграде (тогда часть Югославии). А спустя 12 лет вместе с семьей переехал в Москву. По воспоминаниям кинематографиста, переезд случился благодаря работе отца и пришелся на важный период его внутреннего становления.
«В советское время много югославских фирм сотрудничало с Россией. В 1992 году мой отец приехал сюда работать. Сначала только на четыре года, но потом пребывание в стране затянулось. Не так давно я говорил, что половина жизни прошла в Сербии, а половина — в России. Но сейчас могу уверенно сказать, что большая часть сознательной жизни, когда формируется личность, прошла в России».
Кто такой Душан Глигоров: прослеживаем творческий путь режиссера «Трассы» и «Аутсорса»

Кто такой Душан Глигоров

О выборе профессии Глигоров рассуждает сдержанно: быть режиссером с ранних лет он не мечтал, школьные уроки в зале кинотеатра не прогуливал, а кино — в первую очередь авторским — увлекся только в подростковые годы. В 1997 году по настоянию старшего брата Душан поступил во ВГИК на режиссерский факультет.
После его окончания Глигоров пустился в сольное творческое плавание, продолжая учиться и набираться мастерства. В разные годы он участвовал в различных международных киношных воркшопах. Например, прошел курс обучения в Berlinale Talent Campus при Берлинском кинофестивале, отучился в летней школе режиссуры от Эмира Кустурицы и на сценарных курсах Нила Ландау, Гарольда Аптера и Дэвида Ф. Хауварда при Университете Южной Калифорнии. Получается, что в кино Глигоров влюбился чуть позже своих сверстников-режиссеров, но постарался взять от обучения доступный максимум, не ограничившись дипломом ВГИКа.
С чего начинал

Первые работы режиссера — драматические короткометражные картины «Маме» 2002 года с Анастасией Цветаевой и вышедшая двумя годами позже «После дождя». «Маме» — история про двух героев-срочников, отправившихся в самоволку в Москву, чтобы устроить подарок в честь дня рождения мамы одного из них. Но изначальные планы меняются, когда в поездке сын именинницы знакомится с загадочной девушкой. Проект побывал на смотрах в Сербии, Германии, Японии и Москве.
Описание второй авторской работы режиссера, «После дождя», укладывается в такую короткую аннотацию: «Иногда в жизни бывают ситуации, когда всех наших стараний оказывается недостаточно...» Картина также проследовала по впечатляющему маршруту европейских фестивалей, побывав в Германии, Македонии, Хорватии, Польше и Испании.
Проект был во многом необычным и даже экспериментальным. Но скромный бюджет, промо и нехватка опыта сделали свое дело — фильм практически остался незамеченным. А редкие зрители, успевшие застать его в прокате, испытали скорее растерянность, чем ожидаемый авторами восторг. Но в таких полевых условиях закаляется сталь и формируется настоящий художник. «Ночь бойца» — тот самый первый блин комом, после которого Глигоров переключился с полнометражного кино на сериалы. Хотя поначалу и здесь большого прорыва для начинающего кинематографиста не случилось — он стал одним из приглашенных режиссеров криминального детектива НТВ «Инспектор Купер». Звезды в таких проектах не рождаются, но набить руку, высечь из монолита свой авторский стиль и четко понять, как снимать ты точно не хочешь, на них можно.

Поднабравшись опыта, Глигоров выпустил свой первый хитовый проект — постапокалиптический триллер «Выжить после». Во многом сериал опередил моду и спрос на фантастические сюжеты про выживание, при этом внеся ощутимый вклад в их развитие в родной «радиоактивной» почве тогда еще только зарождающегося российского стриминга. По сюжету 11 незнакомцев просыпаются в подземном бункере после некой техногенной катастрофы. Они прикладывают максимум усилий, чтобы выбраться на поверхность в надежде, что там они будут спасены. Но на земле их ждет разочарование: Москва из процветающего мегаполиса превратилась в безжизненную пустошь, ставя героев перед необходимостью научиться выживать в новой реальности.
Следующий проект, криминальный триллер «Майя», закрепил успех режиссера. Это история про девочку-подростка (Мария Белоненко), пережившую болезненный опыт потери отца, убитого у нее на глазах. Случившимся травмирована и мама героини, у которой развивается мания преследования. В поисках лучшей и более спокойной жизни они меняют города, пока на очередном месте Майя не становится косвенной свидетельницей убийства сверстницы. Полиция бездействует, а в руках девушки оказывается важная улика, и она начинает собственное расследование.

«Майя» во многом определил дальнейший курс карьеры режиссера: выбравшись из подземного «бункера» своего предыдущего шоу, Глигоров пустился исследовать темные глубины не окружающих нас пространств, а самого человека. Травмы, опыт соприкосновения с насилием, отчужденность и одиночество — отличительные черты любимых героев постановщика, которых он продолжает исследовать от проекта к проекту.
Главные хиты Глигорова
После первых успехов на Глигорова обратили внимание стриминги. Первым был Kion — для платформы постановщик снял прогремевшую драму «Хрустальный» и детектив «Технарь» (изначально сериал снимался для Первого канала, но впоследствии перекочевал онлайн) про законопослушного героя, вынужденного работать на бандитов.

Самый интересный из этих двоих, конечно же, «Хрустальный» — отважный, дискомфортный и важный разговор о насилии над детьми, из которых потом вырастают поломанные взрослые. Сценарий к проекту написал опытнейший Олег Маловичко, основываясь на личном травмирующем опыте, про который он смелорассказал публично несколькими годами ранее в авторской колонке для «ПЖ».

Следом уже на платформе «Иви» вышел сериал «Химера», посвященный суровым будням отдела по борьбе с оборотом наркотиков, даркнету и прочим «прелестям» изнанки криминального мира. «Химеру» также написал Маловичко, и это сотрудничество не стало последним для кинематографистов. Вышедшая в прошлом году на Okko «Трасса» — тоже результат их совместного творчества. Сериал рассказывает про то, как на Кавказе массово и будто незаметно для равнодушных окружающих пропадают девушки. Здесь частные истории жертв разрастаются до масштабов общественных и коллективных травм. Сериал был многими не беспочвенно назван одним из самых страшных проектов последних лет. Но жизненно необходимым.

Сам Глигоров о выборе острых тем говорит следующее: «Я начинаю работать с историей только тогда, когда она меня по-настоящему трогает. Не могу сказать, что у меня было какое-то очень сложное детство и я почувствовал рифмы в сюжете. Напротив, у меня хорошая полноценная семья. Тем не менее, когда я читаю эту историю, мне хочется в ней разобраться».
Самый свежий релиз постановщика — драматический сериал «Аутсорс», о котором мы подробнее рассказывали в нашей рецензии сразу после презентации проекта на фестивале «Новый сезон». «Аутсорс» был признан лучшим сериалом смотра и автоматически стал одной из самых ожидаемых премьер 2025 года. Главные роли в нем сыграли Иван Янковский, Дарья Савельева, Эльдар Калимулин, Мария Ершова и другие.

События разворачиваются на Дальнем Востоке в середине 1990-х, когда в России еще разрешена смертная казнь. Новый сотрудник ФСИН предлагает коллегам страшную схему заработка и расправы за деньги отдавать опцию совершения казни родственникам жертв приговоренных. Это сложный, психологически точный, бьющий под дых и важный проект о том, что выпущенное на волю насилие крайне сложно сдерживать и остановить, но необходимо суметь это сделать, начав с себя.
Отличительные черты стиля постановщика
Именно из-за этой необычной оптики режиссера и его подхода к материалу интересно разобраться, что сформировало Глигорова и как выкристаллизовался его авторский стиль.
Рассказывая о своих учителях в профессии, Душан называет стандартный список любого эстета-синефила: Микеланджело Антониони, Федерико Феллини и Кшиштоф Кесьлевский. Хватает и уважаемых им земляков: Андрей Звягинцев, Борис Хлебников, Валерий Тодоровский, Юрий Быков, Кирилл Серебренников, Жора Крыжовников.
При этом Глигоров настаивает, что для создания достойного художественного произведения недостаточно одного только режиссерского запала, таланта и опыта. «Чем дольше я работаю, тем больше осознаю, как непросто снять настоящее хорошее кино. Многое должно сойтись. Мы, режиссеры, всегда работаем с одинаковой отдачей, веря, что именно этот проект станет особенным и сильным. Но настоящее чудо случается не всегда».
По снятым Глигоровым проектам очевидно, что егоинтересуют пограничные, дискомфортные и рискованные темы, за которые редко берутся остальные: «Мне нравятся сюжеты, которые ставят людей в максимально острые и неудобные ситуации, где они далеки от зоны комфорта. Там, где перед ними маячит вопрос жизни и смерти, появляется эмоциональный накал, который мне интересно исследовать».
В стремлении режиссера рисковать и заходить на незнакомую территорию Глигорова поддерживает его постоянный оператор Батыр Моргачев, с которым он учился на параллельных курсах во ВГИКе. Вместе они сделали семь проектов, которыми Душан очень гордится.
«Мы очень разные — по творческому видению, по темпераменту. Бывает, что мы сильно спорим, так что со стороны кажется, что между режиссером и оператором происходит конфликт. На самом деле это какой-то изощренный, но эффективный способ продуктивной работы. Мы оба перфекционисты и очень болеем за то, что делаем. Но главное — мы совпадаем во вкусах и представлениях о том, что такое красиво, интересно и хорошо».
Глигоров продолжает выбирать более сложный сериальный формат, в котором чувствует себя комфортнее, имея возможность развернуться во всю мощь. Он остается верен историям более мрачным и драматическим сюжетом — боевики и комедийные ситкомы его как постановщика абсолютно не интересуют: «Между пятиминутной разговорной сценой в одной комнате с двумя людьми и пятиминутным эпизодом с трюками, драками и перестрелками я всегда выберу разговор».