От жуткого хоррора до ироничной пародии: как кино переосмысливает классические сказки на новый лад

В мировой прокат выходит «Гадкая сестра» (до российского лента доберется в начале июня). Это необычная вариация «Золушки», рассказанная с позиции ее отвергнутой родственницы и снятая в стиле боди-хоррора. Подобный смелый подход к экранизациям сказочных сюжетов не нов: Голливуд давно и успешно перекладывает их на современный, а порой и непредсказуемый лад. Так, «Красотка» — вариация «Золушки», а «Матрица» многое заимствует у «Алисы в Стране чудес», чего совсем не стесняется. В честь релиза «Гадкой сестры» кинокритик Елена Зархина рассказывает про самые оригинальные проекты, переосмысливающие классические сказки в неожиданном ключе.
Елена Зархина
Елена Зархина

«Золушка»

Alamy/Legion Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Помимо «Красотки», перенесшей знакомый сюжет в Лос-Анджелес 1990-х, есть еще «История вечной любви» Энди Теннанта с Дрю Бэрримор и Анжеликой Хьюстон. Героиня Бэрримор Даниэлла — новая вариация Золушки, тяжело переживающей кончину отца и оставшейся на попечении у коварной мачехи. Правда, Даниэлла оказывается куда решительнее книжного прообраза: она сама инициирует встречу с принцем. Только ей он нужен не как спаситель — бойкая девушка способна постоять за себя. «История вечной любви» заимствует из «Золушки» ключевую фабулу, но переосмысливает контекст и смысл, наделяя повествование не мифическими элементами вроде волшебства и магии, а реальными историческими личностями (например, Даниэлле повстречается Леонардо да Винчи).

Иноекино

«Гадкая сестра», снятая и написанная дебютанткой Эмили Блихфельдт, до проката успела поколесить по фестивалям: от американского «Сандэнса» до немецкого Берлинале. И всюду собрала хорошую критику от журналистов и зрителей. Картина пересобирает безобидную детскую сказку в формате боди-хоррора. В новой трактовке мир Золушки не только пространство для неутомимой конкуренции сводных сестер и их окружения. Но фильм также наделяет этот их мир немыслимым коварством и жестокостью. Кто-то из западных критиков наделил проект точной характеристикой: «Это "Золушка", будто снятая Дэвидом Кроненбергом».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Русалочка»

TELEWIZJA POLSKA S.A.

Кажется, что в последние годы наибольшие споры вызвала новая диснеевская «Русалочка» с темнокожей Холли Бейли. На самом деле у славноизвестной сказки Ханса Кристиана Андерсена есть и более радикальная вариация. В 2015 году вышел польский хоррор-мюзикл «Соблазн» Агнешки Смочиньски. По сюжету две сестры-русалки находят приют в варшавском кабаре. Там они становятся вокалистками поп-группы. Со временем одна из сестер влюбляется в басиста, но им не суждено быть вместе, ведь любовь для русалок опасна. По существующему поверью, если выбранный русалкой человек однажды предпочтет другую, его придется съесть.

«Соблазн», тоже успевший побывать и на «Сандэнсе», и на важнейшем жанровом фестивале «Фантазия», — неожиданный хоррор-мюзикл, в котором много неприкрытого абсурда и сказочной драмы. Смочиньскинастаивает, что в образе русалок можно разглядеть современных эмигрантов, лишенных прав, защиты и воспринимаемых незваными чужаками.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Красная Шапочка»

Alamy/Legion Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Едва ли не самый растиражированный сказочный сюжет. Хотя точного автора этой известной европейской притчи нет: в разное время ее адаптировали француз Шарль Перро и немцы братья Гримм. По ее мотивам есть мрачное фэнтези 2011 года с Амандой Сайфред, в котором облаченная в красный плащ Валери не только пытается выследить оборотня-злодея, но и наладить личную жизнь, разрываясь между кузнецом и дровосеком.

Alamy/Legion Media

Существует более старая адаптация, 1984 года, «В компании волков» Нила Джордана, также снятая в пугающей стилистике. Главная героиня Розалин после трагической смерти сестры, на которую напал опасный хищник, остается жить в домике в лесу у милой старушки. От нее она узнает местные страшные легенды про то, как очаровательные девушки влюбляются в оборотней, чем обрекают себя на верную смерть. В вариации Джордана «Красная Шапочка» из сказки превратилась в серьезное напутствие о коварности любви.

Alamy/Legion Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Еще раньше, в 1972 году, те же британцы сняли ужастик-детектив «Кто прикончил тетушку Ру?», в котором главной героиней становится именно бабушка (Шелли Уинтерс). Она вдова и каждое Рождество утраивает для приютских сирот громкий и вкусный праздник в своем особняке. Только женщина не предупреждает юных гостей, что в разгар праздничной ночи она готовится провести пугающий спиритический сеанс.

Но самой необычной и современной трактовкой «Красной Шапочки» является триллер «Шоссе» с Риз Уизерспун и Кифером Сазерлендом. Столкнувшаяся в прошлом с сексуализированным насилием и выросшая в неблагополучной семье Ванесса после очередного ареста родителей сбегает из дома. Девушка пытается добраться до своей бабушки, живущей на Западном побережье. Но в дороге становится мишенью для изощренного маньяка — современного «волка» в овечьей шкуре. «Шоссе» наделяет хорошо знакомый сюжет социальной составляющей: нынешней Красной Шапочке непросто постоять за себя под гнетом общественного давления на женщин и мизогинии.

«Белоснежка»

Alamy/Legion Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Не успела еще собрать все антирекорды по кассовым заработкам и рейтингу на IMDb новая вариация сказки с Рэйчел Зеглер и Галь Гадот, вызвавшая немало споров. Но этот фильм во многом является довольно точной и последовательной адаптацией сказки братьев Гримм. Разве что главная героиня в новом прочтении становится чуть более эмансипированной. В то же время это далеко не первая попытка киноиндустрии вдохнуть в знакомую нам с детства историю новую жизнь.

Alamy/Legion Media

В 1997 году на экраны вышла «Белоснежка: Страшная сказка» с Сигурни Уивер и Сэмом Нилом. Картина переосмысливает сюжет оригинального текста, делая центральным персонажем антагонистку — злую ведьму в исполнении Уивер. Зритель узнает ее предысторию и прослеживает трагический путь от счастливой красавицы к несчастной злой волшебнице, завидующей Белоснежке и ее мечтам о лучшей жизни.

Alamy/Legion Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 2012 году вышел готический фэнтези-хоррор «Белоснежка и охотник» с Кристен Стюарт, Шарлиз Терон и Крисом Хемсвортом. Фильм Руперта Сандерса был максимально далек от традиционного диснеевского образа сказки, в которой Белоснежку окружают милые гномы и поющие звери. В этой трактовке мир вокруг затянут свинцовыми тучами, а Белоснежка — не хрупкая «девушка в беде», но настоящий воин с арбалетом наперевес.

«Гретель и Гензель»

Alamy/Legion Media

Еще одна народная немецкая сказка авторства братьев Гримм, которую пересказывали на разный лад. В фильме «Охотники на ведьм» расширяется традиционная история брата и сестры в исполнении Джереми Реннера и Джеммы Артертон. Повзрослевшие и пережившие в прошлом встречу с опасной ведьмой, герои объявляют охоту на всякую нечисть. Хотя самым пугающим для них станет не туманное будущее, а таинственное прошлое. На экране мир «Охотников на ведьм» такой же беспросветный и гнетущий.

Alamy/Legion Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А вот Осгуд Перкинс («Собиратель душ», «Обезьяна») в 2020 году выпустил более привычную вариацию знакомого сюжета под названием «Гретель и Гензель». Неслучайно в названии этого слоубернера имена героев переставлены местами: Гретель в исполнении звезды «Оно» Софии Лиллис отвечает и за свою жизнь, и за благополучие брата. Тем более волноваться есть о чем: юные сиблинги блуждают тенистыми тропами бескрайнего леса, в котором одно чудище сменяет другое. Перкинс не просто экранизирует классическую сказку, но идеально перекладывает ее на язык неспешного хоррора, в котором ощущения от увиденного и зрительские реакции куда важнее поворотов сценария.

«Красавица и чудовище»

Penelope

Хорошо известный нам текст Шарля Перро кинематограф тоже стабильно подвергает ревизии. От доброй и обаятельной «Пенелопы» (сюжет-перевертыш, в котором «уродуется» девушка с поросячьим носиком) с Кристиной Риччи и Джеймсом Макэвоем до «Страшно красив» с Ванессой Хадженс, переносящего средневековый сюжет в современный Манхэттен с его культом красоты и визуальной безупречности.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Perfect

А еще есть «Маленькая "Мисс совершенство"» Марли Робертс 2016 года. Это вольная адаптация «Красавицы и чудовища», в которой заимствуется только побуждающее обстоятельство — погоня за красотой и стыд от несоответствия общим стандартам привлекательности. Робертс привносит в историю Бель новый контекст: теперь она старшеклассница, страдающая от расстройства пищевого поведения, что превращает ее жизнь в настоящий кошмар. Так фильм не просто пересобирает сюжет «Красавицы и чудовища» на новый лад, но доказывает его вневременную актуальность.

«Пиноккио»

Alamy/Legion Media

В широком смысле персонаж Пиноккио, придуманный итальянцем Карло Коллоди, послужил вдохновением для «Искусственного разума» Стивена Спилберга. Это история про странствия мальчика-андроида. События разворачиваются в будущем, а изначально за проект брался Стэнли Кубрик, который он так и не успел реализовать при жизни. Очаровательный персонаж Хейли Джоэла Осмента не наделен атрибутами Пиноккио (например, его нос не становится длиннее, когда ребенок врет, да и врать он не умеет, потому что не запрограммирован на это). Но во многом повторяет его путь лишений и скитаний в поисках «родителя», который его создал и которого он лишился.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Alamy/Legion Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 2022 году вышел анимационный «Пиноккио Гильермо дель Торо», выигравший «Оскар». Мексиканский режиссер значительно расшил оригинальный сюжет, наделив его новым историческим контекстом и скрытыми смыслами. Это уже не просто приключенческое кино про странствующего деревянного мальчика, а серьезная драма про неживой объект, мечтающий взрастить в себе человека.

«Страшные сказки»

Alamy/Legion Media

В основе фильма Маттео Гарроне не одна, а три сказки неаполитанского поэта Джамбаттисты Базиле из его барочного сборника «Сказка сказок»: «Волшебная лань», «Блоха» и «Ободранная старуха». Разбавляют их мотивы из других произведений писателя, а визуальным референсом послужили пугающие гравюры Франсиско Гойи. Картина Гарроне не придает текстам Базиле нового прочтения и контекста, не переносит в другое время и не снабжает социальными или политическими комментариями. Хотя последние здесь, конечно же, есть. Скорее проект популяризирует произведения сказочника, чье творчество тоже оказалось вне времени: оно все так же способно пугать, будоражить и находить неприкрытые параллели между героями мифов и реальными людьми.