На что сходить в театр в мае: «Вещи и ущи» в «Практике» и еще четыре необычные постановки

M&M’s во время спектакля и говорящие попугаи: советуем спектакли, на которые стоит обратить внимание, планируя майские каникулы.
Егор Шувалов
Егор Шувалов

«Вещи и ущи», театр «Практика»

Театр «Практика»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Алла Горбунова, поэт, прозаик и, на минуточку, дипломированный философ, — один из ключевых авторов современности. Рекомендовать ее странные и волшебные рассказы можно даже тем, кого отечественная литература XXI века скорее настораживает. В московском, петербургском и новосибирском театрах ставились рассказы из сборника «Конец света, моя любовь», остальные же произведения Горбуновой как будто остались в тени.

Упущение исправляет молодой режиссер Кирилл Люкевич, для которого спектакль «Вещи и ущи» стал дебютом в «Практике». В основе — одноименный прозаический сборник 2017 года, состоящий из необычных миниатюр. Теплый и уютный сюрреализм бьет здесь ключом: скажем, в «Хрени» обычный мужичок Павел обнаруживает себя «счастливой чернокожей женщиной из Республики Конго», а «Природное явление» посвящено падающим с неба автомобилям. Перенести такие фантазмы на подмостки было бы непросто, и поэтому Люкевич уменьшил сцену до размеров стола. Четверо актеров (Александр Шадрин, Саша Никитина, Ясмина Омерович, Никита Юськов) декламируют тексты Горбуновой, передвигают крошечные, сантиметра полтора, фигурки героев рассказов и снимают малюток на ручные камеры, чтобы задним рядам тоже было на что посмотреть. А еще играют на синтезаторе и раздают полезные советы вроде: «Нужно следить за своим здоровьем, предохраняться и отписаться от плохих новостей».

Как и в других спектаклях «Практики», грань между зрительным залом и сценой размывается: во время постановки актеры угостят шоколадным драже, предложат назвать жилой комплекс, проведут обязательную физкультминутку, а также направят камеру на растерявшихся театралов. И если самые веселые и находчивые заодно с M&M's стрельнут у исполнителя еще и сигаретку, то интровертов и сторонников классического театра разухабистая открытость актеров может встревожить. В начале спектакля актеры отдельно объявят, что при желании посетителям разрешается поспать — на моей памяти никто из заполненного зала этим правом не воспользовался, а значит, скучать точно не придется.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Смерть Тузенбаха, или Подлинная история Ольги, Ирины и Маши», Театр на Бронной

Театр на Бронной

Новый спектакль Константина Богомолова — и этим все сказано. В маленьком эстонском городке, охваченном Великой Отечественной войной, живут три женщины с именами чеховских сестер: Ольга и ее дочери Ирина и Мария. Пока город переходит из рук в руки, беззащитные девушки силятся выжить в происходящем кошмаре. В написанном специально для постановки сюжете Богомолов скрестил чеховскую бессобытийность с неистовым драйвом фильмов Квентина Тарантино. Что получилось из этой дикой смеси, можно узнать уже 5, 6 и 7 мая.

«Буря», театр Пушкина

К Шекспиру Николай Рощин обращается не впервые: до этого режиссер переосмыслил «Отелло» на сцене Александринского театра. В наличии изрядно измененный первоисточник (в переработке Шекспира Рощину помогает драматург Михаил Смирнов), безвременье (то ли будущее, то ли XVI век), версии событий с трех разных перспектив — Отелло, Яго и Дездемоны — и, наконец, освежеванные туши животных, которые девушка будет ожесточенно колоть в порыве отчаяния. Нет причин сомневаться, что и историю мести герцога Просперо Рощин расскажет со свойственной ему безуминкой.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Жил. Был. Дом», МХТ им. Чехова

Константин Хабенский и Александр Цыпкин поставили «народную сказку для взрослых» — и фильм, и спектакль разом, который сначала выйдет на экранах, а потом появится на сцене. Вдохновленный живописью Карла Брюллова, «Жил. Был. Дом» включает в себя 11 разнообразных историй, объединенных местом действия — стандартной российской многоэтажкой. Человеческими коллизиями приключения дома не ограничатся: среди действующих лиц заявлены кот, пес, крысы и даже попугай, которого сыграет сам Константин Юрьевич.

«Елизавета Английская», Театр Ермоловой

Театр Ермоловой

Фердинанд Брукнер, писатель, поэт-экспрессионист и драматург, — это, прямо скажем, не самый известный австрийский автор XX века. Из его наследия режиссер Владимир Киммельман выудил историческую пьесу о Елизавете I, чья биография была щедра на войны, склоки и дрязги. Плетению интриг вокруг престола и посвящена постановка. Тем же, кто все еще сомневается, определиться поможет звездный актерский состав: в главных ролях задействованы Евгения Дмитриева, Иван Мулин, Данила Казаков, Антон Колесников и Константин Плотников.