Решение уйти: массивный, но элегантный блокбастер, которому не хватило духу поставить точку в истории Итана Ханта

На Каннском кинофестивале состоялась премьера восьмой части франшизы «Миссия невыполнима». И подзаголовок «Финальная расплата», и сюжет о решающей битве за будущее, и возраст Тома Круза всеми силами намекали зрителю, что сказка подходит к концу. Но не тут-то было.
Егор Москвитин
Егор Москвитин
Решение уйти: массивный, но элегантный блокбастер, которому не хватило духу поставить точку в истории Итана Ханта
Legion-Media

Искусственный интеллект Сущность, недобитый в фильме «Миссия невыполнима: Смертельная расплата» (кажется, слова для названий франшизы тоже подбирал ChatGPT), в очередной раз угрожает уничтожить человечество. Но план зловещего компьютера в 2025 году, увы, уже не выглядит фантастическим даже по меркам голливудских фильмов. С помощью фейковых новостей, контроля за личными данными всех на свете и умения притвориться кем угодно компьютер намерен погрузить мир в хаос, а затем опустошить ядерные арсеналы всех супердержав. Остановить машину из будущего может, разумеется, только человек из прошлого Итан Хант — воплощение и античных, и рыцарских, и просвещенческих идеалов о настоящем герое.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А поскольку начиная с пятого (из восьми) фильма франшизы Итан Хант ведет себя не как одинокий волк, но как вожак стаи, вместе с ним мир будут спасать полдюжины верных друзей. Это компьютерный гений Лютер (Винг Реймс из «Криминального чтива»), веселый технарь Бенджи (Саймон Пегг), влюбленная в Ханта воровка Грейс (Хейли Этвелл), француженка с азиатскими корнями и до обидного нелепыми репликами Пэрис (Пом Клементьефф) и спецназовец Дега (афроамериканский актер Грег Тарзан Дэвис, до Голливуда работавший учителем начальных классов).

План героев настолько нереалистичен, что они сами над ним постоянно смеются. Итан Хант и его команда намерены совершить за 169 минут подвигов больше, чем в «Геракле» (тоже, если вдуматься, ходячая франшиза с дубиной). Найти утонувшую российскую подлодку «Севастополь». Не дать утонуть американской подводной лодке. Нырнуть на дно Баренцева моря. Подняться в небо и победить в рыцарской дуэли кукурузников в стиле Первой мировой войны. Отправиться в Южную Африку в костюмах в духе «Индианы Джонса». Встретиться с президентом США (Анджела Бассетт, которой, как и в «Черной Пантере», очень идет играть власть). Проникнуть в охраняемую тюрьму. Обезвредить две (или три?) бомбы. Сбежать из гангстерского плена. Остановить ядерную войну. И научиться жать даже те руки, которые было бы проще сломать.

Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Режиссер Кристофер Маккуорри, снявший четыре из восьми серий франшизы (до этого ни одному постановщику не давался второй шанс), присоединился к киновселенной Тома Круза в нужный момент. В июле 2013 года актер отметил 50-летие, а уже в августе рядом появился Маккуорри, который, будучи мудрым сценаристом (награжденным «Оскаром» за фильм «Подозрительные лица»), понял про Итана Ханта и Тома Круза две важные вещи.

Первая вещь — сугубо индустриальная: чтобы франшиза оставалась на плаву, ее, как и «Форсаж», нужно превращать в семейную сагу. Чем больше на экране звезд и чем репрезентативнее ансамбль, тем больше денег фильм заработает в регионах, где уже не действует личный бренд Тома Круза. Чем четче делегирование функций внутри команды (Саймон Пегг может быть потешным и трусоватым, а Том Круз — никогда), тем эффективнее работают архетипы. Поэтому Винг Реймс в роли мудрого наставника в «Финальной расплате» заставит вас плакать минимум дважды. А чем чаще друзьям непобедимого героя что-то угрожает, тем человечнее и уязвимее выглядит он сам. Главный принцип Итана Ханта — «Своих не бросаем». А еще это самый скромный супергерой в мире, который постоянно уступает славу другим. Неспроста первый из фильмов Маккуорри в серии называется «Племя изгоев».

А вторая вещь — очень личная: кажется, работая вместе с Крузом над фильмом «Джек Ричер» (2012), Кристофер Маккуорри догадался, какое наследие хочет оставить самый волевой актер Голливуда. И в «Соучастнике», и в «Последнем самурае», и в «Операции "Валькирия"», и в «Джеке Ричере» Круз играл рыцарей печального образа — профессионалов своего дела, подчинивших каждый миг и каждый вздох этой жизни служению высокой идее. Смерть при исполнении была для них таким же подарком, как «золотой парашют» для корпоративных пенсионеров. Даже любовные линии в этих фильмах изображались по-рыцарски платоническими (к сексу на экране Том Круз охладел после «С широко закрытыми глазами»). Комедийный «Рыцарь дня», возможно, не стал хитом и началом франшизы именно потому, что никто не поверил, что Том Круз может быть веселым, нежным и смеющимся над собой. Даже его нелепая лысина, накладное пузо и уморительный танец из «Солдат неудачи» не переубедили зрителей, что перед ними последний самурай, античная статуя и стойкий оловянный солдатик.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Legion-Media

Поэтому, как и большинство фильмов с Томом Крузом, «Финальная расплата» напоминает не столько кино, сколько тренинг личностного роста. Секрет успеха франшизы не в том, что она нашла идеальный ритм повествования, научилась иронизировать и сентиментальничать, получила в свое распоряжение самого безбашенного каскадера в мире и превратила спасение этого мира в семейное предприятие. Магия в другом. «Миссия невыполнима» — эпопея, у которой действительно есть миссия. Во время пандемии Том Круз был лидером на площадке, спасавшим кинематограф грозными речами и личным примером. Саймон Пегг рассказывает в интервью, что Круз помог ему побороть алкогольную зависимость. Ребекка Фергюсон добавляет, что Круз всегда был рядом с режиссером, когда не снимался сам, пропадал в монтажной комнате и лез с красной ручкой в сценарий — и, таким образом, может считаться соавтором каждого из фильмов. На площадку шестой части неоднократно наведывались сайентологи. А актер Грег Тарзан Дэвис сам по себе воплощение того, как вера в идею может изменить жизнь. Будучи учителем, он рассказывал детям, как важно следовать своей мечте, и до того увлекся, что понял, что должен бросить школу и стать актером. Иначе какой из него учитель.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Герои боевиков нравятся нам не только потому, что отправляют злодеев в нокаут и всегда находят нужные слова для любимых, но и потому, что они свободны от рефлексии. Это идеальные люди со снятыми (как и у самого Тома Круза) внутренними ограничителями роста. «Финальная расплата» битых три часа внушает зрителю, что он хозяин своей судьбы. У ее героев в любой ситуации рождается план победы и хватает воли и твердости следовать этому плану. Они умудряются все и всегда держать под контролем и таким образом гасят страх зрителя ничего не успеть и ни в чем не преуспеть. На свете нет бомбы, которую они не могли бы разминировать, и дистанции, которую бы не смог пробежать Итан Хант. Что еще важнее, герои «Миссии» — сборная синхронистов, действующая слаженно, четко и по часам. А бесперебойным источником силы для них становится идея служения, и они не стесняются пафоса этой идеи.

И этот этический кодекс объединяет вымышленных персонажей с реальными кинематографистами. Даже если 62-летний Том Круз совершает свободное падение с неба на землю ради очередной дозы адреналина и собственного тщеславия, он все равно делает это ради всего человечества. И зажигает своим подвигом огонь в миллионах глаз что подростков, что взрослых, как и положено Прометею.

Именно поэтому намекам на то, что фильм последний в саге, верить не стоит. Дело не в потенциальных миллиардных сборах, не в зачищенном (где теперь Джеймс Бонд и Джейсон Борн?) конкурентном окружении и не в отличной форме Тома Круза.

Просто нам всем по-прежнему нужен Итан Хант.