Во что сейчас играют молодежь и дети? Разброс может быть крайне широким, ведь за последние годы игровая индустрия несколько раз успела нехило преобразиться. Еще вчера казалось, что самая популярная игра в мире — это Minecraft, потом ему на смену пришел Fortnite, затем все сошли с ума от Among Us, а сейчас говорят о популярности Phasmophobia... Причем вы едва ли сможете разрешить спор между зиллениалом и зумером, что круче — DOTA 2 или League of Legends, или между зиллениалом и миллениалом по поводу GTA V и, допустим, World of Warcraft. А уж какая пропасть между зумерами (и поколениями постарше) и представителями поколения беби-бумеров, и подумать страшно. И все-таки есть одна игра, которая объединяет поколения вот уже более четверти века, — конечно же, Counter-Strike.
Fire in the hole: самой популярной игре на планете Counter-Strike — 26 лет

Для тех, кто вообще не в теме и просто хочет понять, почему их сын/муж/отец/брат, а то и дедушка залипают часами на некоем «дедасте», краткий экскурс в историю и геймплей «контры». Когда-то ныне вполне легендарная компания Valve, создатели целого ряда проектов, перевернувших мир (а заодно владельцы крупнейшего сетевого игрового магазина Steam), в 1998 году выпустила Half-Life — по мнению многих, едва ли не лучшую видеоигру в истории. Шутер от первого лица про физика Гордона Фримена, спасающего мир от вторжения инопланетян, стал таким популярным, что в 1999-м, дабы подстегнуть продажи, был выпущен набор инструментов для создания модификаций (читай: игр) на базе «халфы».
Одним из таких модов в том же году и стал Counter-Strike, разработанный двумя тогда еще студентами Минь Ле и Джессом Клиффом. Он сразу набрал не меньшую популярность, в 2000-м был официально выпущен Valve в качестве отдельной видеоигры, а в 2001-м CPL, она же Cyberathlete Professional League, на тот момент крупнейшая киберспортивная организация в мире, провела первый чемпионат по CS. Очень скоро именно игра Ли и Клиффа стала самой популярной киберспортивной дисциплиной в мире и остается таковой по сей день.

Суть CS очень проста. Есть две команды — террористы и контртеррористы. Оказавшись на карте и закупившись оружием (деньги получаются за убийство оппонентов и тратятся между раундами), они должны выполнить ряд задач, в зависимости от выбранного типа игры. Уничтожить вражескую команду, заложить/обезвредить бомбу, спасти заложников и некоторые другие режимы, которые то появлялись, то исчезали из серии в серию. Но базовая основа такова. Команды уравновешены, пусть и слегка отличаются набором доступного оружия. Бои быстрые, и стычка с врагом может длиться буквально долю секунды. Поэтому решающими являются знание карт и особенностей вооружения, командная работа, меткость и скорость реакции.
Кто-то спросит: «Что же делает "контру" такой популярной, если это простая стрелялка, в которой, по сути, единственная цель — за короткий промежуток времени одолеть команду противника?» Ответ будет прост: это и делает. CS — игра, в которой, как в шахматах, вы можете выиграть просто за счет понятных и прозрачных правил, если освоили их в совершенстве. Есть множество разнообразных тактик и стратегий, против которых потом разрабатываются свои тактики и стратегии, а против них — новые и так далее до бесконечности. К примеру: в игре есть осколочные гранаты, но они, как правило, не слишком популярны ввиду сложности использования и не слишком высокой эффективности. Однако датская команда Astralis в 2021 году на одном из матчей придумала особенно непредсказуемую «раскидку» (так называются схемы забрасывания гранат на разных картах), благодаря которой «выносила» соперников и выигрывала раз за разом.
Это же и является причиной популярности CS на киберспортивных турнирах. До нее состязания проводились в других шутерах с возможностью мультиплеерной игры: первым считается Doom 2, плюс огромной популярностью пользовались Quake 3 Arena и Unreal Tournament (риторический вопрос: где сейчас и «Квейк», и «Анриал»?). Первый был слишком быстрым — в нем не было тактики, лишь умение метко стрелять и уворачиваться, а также «рокетджампить» (взлетать в воздух от взрыва собственной ракеты). Второй требовал серьезных затрат по времени и силам из-за хардкорности: чтобы освоить его, нужно было в совершенстве овладеть всеми видами оружия, которые были очень разными. Впрочем, и та и другая игра, как главные конкуренты «контры», были популярны в компьютерных клубах в конце 1990-х — начале 2000-х, а новые игры продолжали выходить: последняя часть Quake, Champions, вышла в 2022 году, хотя и не снискала популярности и народной любви. А новый Unreal Tournament закончился на так и не вышедшем ремейке самой первой части, отмененном в 2014 году (а в 2023 Epic Games закрыли серверы всех UT-игр).

В чем же секрет такой устойчивости и популярности «контры», помимо простых правил? И вновь ответ прост: она не стоит игроку ничего. Буквально: до 2018 года, когда в Steam была доступна Counter-Strike: Global Offensive, предпоследняя на данный момент игра в серии, она стоила $15, но затем Valve сделали ее абсолютно бесплатной, сосредоточившись на поддержке игры и продаже «косметики» (то есть разнообразных визуальных обновлений для моделей персонажей вроде разной одежды, раскрасок оружия и прочего). Идея была подсмотрена как раз у конкурентов из Epic Games, бывших создателей Unreal Tournament, — их детище Fortnite, еще одна невероятно популярная киберспортивная дисциплина, работало ровно по этой же схеме. И это оказалось мудрым решением, которое еще и принесло дополнительный заработок Valve: игроки устанавливали клиент Steam, чтобы играть в CS, и одновременно приобщались к ассортименту магазина, даже если до этого не пользовались легальными покупками вообще.
Получается удивительная ситуация: последняя часть CS, вышедшая в 2023 году и названная без особых затей — Counter-Strike 2 (хотя до этого было еще четыре версии игры!), номинально не меняла в изначальной формуле почти ничего. Да, ветераны серии сразу скажут, что изменилось: например, улучшили тикрейт — так называется система «считывания» действий на сервере, благодаря которой в дуэли с противником один на один решает скорость, кто первым нажал на кнопку выстрела. Немного изменились системы подсчета очков и закупки оружия, улучшили физику распространения дыма от гранат («дымовухи» в CS — краеугольный камень геймплея) и множество других мелочей, для обычного человека, правда, почти незаметных. Плюс, конечно, улучшили графику, но в остальном игра осталась такой же. Примерно как с все более новыми версиями различных спортивных симуляторов а-ля FIFA: вроде все то же самое, но все чуточку другое и всего больше. В данном случае не больше, а именно другое: CS не меняла кардинально свою игровую формулу с момента официального выхода в 2000 году.
И это причина, по которой Counter-Strike остается такой популярной и объединяющей поколения. Конечно, когда ее ядерная часть — мужчины старше 25–30 лет (в целом же аудитория CS варьируется от 12 до 60 с лишним лет) — по разным причинам перестанет играть в «каэску», она, возможно, перестанет быть настолько популярной. Для молодой аудитории куда интереснее яркие и броские игры вроде того же Fortnite, а также Valorant, Overwatch и Apex Legends: строгая, почти «офисная» стилистика «контры» их мало привлекает. Для еще более молодых поколений геймеров, которые пока только подрастают, — речь, конечно же, про поколение альфа, чье рождение приходится на начало 2010-х и середину 2020-х, — это вообще какая-то странная дичь, в которую играют родители и братья-сестры постарше (если повезет). Можно предположить, что годах эдак в 2040-х, а то и в 2050-х доминирование CS закончится. Но на данный момент это эталон командных шутеров — простой в освоении, но крайне богатый на возможности, и нет никаких причин переставать таковым быть.