Главный триумфатор фестиваля — драма Анны Кузнецовой, покорившей нас еще пару лет назад своим полнометражным дебютом «Каникулы»,взявшим главную награду кинофестиваля «Маяк». Следующий проект постановщицы вновь не остался без наград: на «Пилоте» сериал взял приз в ключевой категории «Лучший пилот» и в номинации «Лучший сценарий» (за него ответственны авторы Елена Кондратьева и Светлана Штеба).
Сталкинг, мокьюментари и чудо рождения: 7 главных сериалов фестиваля «Пилот»

«Дыши» — история про Леру (Марина Александрова), звездного столичного акушера, пытающуюся найти баланс между тем, чтобы органично приводить в этот мир новую жизнь и не разрушить ничего в старой — своей собственной. Дома у нее трое детей и зияющая пустота после смерти мужа, а еще множество обязательств и проблем. На работе — статус востребованной специалистки, на прием к которой выстраивается очередь. Очередная пациентка Леры — Маша (Дарья Верещагина из «Сто лет тому вперед»), молодая и беременная любовница влиятельного бизнесмена Шахова (Петр Буслов), человека могущественного и опасного. Во время родов Маши случается непредвиденное, и против Леры ожесточается весь мир: руководство клиники, пытавшееся выслужиться перед влиятельными клиентами, и Шахов, ищущий крайних в случившемся.
«Дыши» в соответствии со своим названием — проект невероятно воздушный, в нем много жизненной энергии и неспешной красоты. Анна Кузнецова не просто сняла драматическую историю на тему, которую редко затрагивают отечественные кинематографисты, но совершила маленькое чудо — рассказала ее через женскую оптику. Вероятно, это один из главных релизов не только фестиваля, но и всего года.
«Олдскул», реж. Александр Жигалкин и Евгений Шилякин (Start/Premier)
Забравшее приз зрительских симпатий драмеди с Марией Ароновой (она признана лучшей актрисой смотра), снятое в стиле мокьюментари (ключевой референс — комедийный сериал «Офис»). Заслуженная преподавательница старой закалки Мария Трифонова устраивается в элитную московскую школу, чтобы наладить отношения с внучкой (Таисья Калинина), с которой не общалась десять лет из-за разлада с дочерью, мамой девочки. Устройство на новую работу в учебное заведение, где недопустимы строгие правила и поощряется свобода самовыражения, сопровождается непрерывной съемкой, фиксирующей все перипетии, в которые попадает закостеневшая героиня Ароновой.

«Олдскул» — отличный пример того, как можно не просто заимствовать формат, но талантливо его адаптировать, наделив собственным колоритом. Мария Аронова традиционно крадет каждую сцену со своим участием, а сценарий дает ей в этом разгуляться. Получился смешной, но точный и душевный проект, в котором герои самых разных возрастов учатся меняться и принимать друг друга в этих различиях.
«Планетяне», реж. Урал Сафин (ТНТ)
Сериал с сюрпризом, который сперва заставил всех скривиться от недоумения, а затем уложил на лопатки зрительский зал, хохочущий до слез. Главные виновники успеха — реальный супружеский и экранный дуэт Максима Лагашкина и Екатерины Стуловой (они же принесли проекту награду в номинации «Лучший актерский ансамбль»). Актеры, кажется, сами нескрываемо наслаждались абсурдом, в котором участвовали.

Супруги Антон и Марина становятся свидетелями прибытия инопланетян, которые их похищают, заимствуя тела. Представители внеземной цивилизации должны выполнить секретную миссию, но сперва адаптироваться к реалиям незнакомой им планеты. Для этого они оперативно изучают человеческий язык, повадки и правила, по которым существует мир вокруг. Поскольку обучение происходит преимущественно наощупь, инопланетные герои неизменно оказываются в бесконечной череде различных курьезов. Как итог, в сериале хватает намеренно стыдных моментов, которые могут смутить, но больше всего в нем эпизодов, от которых становится гомерически смешно. К финалу эпизода (и, вероятно, так будет с каждой последующей серией) авторы сменяют юмор на более серьезную интонацию: ведущие видеодневник инопланетяне фиксируют что-то прекрасное из узнанного про жизнь людей. И тем самым дают нам всем шанс.
«Нормальный», реж. Владислав Иконников (Kion)
В прошлом году на «Пилоте» был показан другой релиз платформы — «Она такая классная» со схожим сюжетным стартом. В обоих проектах речь идет про героев с ментальными особенностями. В этом году на смену Льву Зулькарнаеву пришел Андрей Максимов («Фишер»). Удивительно и то, что оба проекта не только делают важное дело — подсвечивают тему инклюзии, но и совершают одну и ту же авторскую ошибку — наступают на грабли шаблонного сценарного тропа про то, что женщины в беде от отчаяния обязательно пускаются работать в сферу вебкам, что, конечно, имеет мало общего с реальностью.

«Нормальный» рассказывает историю хулигана Лехи (Григорий Верник), который сперва волею судеб оказывается в психиатрической больнице, а затем оттуда сбегает, прихватив с собой Костю (Максимов), не вполне способного к жизни за стенами специализированного учреждения. Но у Лехи есть младший брат с такими же особенностями развития, также нуждающийся в лечении, поддержке и принятии. Весь первый эпизод разрывается между лирической комедией и социальной драмой: пока балагур Леха устраивает переворот в психлечебнице (компанию ему там составляет самоироничный певец Шура в роли одного из пациентов), дома от безысходности «сходит с ума» его мама (Елена Николаева). Вопреки очевидным слабым местам в сюжете, в самой истории много классного жизненного хаоса, работающего на убедительность. А еще есть неожиданный сюжетный твист, из-за которого в мире героев хочется задержаться подольше, чтобы узнать, чем же закончится их большое путешествие навстречу друг к другу.
«Фейк», реж. Алексей Кузмин-Тарасов (Okko)
Потенциально еще один хит платформы, который зрители будут горячо обсуждать. А обсудить есть что: в центре истории Рита (Анастасия Красовская), работающая учителем биологии в школе и ведущая небольшой онлайн-блог. Рита готовится в скором времени перебраться в Москву по приглашению на новую работу. Но в ее планы вмешивается неизвестный сталкер, который сначала преследует ее онлайн, а затем буквально проникает в ее жизнь, все в ней круша. Сталкер угрожает разрушить репутацию девушки и личное счастье. В списке подозреваемых все: от старшеклассников — учеников Риты и ее бывшего парня до близкой подруги (Полина Ауг) и нынешнего бойфренда (Эльдар Калимулин).

«Фейк» не лишен своих недочетов: например, Красовская не выглядит убедительно в роли учительницы старших классов, во многом наделенная теми же повадками и манерой речи, что и ее ученики, из-за чего кажется их ровесницей. Но актрисе хорошо удается передать растерянность, испуг и лишающее остатка сил предчувствие беды, которые теперь заполнили ее некогда спокойную жизнь. А еще проект-головоломка, предполагающий множество теорий, взялся поработать с важной темой сталкинга и интимной мести через секс-шантаж, которой подвержены женщины, все еще не защищенные законом.
Конкурс документальных сериалов
«Арт — это я», реж. Катя Жемерова и Родион Макаров (Kion)

Победитель в категории «Лучший документальный сериал», что кажется абсолютно заслуженным. Это невероятно тонкий, но динамичный, живой и талантливо выстроенный проект про людей искусства. В показанном на фестивале пилоте речь шла про артистов цирка, о том, что это за люди, как пришли в профессию и какой титанический труд остается за кулисами цирковой арены — в пространстве, не видимом обычным зрителям. В дальнейших эпизодах будут рассказаны истории артистов из других сфер искусства. «Арт — это я» сделан настолько живо, увлекательно и любя, что не может не вдохновить и не захватить аудиторию.
«Черкизон. Ад и рай новой России», реж. Вадим Ватагин (Okko)

История-расследование о спорной фигуре бизнесмена Тельмана Исмаилова — владельца Черкизовского рынка, некогда считавшегося едва ли не отдельным государством. Авторы начинают свой эпос с очевидной иронии: сперва об Исмаилове говорят те, кому довелось оказаться в его ближайшем окружении, застать его расцвет и заполучить свой куш. Они хвалят предпринимателя не только за талант бизнесмена, но и за невиданную щедрость покровителя. Правда, постепенно идеальный портрет благотворителя рушится: там, где была щедрость, было и насилие; где царила роскошь, воцарился и ужас тех, кто стал жертвой чужого обогащения. Создатели сериала хотят исследовать эту многоликость и сложность Исмаилова, ныне находящегося в международном розыске, а также эпохи, его породившей, и той империи, которую он сперва возвел, а потом резко потерял. Пилот сериала выглядит интригующе, чередуя интервью свидетелей тех событий с редкой хроникой, добавляющей истории объема и новых смыслов, особенно сегодня.
Полный список победителей VII фестиваля сериалов «Пилот»
Лучший пилот (выбор жюри): «Дыши», реж. Аня Кузнецова
Лучший пилот (выбор зрителей): «Олдскул», реж. Александр Жигалкин
Лучший пилот документального сериала: «Арт — это я», реж. Катя Жемерова и Родион Макаров
Лучший режиссер: Владислав Иконников («Нормальный»)
Лучший сценарий: «Дыши», сценарий Елена Кондратьева и Светлана Штеба
Лучшая актриса: Мария Ароноваа («Олдскул»)
Лучший актер: Сергей Марин («Дорогой Вилли»)
Лучший актерский ансамбль: «Планетяне»
Самый ожидаемый игровой сериал: «Хирург», реж. Илья Ермолов